Рассмотрено на заседании методического
совета МКОУ «ЦДК»
протокол № 3 от « 22 » января 2025 г.
УТВЕРЖДАЮ:
директор МКОУ «ЦДК»
__________ Лосяков С.В.
приказ № 1/1 от « 22 » января 2025 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
«Развитие познавательной сферы детей 1года»
Составитель Осанина Евгения Сергеевна,
педагог-психолог
1 квалификационной категории
Емельяново, 2025
Актуальность и перспективность
Важнейшим достижением раннего возраста является овладение ситуативно-деловым
общением, переходящим в сотрудничество с взрослым. В ходе общения ребенок фиксирует
взор на лице взрослого, употребляет невербальные средства общения (смотрит в лицо,
эмоционально реагирует, пользуется указательным жестом и др.), а затем и вербальными
средствами общения (произносит звуки, фразы, слова). В ходе взаимодействия со взрослым он
повторяет за ним действия, или подражает ему, или действует по речевой инструкции. В
процессе предметно-игровой ситуации, организованной взрослым, обращает внимание на
сверстников и стремится к взаимодействию с ними. Познавательное развитие в раннем возрасте
тесно связано с интересом к окружающему предметному миру. Ребенок, проявляя свою
активность, стремится познакомиться с возможно большим количеством предметов, вовлекая
их в свою предметно-игровую деятельность. Развитие предметных действий влияет на развитие
восприятия: происходит знакомство не только со способами употребления предметов, но и с их
свойствами – формой, величиной, цветом, массой, материалом и т.п. В этот период у ребенка
возникают простые формы наглядно-действенного мышления, самые первичные обобщения,
непосредственно связанные с выделением тех или иных внешних и внутренних признаков
предметов. Он находит результативный способ решения практической задачи в игровых или
жизненных ситуациях, пробует дать верную оценку результату действий (получилось или не
получилось), использует предмет-орудие для удовлетворения своих познавательных
потребностей и учитывает свойство предмета–цели. На протяжении раннего возраста речь
приобретает все большее значение для всего психического развития. Возникновение речи тесно
связано с деятельностью общения, она появляется для целей общения и развивается в его
контексте. Потребность в общении формируется при активном воздействии взрослого на
ребенка. Смена форм общения также происходит при инициативном воздействии взрослого на
ребенка. Он понимает и действует в соответствии со сложной речевой инструкцией, усваивает
новую информацию через вербальные средства. Физическое развитие в раннем возрасте –
определяет активность ребенка в пространстве. После 12 месяцев он постепенно овладевает
основными движениями: ходьбой, бегом, лазанием, прыжками, метанием. Он может ходить по
лестнице переменным шагом без опоры, бросать и ловить мяч обеими руками с близкого
расстояния. При обучении овладевает ездой на трехколесном велосипеде, самокате. Все эти
физические умения совершенствуются на протяжении раннего периода жизни и переходят в
устойчивые навыки, которые обеспечивают самостоятельность ребенка в познании
окружающего мира и во взаимодействии с социумом. Таким образом, в раннем детстве можно
отметить активное развитие следующих психических сфер: общения, речевой, познавательной
(восприятия, наглядно-действенного мышления), двигательной и эмоционально-волевой сферы;
самостоятельности в быту.
Научные, методологические, нормативно-правовые и методические основания
программы.
Теоретической и методологической основой программы являются: положение Л.С.
Выготского о ведущей роли обучения и воспитания в психическом развитии
ребенка;периодизация психического развития ребёнка, определяющая возрастные
психологические особенности развития личности и познания Д.Б. Эльконина.Культурноисторический
подход
(Л.С.Выготский,
А.В.Запорожец,
А.Н.Леонтьев,
Д.
Б.
Эльконин);личностный подход (Л.И.Божович, Л.С.Выготский, В.В.Давыдов, А.Н.Леонтьев,
В.А.Петровский); деятельностный подход (А.В.Запорожец, А.Н.Леонтьева, С.Л.Рубинштейн).
Рабочая программа составлена в соответствии с:
1. Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12. 2012 года №
273-ФЗ;
2. Письмом Минобрнауки России от 10.02.2015 № ВК-268/07 «О совершенствовании
деятельности центров психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи»
(вместе с «Рекомендациями Министерства образования и науки РФ органам
государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере образования по
совершенствованию деятельности центров психолого-педагогической, медицинской и
социальной помощи»);
3. Федеральным Законом «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ» № 124-ФЗ от
24.07.1998г;
4. СанПин 2.4.4.3.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству,
содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного
образования детей»;
5. Приказом Министерства просвещения РФ от 9.11.2018г. № 196 «Об утверждении Порядка
организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным
общеобразовательным программам» (с изменениями от 30.09.2020);
6. Уставом Муниципального казенного образовательного учреждения, для детей
нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи «Центр
диагностики и консультирования».
Коррекционно-педагогический процесс для детей организуется в соответствии с возрастными
потребностями и индивидуально-типологическими особенностями развития детей.
Практическая направленность.
Рабочая программа имеет коррекционно-развивающую направленность, способствует
когнитивному и эмоционально-личностному развитию.Параллельно предполагается работа по
совершенствованию мелкой и общей моторики.
Данная
программа
составлена
на
основе
следующих
программ:
«Годовой курс занятий для детей 1-2 лет». Т.М. Мазанник, Н,М. Цвилько и др.
«Уроки для самых маленьких».Е. Данилова Москва «Росмэн- Пресс», 2007.
Цель и задачи
Целью разработанной программы является развитие познавательной сферы детей раннего
возраста (1 года) в соответствии с индивидуальными особенностями.
Для достижения поставленной цели решаются следующие задачи:
Обогащение сенсорного опыта, совершенствование зрительных, слуховых и тактильных
ощущений ребенка:
совершенствовать зрительное восприятие, учить прослеживать взглядом за
перемещающейся игрушкой, показывать рукой на игрушку, активизировать внимание
ребенка в играх: «Ку-ку!», «Ау!»;
активизировать слуховое восприятие и слуховое внимание, побуждать прислушиваться к
звучащим игрушкам, проявлять различные реакции на звучание детских музыкальных
инструментов (дудочка, колокольчик, бубен):
учить проявлять реакции на бытовые звуки, различать их;
закреплять тактильные ощущения, поддерживать эмоциональное общение в
пальчиковых и тактильных играх с взрослым.
Формирование деятельности, способов взаимодействия со сверстниками:
активизировать участие в предметно-игровых действиях с взрослым с использованием
игрушек Би-ба-бо, пальчикового театра, предметных игрушек изображающих людей,
птиц и зверей, развивать интерес к общению со взрослым в совместной деятельности;
совершенствовать манипулятивные действия с предметами: побуждать к действиям
нажатия, хватания, перекладывания из руки в руку, постукивания, потряхивания, учить
вставлять в прорези формы, мелкие предметы;
учить ориентироваться на сверстника в игровых ситуациях: сначала играть рядом с
предметами, затем в совместной игре, организованной взрослым – катать, ловить мячик,
строить башенку, собирать пирамидку и т.п.;
расширять сенсорный опыт ребенка, учить ориентироваться в новом пространстве,
активизировать его к определенным действиям - достать, искать игрушку, подползти,
подойти, подбежать, выкладывать игрушки, дидактические пособия на разном
расстоянии и с разных сторон (спереди, сзади, слева, справа, сверху, снизу от ребенка) и
т.п.
Развитие интереса к предметам и явлениям окружающего мира, познавательной мотивации,
любознательности:
учить выполнять орудийные действия с предметами (стучать молоточком, ловить
сачком, рисовать мелком, пересыпать ложкой, совочком):
показывать знакомые предметы на картинке, используя указательный жест, соотносить
предмет с его изображением;
создавать условия для обогащения чувственного опыта: учить наблюдать за
изменениями в природе или событиями в природе, фиксировать опыт в словесных
высказываниях.
Адресат
Адресатом программы являются дети раннего возраста 1 года с нормативным развитием,
дети «группы риска» и их родители.
Продолжительность программы
Продолжительность программы составляет 5 месяцев с 9 января 2025 г. по 27 мая 2025 г.
Учебная программа рассчитана на 38 занятий, 2 раза в неделю. Занятия проводятся в групповой
форме, продолжительность занятий составляет 20 минут, 40 минут отводится на игровую
деятельность детей.
Требования к результату усвоения программы
При условии успешной реализации данной программы будет наблюдаться положительная
динамика в развитии познавательных способностей детей раннего возраста, дети смогут:
дифференцировать предметы и игрушки, близкие по практическому опыту;
различать звуки окружающей среды, находить источник звука;
выделять игрушки по слову, называть знакомый предмет, соотносить предмет с его
изображением;
собирать предмет из 2-х частей (пользоваться соотносящими действиями);
уметь использовать предметы-орудия для достижения цели в игровой ситуации;
ориентироваться в пространстве вокруг себя – находить предметы по слову,
использовать некоторые в соответствии с их функциональным назначением;
выполнять соотносящие движения руками в пальчиковых упражнениях и двигательнотактильных играх.
Система оценки достижения планируемых результатов
Освоение дополнительных общеразвивающих программ сопровождается проведением
текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся, осуществляется
в форме – психолого-педагогической диагностики, с применением методов, установленных
учебными планами:
наблюдение;
беседа;
анализ продуктов деятельности;
мониторинг.
Календарно-тематический план
№
п/п
Название разделов Количество
и тем
часов
Дата проведения
планируемая
фактическая
I Диагностика познавательной сферы
1
Диагностика
1
13.01
2
Диагностика
1
15.01
3
Диагностика
1
20.01
4
Диагностика
1
22.01
II Введение
Вводное
1
27.01
адаптационное
занятие
III Формирование элементарных математических представлений
1
Форма
1
2
3
Свойства
предметов: форма.
Круг
Свойства
предметов: форма.
Квадрат
Свойства
предметов: форма.
Треугольник
1
29.01
1
03.02
1
05.02
Величина
1
2
Сравнение
величины
предметов.
Большой
маленький
Изучение
величины
предметов.
Средний.
1
10.02
1
12.02
-
IV Сенсорное развитие
1
2
Свойства
предметов:
Красный
Свойства
предметов:
Желтый
1
17.02
1
19.02
цвет.
цвет.
3
4
Свойства
1
24.02
предметов: цвет.
Синий
Свойства
1
26.02
предметов: цвет.
Зеленый
VОзнакомление с предметным окружением
Овощи
1
Помидор
1
03.03
2
Огурец
1
05.03
3
Морковь
1
10.03
4
Текущий контроль
1
12.03
5
Капуста
1
17.03
6
Картофель
1
19.03
7
Лук
1
24.03
Фрукты
1
Яблоко
1
26.03
2
Апельсин
1
31.03
3
Лимон
1
02.04
4
Груша
1
07.04
Домашние животные и их детеныши
1
Кошка и котенок
1
09.04
2
Собака и щенок
1
14.04
3
Корова и теленок
1
16.04
4
Коза и козленок
1
21.04
5
Лошадь и
жеребенок
Овца и ягненок
1
23.04
1
28.04
6
7
Закрепление темы
1
30.04
«Домашние
животные»
Дикие животные и их детеныши
1
Медведица и
медвежонок
Волчица и
волчонок
2
1
05.05
1
07.05
3
4
5
6
Итого:
Промежуточная
аттестация
Лиса и лисенок
1
12.05
1
14.05
Зайчиха и
зайчонок
Закрепление темы
«Дикие
животные»
1
19.05
1
21.05
38
Список используемой литературы:
1. Н.Е.Веракса, А.Н.Веракса «Программа от рождения до школы». Москва, изд. «ВАКО»,
2014.
2. О.Н. Земцова «Тесты для детей 1-2 лет».Москва, изд. «Махаон Азбука-Аттикус, 2016.
3. Д. Денисова «Цвет, форма. Развитие и обучение детей от 1 до 2 лет» Москва, изд.
«Мозаика-синтез»
4. Т.М. Мазанник«Годовой курс занятий для детей 1-2 лет».Москва изд. «ЭКСМО», 2019
5. Е. Данилова «Уроки для самых маленьких». Москва «Росмэн- Пресс», 2007.
6. Е.А.Ульева «Творческие развивающие задания для детей от 1 до 2 лет». Москва, изд.
«ВАКО» 2016.