Рассмотрено на заседании методического совета МКОУ «ЦДК» протокол № 2 от «13» сентября 2024 г. УТВЕРЖДАЮ: директор МКОУ «ЦДК» __________ Лосяков С.В. приказ № 17 от «13» сентября 2024 г. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «Развитие познавательной сферы ребенка 3 лет» Составитель Осанина Евгения Сергеевна, педагог-психолог 1 квалификационной категории Емельяново, 2024 Актуальность и перспективность. В младшем дошкольном возрасте ребенок активно пользуется невербальными и вербальными средствами для ситуативно-делового общения со сверстниками и способен к устойчивому взаимодействию с взрослым. Он стремится к сотрудничеству и переносит увиденные способы действий в собственную деятельность. Так появляется самостоятельность, которая выражается, например, в сюжетной игре: в ней могут быть как реальные действия, так и действия, носящие условный характер. На протяжении младшего дошкольного возраста самостоятельные игровые действия складываются в логические цепочки игровых действий, которые проигрываются согласно правилам, с использованием предметов – заместителей, а затем переносятся в различные игровые ситуации. На фоне «разворачивания» самостоятельных игровых действий все более устойчивым становится интерес к действиям других людей, ребенок активно начинает подражать взрослому как в игровых, так и бытовых ситуациях. Его поведение все больше контролируется относительно ситуации, и он начинает замечать несоответствие поведения других сверстников требованиям взрослого, оценивать и проявлять внимание к различным эмоциональным состояниям людей. Самостоятельность проявляется в культурногигиенических навыках, ребенок поддерживает опрятность во внешнем виде, владеет основными навыками самообслуживания (и только в некоторых случаях может требоваться незначительная помощь взрослого). Именно в этом периоде развития закладываются основы здорового образа жизни и формируются элементарные представления о правила безопасного поведения и личной гигиены. После 3-х лет у детей возрастает интерес к изобразительной и конструктивной деятельности, ее процессу и результатам. В младшем дошкольном возрасте у ребенка усиливается познавательная активность, интерес к познанию окружающего мира. Он проходит период «почемучек»: его интересует уже не только внешний вид и назначение предметов, но и связи и отношения между предметами и явлениями, лежащие в их основе причинные зависимости, взаимоотношения людей, нравственные и социальные связи и закономерности. В этот период активно развивается чувственное познание через восприятие и наглядное мышление. Становление восприятия происходит путем совершенствования перцептивных действий и усвоения систем сенсорных эталонов, выработанных человечеством (о геометрических формах, цветовом спектре, мерах веса, величины, времени, системы фонем родного языка, и т. п.). Ребенок способен выполнять операции анализа и сравнения изображенных объектов: справляется с заданиями на группировку предметов согласно заданному сенсорному признаку; пользуется зрительно-практической ориентировкой на количественный признак, выполняет счетные операции по представлению в пределах 3-х; восстанавливает целостное изображение из 4-х частей. Ребенок понимает и выполняет различные словесные инструкции, связанные с практическим опытом. На этом этапе развития речь еще не может служить ему надежной опорой для передачи новых знаний, поэтому лишь появляется возможность усвоения знаний на основе объяснений, но не изолированно, а только с опорой на четкие наглядные представления. В физическом развитии к этому возрасту сформированы основные двигательные навыки. Ребенок выражает стремление использовать различные виды движений (ходьба, бег, лазанье, ползание, прыжки, метание) для достижения бытовой или игровой цели. Он обладает практической ориентировкой в пространстве в знакомой местности; выполняет по показу и по инструкции взрослого физические упражнения, простейшие построения и перестроения; с желанием принимает участие в подвижных играх со сверстниками, соблюдая простые правила игры. Научные, методологические, нормативно-правовые и методические основания программы. Теоретической и методологической основой программы являются: положение Л.С. Выготского о ведущей роли обучения и воспитания в психическом развитии ребенка;периодизация психического развития ребёнка, определяющая возрастные психологические особенности развития личности и познания Д.Б. Эльконина.Культурно-исторический подход (Л.С.Выготский, А.В.Запорожец, А.Н.Леонтьев, Д. Б. Эльконин);личностный подход (Л.И.Божович, Л.С.Выготский, В.В.Давыдов, А.Н.Леонтьев, В.А.Петровский); деятельностный подход (А.В.Запорожец, А.Н.Леонтьева, С.Л.Рубинштейн). Рабочая программа составлена в соответствии с: 1. Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации»от 29 декабря 2012года № 273-ФЗ; 2. Письмом Минобрнауки России от 10.02.2015 № ВК-268/07 «О совершенствовании деятельности центров психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи» (вместе с «Рекомендациями Министерства образования и науки РФ органам государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере образования по совершенствованию деятельности центров психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи»); 3. Федеральным Законом «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ» № 124-ФЗ от 24.07.1998г; 4. СанПин 2.4.4.3.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей»; 5. Приказом Министерства просвещения РФ от 9.11.2018г. № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» (с изменениями от 30.09.2020); 6. Уставом Муниципального казенного образовательного учреждения, для детей нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи «Центр диагностики и консультирования». Коррекционно-педагогический процесс для детей организуется в соответствии с возрастными потребностями и индивидуально-типологическими особенностями развития детей. Практическая направленность. Рабочая программа имеет коррекционно-развивающую направленность, способствует когнитивному и эмоционально-личностному развитию.Параллельно предполагается работа по совершенствованию мелкой и общей моторики. Данная программа составлена на основе следующих программ: Д. Денисова «Цвет, форма. Развитие и обучение детей» Москва, изд. «Мозаика-синтез», Е. Данилова «Уроки для самых маленьких». Москва «Росмэн- Пресс», 2007. Цель и задачи Целью разработанной программы является развитие познавательной сферы ребенка 3 лет в соответствии с индивидуальными особенностями. Для достижения поставленной цели решаются следующие задачи: Формировать деятельность, способы усвоения общественного опыта (уметь подражать, работать по показу, образцу и речевой инструкции): совершенствовать практическую ориентировку на внешние свойства предметов, пользоваться методом проб при выполнении практических и игровых заданий; продолжать учить различать величину – большой, средний, маленький, расставлять предметы по величине на 3 группы, закрепить в пассивном словаре слова, обозначающие размер предметов; совершенствовать предметные действия: выполнять соотносящие и орудийные действия в предметно-игровых ситуациях, организованным взрослым. Формирование средств ориентировки в окружающем, формирование мышления и речи: совершенствовать поисковые способы ориентировки – методом проб и ошибок, методом практического примеривания и зрительного соотнесения при выполнении практических и игровых заданий; формирование наглядно-образного мышления: представления детей о явлениях и предметах окружающего мира; формировать умение группировать предметы по ведущему признаку; использовать обобщающее слово; закреплять представления о живой – неживой природе (расставить игрушки (изображения) на 2 группы. Развитие интереса к предметам и явлениям окружающего мира, познавательной мотивации, любознательности: формировать целостность восприятия предметного изображения: учить собирать разрезные картинки (3-4 части предметного изображения) с опорой на образец и без него; совершенствовать тактильно-двигательное восприятие: закреплять и обогащать чувственный опыт ребенка в играх с предметами и дидактическим материалом: осуществлять выбор предметов разных по величине, форме, материалу, опираясь на тактильный образец; учить соотносить предметы с их изображениями в пределах 3-4 образцов; продолжать развивать слуховое внимание и слуховое восприятие: учить различать громкое и тихое звучание детских музыкальных инструментов, запоминать последовательность звучания музыкальных инструментов, различать звукоподражания животных, птиц; использовать звуковое сопровождение при обыгрывании сюжетов сказки – «Угадай, какой герой сказки к нам пришел?» и т.п. Формирование элементов учебной деятельности: количественных и временных представлений, развитие речи: продолжать формировать ориентировку на количественный признак предметов: различать один-много-мало-пусто, один, два, три; выбирать из количества однородных предметов по инструкции взрослого, с опорой на зрительный, слуховой и тактильный анализатор; обучать пользоваться пишущим предметом, формировать графические умения в играх с цветными карандашами, формировать интерес к проведению простых линий в процессе выполнения игровых заданий (дождик, дорожка, клубочек); воспитывать интерес к природе, бережное отношение к растениям и животным. Адресат Адресатом программы является ребенок «группы риска» среднего дошкольного возраста (3 лет) и его родители. Продолжительность программы Продолжительность программы составляет 4 месяца со 2 сентября 2024 г. по 27 декабря 2024 г. Учебная программа рассчитана на 34 занятия, 2 раза в неделю. Занятия проводятся в индивидуальной форме, продолжительность занятий составляет 20 – 30 минут. Требования к результату усвоения программы При условии успешной реализации данной программы будет наблюдаться положительная динамика в развитии познавательных способностей ребенка среднего дошкольного возраста, ребенок сможет: группировать предметы по одному-двум внешним признакам (размер, форма, цвет); строить из объемных деталей конструктора по показу и образцу, обозначать ведущий признак предмета словом; пересчитывать предметы, называть итоговое число (в пределах 5-и); соотносить количество пальцев на руке, подбирать цифру, с заданным количеством предметов (1-5); осуществлять простые графические действия с пишущим предметом (проводить различные линии по образцу, штриховать контуры предметов и т.п.); проводить графические линии по слуховому сигналу, сопровождать графическое действие произнесением звуков (звукоподражание); воспроизводить предметно-игровые действия по сюжету знакомой сказки; различать времена года по характерным признакам (зима-лето), подбирать к ним иллюстрации, воспроизводить признаки в рисунке; Система оценки достижения планируемых результатов Освоение адаптированных дополнительных общеразвивающих программ сопровождается проведением текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся, осуществляется в форме – психолого-педагогической диагностики, с применением методов, установленных учебными планами: наблюдение; беседа; анализ продуктов деятельности; мониторинг. Календарно-тематический план № Название разделов и тем п/п Количество часов Дата проведения планируемая фактическая I Диагностика познавательной сферы 1 Диагностика 1 02.09 2 Диагностика 1 04.09 3 4 Диагностика Диагностика 1 1 09.09 11.09 II Введение 1 Вводное адаптационное 1 16.09 занятие III Формирование элементарных математических представлений Величина Величины предметов. 2 «Большой» Величины предметов. 2 «Маленький» Закрепление раздела 1 «Величина» IV Сенсорное развитие 18.09 23.09 25.09 30.09 02.10 1 Цвет. «Красный» 2 2 Цвет. «Желтый» 2 3 Цвет. «Синий» 2 4 Цвет. «Зеленый» 2 5 07.10 09.10 14.10 16.10 21.10 23.10 28.10 30.10 02.11 Закрепление темы 1 «Цвет» VОзнакомление с предметным окружением 1 2 3 Игрушки 1 Машинка 2 2 Текущий контроль 1 3 Кукла 2 4 Пирамидка 2 06.11 11.11 13.11 15.11 20.11 25.11 27.11 5 6 7 8 Матрешка (2хсоставная) Мяч 2 Промежуточная аттестация Кубики 1 Закрепление темы «Игрушки» Итого: 2 2 9 1 34 02.12 04.12 09.12 11.12 16.12 18.12 23.12 25.12 Список используемой литературы: 1. Е. Данилова «Уроки для самых маленьких». Москва «Росмэн- Пресс», 2007. 2. Е.А.Екжанова, Стребелева Е.А «Коррекционно-педагогическая помощь детям раннего и дошкольного возраста».Санкт-Петербург, изд. «КАРО» 2008. 3. И. И. МамайчукПсихокоррекционные технологии для детей с проблемами в развитии. СПб.,2003. 4. И.С. Погудина. Умные игры, упражнения, коррекционно-развивающие конспекты занятий для детей дошкольного возраста. Санкт-Петербург «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2013 5. Учебно-методический комплекс по разработке и реализации специальной индивидуальной программы развития.[Электронный ресурс]: http://умксипр.рф/ Муниципальное казенное образовательное учреждение для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи «Центр диагностики и консультирования» Мониторинг текущего контроля успеваемости 2024-2025 учебный год. ФИО специалиста: Осанина Е.С. Должность специалиста: педагог-психолог Возраст обучающегося: 3 года Название программы: «Развитие познавательной сферы ребенка 3 лет» Дата заполнения: 13.11.2024 Результат освоения программы Различает размеры предметов (большой – маленький). Величина Формирование элементарных математических представлений Оцениваемые параметры Сортирует предметы по размеру. Сортирует предметы по цвету. (Красный, желтый) Цвет Сенсорное развитие Соотносит предметы по цвету. (Красный, желтый) Различает цвет предметов по слову. (Красный, желтый) Уровень освоения программы: Примечание фиксация результатов: Результат освоения программы Владеет (+) Уровень освоения программы Высокий уровень Частично владеет (×) Средний уровень Не владеет (−) Низкий уровень Осанина Е.С.__________________ Муниципальное казенное образовательное учреждение для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи «Центр диагностики и консультирования» Мониторинг промежуточной аттестации 2024-2025 учебный год. ФИО специалиста: Осанина Е.С. Должность специалиста: педагог-психолог Возраст обучающегося: 3 года Название программы: «Развитие познавательной сферы ребенка 3 лет» Дата заполнения: 16.12.2024 Результат освоения программы Цвет Величина Различает размеры предметов (большой – маленький). Сортирует предметы по размеру. Соотносит предметы (Основные цвета) по цвету. Сортирует предметы (Основные цвета) по цвету. Различает цвет предметов по слову. (Основные цвета) Различает игрушки и совершает специфические действия с ними. Игрушки Ознакомление с предметным окружением Сенсорное развитие Формирование элементарных математических представлений Оцениваемые параметры Может найти игрушку среди других. Уровень освоения программы: Примечание фиксация результатов: Результат освоения программы Программа освоена (+) Частично освоена (×) Не освоена (−) Уровень освоения программы Высокий – полностью освоил программный курс Средний – не полностью освоил программный курс Низкий – не освоил программный курс Список используемой литературы: 6. Е. Данилова «Уроки для самых маленьких». Москва «Росмэн- Пресс», 2007. 7. Е.А.Екжанова, Стребелева Е.А «Коррекционно-педагогическая помощь детям раннего и дошкольного возраста».Санкт-Петербург, изд. «КАРО» 2008. 8. И. И. МамайчукПсихокоррекционные технологии для детей с проблемами в развитии. СПб.,2003. 9. И.С. Погудина. Умные игры, упражнения, коррекционно-развивающие конспекты занятий для детей дошкольного возраста. Санкт-Петербург «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2013 10. Учебно-методический комплекс по разработке и реализации специальной индивидуальной программы развития.[Электронный ресурс]: http://умксипр.рф/