«Развитие познавательной сферы ребенка 4 лет»

Рассмотрено на заседании методического
совета МКОУ «ЦДК»
протокол № 3 от «22» января 2025 г.

УТВЕРЖДАЮ:
директор МКОУ «ЦДК»
__________ Лосяков С.В.
приказ № 1/1 от «22» января 2025 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
«Развитие познавательной сферы ребенка 4 лет»
Составитель Осанина Евгения Сергеевна,
педагог-психолог
1 квалификационной категории

Емельяново, 2025

Актуальность и перспективность.
После 4-х лет ребенок внеситуативно общается с взрослым, вступает в ролевое взаимодействие
со сверстниками в сюжетно-ролевой игре. Он может выбрать конкретную роль в игре для себя
и для другого ребенка, согласовать и обсудить с ним свои действия. Во взаимоотношениях
появляется индивидуальная избирательность, которая характеризуется в предпочтении одних
детей другим. В группах выделяются лидеры, появляются конкурентность, соревновательность,
что ведет к совершенствованию образа я и представлений о других, развивается самооценка. В
среднем дошкольном возрасте формируется потребность в уважении со стороны взрослого, для
ребенка чрезвычайно важной оказывается похвала. Это приводит к повышенной
чувствительности и эмоциональным реакциям на происходящее, обидчивости на замечания,
рассматриваемая в качестве возрастного феномена. В изобразительной и конструктивной
деятельности дети планируют и действуют по замыслу: рисунок становится предметным и
детализированным, а самостоятельные постройки из 5-7 деталей из разного конструктора. В
процессе развития продуктивных видов деятельности в этот период совершенствуются
познавательные процессы: внимание, восприятие, память, образное мышление. К концу
среднего дошкольного возраста восприятие становится более развитым. Ребенок может назвать
форму, на которую похож тот или иной предмет; вычленить в сложных объектах простые
формы, из отдельных форм воссоздать сложные объекты; упорядочить группы предметов по
сенсорному признаку — величине, цвету; выделить такие параметры, как высота, длина и
ширина. Совершенствуется ориентация в пространстве. Возрастают возможности памяти:
увеличивается ее объем, ребенок запоминает до 6-7 названий предметов. Складывается
произвольное запоминание: появляется способность принять задачу на запоминание, запомнить
поручения взрослых, выучить небольшое стихотворение и т. д. Происходит переход к нагляднообразному мышлению: простые схематизированные изображения используются для решения
несложных задач. В этом возрасте появляется возможность конструировать поделки по схеме,
решать лабиринтные задачи. В среднем дошкольном возрасте слово является организующим
элементом деятельности ребенка и передачи ему знания, но пока не имеет никаких
преимуществ перед наглядными способами передачи опыта. Поэтому словесное
инструктирование и передача опыта в словесной форме еще нуждаются в чувственной опоре.
Развивается грамматическая сторона речи. Дошкольники занимаются словотворчеством на
основе грамматических правил. Речь детей при взаимодействии друг с другом носит
ситуативный характер. У них вызывают интерес ритмическая структура речи, рифмы.
Двигательная сфера характеризуется позитивными изменениями крупной и мелкой моторики:
развивается ловкость, координация движений, равновесие, согласованность действий обеих рук
(умение ловить мячи).
Данная программа разработана для ребенка, у которого был выявлен замедленный темп
становления познавательной деятельности, отмечаются нарушения мелкой ручной моторики,
зрительного восприятия и пространственной ориентировки. Разработанный комплекс занятий
направлен на разностороннее развитие ребенка, составлен с учетом возрастных и
индивидуальных особенностей, способствует проведению коррекции интеллектуального
развития и позволяет в ходе выполнения игровых заданий развивать у ребенка мышление,
внимание, память, восприятие, воображение, мелкую моторику.
Научные, методологические, нормативно-правовые и методические основания
программы.
Теоретической и методологической основой программы являются: положение Л.С.
Выготского о ведущей роли обучения и воспитания в психическом развитии
ребенка;периодизация психического развития ребёнка, определяющая возрастные
психологические особенности развития личности и познания Д.Б. Эльконина.Культурноисторический
подход
(Л.С.Выготский,
А.В.Запорожец,
А.Н.Леонтьев,
Д.
Б.
Эльконин);личностный подход (Л.И.Божович, Л.С.Выготский, В.В.Давыдов, А.Н.Леонтьев,
В.А.Петровский); деятельностный подход (А.В.Запорожец, А.Н.Леонтьева, С.Л.Рубинштейн).
Рабочая программа составлена в соответствии с:

1. Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации»от 29 декабря 2012года №
273-ФЗ;
2. Письмом Минобрнауки России от 10.02.2015 № ВК-268/07 «О совершенствовании
деятельности центров психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи»
(вместе с «Рекомендациями Министерства образования и науки РФ органам
государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере образования по
совершенствованию деятельности центров психолого-педагогической, медицинской и
социальной помощи»);
3. Федеральным Законом «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ» № 124-ФЗ от
24.07.1998г;
4. СанПин 2.4.4.3.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству,
содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного
образования детей»;
5. Приказом Министерства просвещения РФ от 9.11.2018г. № 196 «Об утверждении Порядка
организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным
общеобразовательным программам» (с изменениями от 30.09.2020);
6. Уставом Муниципального казенного образовательного учреждения, для детей
нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи «Центр
диагностики и консультирования».
Коррекционно-педагогический процесс для детей организуется в соответствии с возрастными
потребностями и индивидуально-типологическими особенностями развития детей.
Практическая направленность.
Рабочая программа имеет коррекционно-развивающую направленность, способствует
когнитивному и эмоционально-личностному развитию. Параллельно предполагается работа по
совершенствованию мелкой и общей моторики.
Данная
программа
составлена
на
основе
следующих
программ:
Годовой курс занятий для детей 4-5 лет Е. Лазарь, Т.М. Мазанник и др.
Грамотейка. Интеллектуальное развитие детей 4-5 лет. Земцова О.Н.
Я считаю до пяти. Е.В. Колесникова
Дошкольное Обучение. Годовой курс. Я учусь считать. 4+. Давыдова Т.
Цель и задачи
Целью разработанной программы является развитие познавательной сферы ребенка среднего
дошкольного возраста (4лет) в соответствии с индивидуальными особенностями.
Для достижения поставленной цели решаются следующие задачи:
Формирование средств ориентировки в окружающей действительности, формирование
мышления и речи:
 продолжать формировать целостное восприятие предметов, образы-представления о
предметах, их свойствах, выделять основные признаки предметов в процессе различных
видов детской деятельности (конструировании, на занятиях с сюжетными игрушками,
рисовании и т.п.);
 закрепить образы восприятия знакомых предметов и их свойства: учить запоминать
предметы по основному признаку (мячик – круглый, кубик – квадратный, крыша дома –
треугольная), группировать предметы или изображения по основному признаку на 2
части – «Что бывает круглым, что бывает квадратным?»);
 продолжать формировать образы-представления: учить группировать предметы по
заданному признаку, называть словом сходство и различия сравниваемых групп.
Формирование элементов учебной деятельности: ориентировка на количественный признак и
счет; временных представлений, развитие речи:
 совершенствовать количественные представления, учить пересчитывать предметы в
пределах 5-и; выделять из множества по слову предметы в пределах 5-и; соотносить
число с количеством пальцев на руке, число с количеством предметов на картинке с
реальными предметами;



уметь выделять из множества заданное количество 1-5 (на слух, по карточке, на ощупь),
выполнять счетные операции в пределах 4-5-и; учить сравнивать предметы по
количеству – больше-меньше, одинаково;
 формировать графический образ цифры в пределе 5-ти, соотносить цифры с количеством
предметов, обводить графически цифры, лепить по контуру, уметь найти заданную
цифру среди других;
 совершенствовать действия с пишущим предметом по показу и по образцу на различных
поверхностях – мольберт, альбомный лист (проводить простые линии-дорожки,
дорисовывать предметные изображения, выполнять графические бордюры по образцу на
крупных листах и т.п.);
 учить различать по признакам времена года – зима-лето, подбирать иллюстрации по
характерным признакам времени года в играх с использованием дидактических пособий,
называть словом время года и признаки времени года, наблюдать на прогулках за
изменениями в природе, фиксировать наблюдения и впечатления в продуктивных видах
деятельности (рисовании, лепке, аппликации).
Адресат
Адресатом программы является ребенок «группы риска» среднего дошкольного возраста (4
лет) и его родители.
Продолжительность программы
Продолжительность программы составляет 5 месяцев с 9 января 2025 г. по 27 мая 2025 г.
Учебная программа рассчитана на 38 занятий, 2 раза в неделю. Занятия проводятся в
индивидуальной форме, продолжительность занятий составляет 20 – 30 минут.
Требования к результату усвоения программы
При условии успешной реализации данной программы будет наблюдаться положительная
динамика в развитии познавательных способностей ребенка среднего дошкольного возраста,
ребенок сможет:
 группировать предметы по одному-двум внешним признакам (размер, форма, цвет);
 строить из объемных деталей конструктора по показу и образцу, обозначать ведущий
признак предмета словом;
 пересчитывать предметы, называть итоговое число (в пределах 5-и);
 соотносить количество пальцев на руке, подбирать цифру, с заданным количеством
предметов (1-5);
 осуществлять простые графические действия с пишущим предметом (проводить
различные линии по образцу, штриховать контуры предметов и т.п.);
 проводить графические линии по слуховому сигналу, сопровождать графическое
действие произнесением звуков (звукоподражание);
 воспроизводить предметно-игровые действия по сюжету знакомой сказки;
 различать времена года по характерным признакам (зима-лето), подбирать к ним
иллюстрации, воспроизводить признаки в рисунке;
Система оценки достижения планируемых результатов
Освоение адаптированных дополнительных общеразвивающих программ сопровождается
проведением текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся,
осуществляется в форме – психолого-педагогической диагностики, с применением методов,
установленных учебными планами:
наблюдение;
беседа;
анализ продуктов деятельности;
мониторинг.

Календарно-тематический план
№
п/п

Название разделов и Количе
тем
ство
часов

Дата проведения

планируемая

фактическая

I Диагностика познавательной сферы
1

Диагностика

1

09.01

2

Диагностика

1

14.01

3

Диагностика

1

16.01

4

Диагностика

1

21.01

II Введение
1

Вводное
1
23.01
адаптационное занятие
IIIФормирование элементарных математических представлений
Количество

1
2
3
4
5
6
7
8

Прямой
счет
в
пределах пяти
Графический
образ
числа 0
Графический
образ
числа 1
Графический
образ
числа 2
Графический
образ
числа 3
Графический
образ
числа 4
Графический
образ
числа 5
Закрепление раздела
«Количество»

1

28.01

1

30.01

1

04.02

1

06.02

1

11.02

1

13.02

1

19.02

1

20.02

Форма
1
2

3
4

Геометрические
фигуры. «Овал»
Геометрические
фигуры.
«Прямоугольник»
Геометрические
фигуры. «Ромб»
Группировка
предметов по форме

1

25.02

1

27.02

1

04.03

1

06.03

5

Закрепление
«Форма»

раздела

6

Текущий контроль

1

11.03

1

13.03

IV Формирование пространственных и временных представлений
1

2

3

4
5
6
7
8

Пространственное
1
18.03
положение предметов.
«До-после»
Пространственное
1
20.03
положение предметов.
«Далеко-близко»
Пространственное
1
25.03
положение предметов.
«Слева-справа»
Времена суток и их
1
27.03
признаки. «Утро»
Времена суток и их
1
01.04
признаки. «День»
Времена суток и их
1
03.04
признаки. «Вечер»
Времена суток и их
1
08.04
признаки. «Ночь»
Закрепление темы
1
10.04
«Времена суток»
V Ознакомление с предметным окружением

1

Одежда

1

15.04

2

Обувь

1

17.04

3

Головные уборы

1

22.04

4

Посуда

1

24.04

5

Продукты питания

1

29.04

6

Мебель

1

06.05

7

Электроприборы

1

13.05

8

Промежуточная
аттестация
Инструменты

1

15.05

1

20.05

Музыкальные
1
инструменты
11
Обобщение
и
1
классификация
предметов по группам
Итого:
38

22.05

9
10

26.05

Список используемой литературы:
1. Е. Данилова «Уроки для самых маленьких». Москва «Росмэн- Пресс», 2007.
2. Е.А.Екжанова, Стребелева Е.А «Коррекционно-педагогическая помощь детям раннего и
дошкольного возраста».Санкт-Петербург, изд. «КАРО» 2008.
3. И. И. МамайчукПсихокоррекционные технологии для детей с проблемами в развитии. СПб.,2003.
4. И.С. Погудина. Умные игры, упражнения, коррекционно-развивающие конспекты
занятий для детей дошкольного возраста. Санкт-Петербург «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2013
5. Учебно-методический комплекс по разработке и реализации специальной
индивидуальной программы развития.[Электронный ресурс]: http://умксипр.рф/

Муниципальное казенное образовательное учреждение для детей,
нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи
«Центр диагностики и консультирования»
Мониторинг текущего контроля успеваемости
2024-2025 учебный год.
ФИО специалиста: Осанина Е.С.
Должность специалиста: педагог-психолог
Возраст обучающегося: 4 года
Название программы: «Развитие познавательной сферы ребенка 4 лет»
Дата заполнения: 13.03.2025
Оцениваемые параметры
Результат
программы
Формирование
элементарных
математических
представлений

освоения

Обладает прямым счетом до
пяти
Количество

Форма
Уровень освоения программы:

Знает графический образ
чисел от 0 до 5
Различает форму предметов
(овал, прямоугольник, ромб)
Сортирует предметы по
форме.

Примечание фиксация результатов:
Результат освоения программы
Владеет (+)

Уровень освоения программы
Высокий уровень

Частично владеет (×)

Средний уровень

Не владеет (−)

Низкий уровень

Осанина Е.С._________________

Муниципальное казенное образовательное учреждение для детей,
нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи
«Центр диагностики и консультирования»
Мониторинг промежуточной аттестации
2024-2025 учебный год.
ФИО специалиста: Осанина Е.С.
Должность специалиста: педагог-психолог
Возраст обучающегося: 4 года
Название программы: «Развитие познавательной сферы ребенка 4 лет»
Дата заполнения: 15.05.2025
Оцениваемые параметры
Результат
программы
Обладает прямым счетом до
пяти

Формирование
элементарных
математических
представлений

Количество

Форма
Формирование
пространственных
и
временных
представлений

Пространственные
представления

Временные
представления
Ознакомление
предметным
окружением

освоения

с

Знает графический образ
чисел от 0 до 5
Различает форму предметов
(овал, прямоугольник, ромб)
Сортирует предметы по
форме.
Может
определить
пространственное
положение предметов: «допосле»
Может
определить
пространственное
положение
предметов:
«далеко-близко»
Может
определить
пространственное
положение
предметов:
«слева-справа»
Знает последовательность и
признаки времен суток
Узнает
на
картинном
материале
и
называет
предметы
окружающего
мира
Проводит
обобщения,
классифицируетпредметы по
группам

Уровень освоения программы:

Примечание фиксация результатов:
Результат освоения программы
Программа освоена (+)
Частично освоена (×)
Не освоена (−)

Уровень освоения программы
Высокий – полностью освоил программный
курс
Средний
–
не
полностью
освоил
программный курс
Низкий – не освоил программный курс

Уровень обученности обучающегося (результат промежуточной аттестации):
Результат освоения
Уровень освоения программы
Количество
Процент
программы
обучающихся
освоения
программы
Программа освоена
Высокий – полностью освоил
программный курс
Программа частично Средний - не полностью освоил
освоена
программный курс
Программа
не Низкий
не
освоил
освоена
программный курс
Всего обучающихся

Осанина Е.С. _____________________


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».