Рассмотрено на заседании методического совета МКОУ «ЦДК» протокол № 2 от « 13 » сентября 2024 г. УТВЕРЖДАЮ: директор МКОУ «ЦДК» __________ Лосяков С.В. приказ № 17 от «13 » сентября 2024 г. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «Развитие познавательной сферы детей 2 лет» Составитель Осанина Евгения Сергеевна, педагог-психолог 1 квалификационной категории Емельяново, 2024 Актуальность и перспективность Важнейшим достижением раннего возраста является овладение ситуативно-деловым общением, переходящим в сотрудничество с взрослым. В ходе общения ребенок фиксирует взор на лице взрослого, употребляет невербальные средства общения (смотрит в лицо, эмоционально реагирует, пользуется указательным жестом и др.), а затем и вербальными средствами общения (произносит звуки, фразы, слова). В ходе взаимодействия со взрослым он повторяет за ним действия, или подражает ему, или действует по речевой инструкции. В процессе предметно-игровой ситуации, организованной взрослым, обращает внимание на сверстников и стремится к взаимодействию с ними. Познавательное развитие в раннем возрасте тесно связано с интересом к окружающему предметному миру. Ребенок, проявляя свою активность, стремится познакомиться с возможно большим количеством предметов, вовлекая их в свою предметно-игровую деятельность. Развитие предметных действий влияет на развитие восприятия: происходит знакомство не только со способами употребления предметов, но и с их свойствами – формой, величиной, цветом, массой, материалом и т.п. В этот период у ребенка возникают простые формы наглядно-действенного мышления, самые первичные обобщения, непосредственно связанные с выделением тех или иных внешних и внутренних признаков предметов. Он находит результативный способ решения практической задачи в игровых или жизненных ситуациях, пробует дать верную оценку результату действий (получилось или не получилось), использует предмет-орудие для удовлетворения своих познавательных потребностей и учитывает свойство предмета–цели. На протяжении раннего возраста речь приобретает все большее значение для всего психического развития. Возникновение речи тесно связано с деятельностью общения, она появляется для целей общения и развивается в его контексте. Потребность в общении формируется при активном воздействии взрослого на ребенка. Смена форм общения также происходит при инициативном воздействии взрослого на ребенка. Он понимает и действует в соответствии со сложной речевой инструкцией, усваивает новую информацию через вербальные средства. Физическое развитие в раннем возрасте – определяет активность ребенка в пространстве. После 12 месяцев он постепенно овладевает основными движениями: ходьбой, бегом, лазанием, прыжками, метанием. Он может ходить по лестнице переменным шагом без опоры, бросать и ловить мяч обеими руками с близкого расстояния. При обучении овладевает ездой на трехколесном велосипеде, самокате. Все эти физические умения совершенствуются на протяжении раннего периода жизни и переходят в устойчивые навыки, которые обеспечивают самостоятельность ребенка в познании окружающего мира и во взаимодействии с социумом. Таким образом, в раннем детстве можно отметить активное развитие следующих психических сфер: общения, речевой, познавательной (восприятия, наглядно-действенного мышления), двигательной и эмоционально-волевой сферы; самостоятельности в быту. Научные, методологические, нормативно-правовые и методические основания программы. Теоретической и методологической основой программы являются: положение Л.С. Выготского о ведущей роли обучения и воспитания в психическом развитии ребенка;периодизация психического развития ребёнка, определяющая возрастные психологические особенности развития личности и познания Д.Б. Эльконина. Культурноисторический подход (Л.С.Выготский, А.В.Запорожец, А.Н.Леонтьев, Д. Б. Эльконин);личностный подход (Л.И.Божович, Л.С.Выготский, В.В.Давыдов, А.Н.Леонтьев, В.А.Петровский); деятельностный подход (А.В.Запорожец, А.Н.Леонтьева, С.Л.Рубинштейн). Рабочая программа составлена в соответствии с: 1. Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации»от 29 декабря 2012года № 273-ФЗ; 2. Письмом Минобрнауки России от 10.02.2015 № ВК-268/07 «О совершенствовании деятельности центров психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи» (вместе с «Рекомендациями Министерства образования и науки РФ органам государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере образования по совершенствованию деятельности центров психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи»); 3. Федеральным Законом «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ» № 124-ФЗ от 24.07.1998г; 4. СанПин 2.4.4.3.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей»; 5. Приказом Министерства просвещения РФ от 9.11.2018г. № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» (с изменениями от 30.09.2020); 6. Уставом Муниципального казенного образовательного учреждения, для детей нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи «Центр диагностики и консультирования». Коррекционно-педагогический процесс для детей организуется в соответствии с возрастными потребностями и индивидуально-типологическими особенностями развития детей. Практическая направленность. Рабочая программа имеет коррекционно-развивающую направленность, способствует когнитивному и эмоционально-личностному развитию. Параллельно предполагается работа по совершенствованию мелкой и общей моторики. Данная программа составлена на основе следующих программ: «Годовой курс занятий для детей 2-3 лет». Т.М. Мазанник, Н,М. Цвилько и др. С.М. Шкляровска, Е.А. Родионова, Ю.А. Сафина «Годовой курс развивающих занятий для детей 2-3 лет» Цель и задачи Целью разработанной программы являетсяразвитие познавательной сферы детей раннего возраста (2лет) в соответствии с индивидуальными особенностями. Для достижения поставленной цели решаются следующие задачи: Обогащение сенсорного опыта, совершенствование зрительных, слуховых и тактильных ощущений ребенка: совершенствовать пространственные ориентировки, опираясь на зрительные, слуховые, тактильные стимулы («Где звенит?», «Кто кричит?» «Достань такую же игрушку из волшебного мешочка!», «Найди желтый шарик!»); продолжать совершенствовать различные действия с предметами, формировать соотносящие и орудийные действия – открывать, закрывать, стучать, катать, трясти, ставить, нанизывать, вставлять, вынимать и т.п.; продолжать формировать практическую ориентировку на величину (большоймаленький), используя сенсорные эталоны в предметно-игровых действиях со взрослым – подбирать крышки к коробочкам, нанизывать последовательно колечки на стержень, расставлять предметы на 2 величины – большие-маленькие; продолжать формировать практическую ориентировку на форму (кубик-шарик), учить ориентироваться на свойства предмета и назначение – шарики катаем - кубики ставим, собираем башенку (катится – не катится, есть уголок); продолжать формировать ориентировку на цвет, учить сличать и называть словом основные цвета - желтый, красный, синий, зеленый. Организовывать игры на зрительное соотнесение предметов (игрушек) по цвету – «Такой - не такой!», учить выделять только один цвет - «Собери все желтые», «Найди все синие» и т.п.; учить зрительно соотносить предметы (игрушки) по цвету – «Такой - не такой!», учить выделять только один цвет - «Собери все желтые», «Найди все синие» и т.п.; учить соотносить предметы по двум признакам - цвету и форме в играх с предметами, учить группировке предметов по 2-м признакам: разложить предметы на 2 группы желтые, красные). Формирование средств ориентировки в окружающем, формирование мышления и речи: формировать наглядно-действенное мышление в дидактических играх: сачком достать шарики из воды, крючком подтянуть машинку, за веревочку провезти грузовичок, достать ложкой шарики из крупы; в игровых заданиях взрослый создает игровую ситуацию и предлагает ребенку выбрать предмет для разрешения ситуации – «Чем выловить рыбки из аквариума?» (сачок или крючок?), «Как грузовик поедет к домику?» (палочка или ленточка?) и т.п. Формирование элементов учебной деятельности: количественных и временных представлений, развитие речи и др.: формировать ориентировку на количественный признак предметов: различать предметы: один-много-мало-пусто (используя для обучения однородные счетные предметы – елочки, грибочки, яблоки, геометрические формы); учить различать объекты живой и неживой природы, наблюдать на прогулках за повадками птиц, животных; проводить игры с водой и песком, включение орудийных действий с предметами в игровых ситуациях, обращать внимание на свойства объектов неживой природы и их изменения (водичка льется, сухой песок сыпется, в ведерко насыпаем песок, в бутылку наливаем воду; мокрый песок- можно делать куличики и т.п.). Развитие интереса к предметам и явлениям окружающего мира, познавательной мотивации, любознательности: обучать обследовать предмет, выделять главный признак предмета, его назначение (машину катать, молоточком стучать, сачком доставать и т.п.); формировать указательный жест в играх с предметами, по просьбе взрослого выделить игрушку, уметь показывать указательным пальцем на предмет, затем действовать с ним в заданной игровой ситуации; продолжать формировать ручные умения, развивать мелкую ручную моторику в играх с мелкими деталями, предметами, использовать крупную мозаику, конструктор ЛЕГО, крупные бусинки и т.п. Адресат Адресатом программы являются дети раннего возраста 2 лет с нормативным развитием, дети «группы риска», ребенок с нарушением опорно-двигательного аппарата и их родители. Продолжительность программы Продолжительность программы составляет 4 месяца со 2 сентября 2024 г. по 27 декабря 2024 г. Учебная программа рассчитана на 34 занятия, 2 раза в неделю. Занятия проводятся в групповой форме, продолжительность занятий составляет 20 минут, 40 минут отводится на игровую деятельность детей. Требования к результату усвоения программы При условии успешной реализации данной программы будет наблюдаться положительная динамика в развитии познавательных способностей детейраннего возраста, дети смогут: находить знакомый предмет по звучанию, достать нужную игрушку по слову из мешочка; собирать или сложить игрушку из 2-3 частей; различать предметы по величине, форме, цвету; группировать предметы по 2 признакам (цвет-форма, величина-форма, форма- цвет); различать предметы по количественному признаку (много-мало, мало-пусто, одинмного); пользоваться указательным жестом, называть предметы, выражать свои просьбы словом; пользоваться орудийными и соотносящими действиями в игровых ситуациях, различать предметы и объекты живой и неживой природы (игрушки-животные), раскладывать картинки на группы, называть знакомые предметы. Система оценки достижения планируемых результатов Освоение дополнительных общеразвивающих программ сопровождается проведением текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся, осуществляется в форме – психолого-педагогической диагностики, с применением методов, установленных учебными планами: наблюдение; беседа; анализ продуктов деятельности; мониторинг. Календарно-тематический план № п/п Название разделов и тем Количество часов Дата проведения планируемая фактическая I Диагностика познавательной сферы 1 Диагностика 1 03.09 2 Диагностика 1 05.09 3 Диагностика 1 10.09 4 Диагностика 1 12.09 II Введение 1 Вводное адаптационное 1 17.09 занятие IIФормирование элементарных математических представлений Количество 1 2 3 4 5 Количество предметов. «Много» Количество предметов. «Мало» Количество предметов. «Один» Количество предметов. «Ни одного» Закрепление раздела «Количество» 1 19.09 1 24.09 1 26.09 1 01.10 1 03.10 Форма 1 Круг 1 08.10 2 Квадрат 1 10.10 3 Прямоугольник 1 15.10 4 Треугольник 1 17.10 5 Закрепление «Форма» 1 22.10 раздела Величина 1 2 3 4 Изучение величины 1 24.10 предметов «Большой» Изучение величины 1 29.10 предметов «Маленький» Сравнение величин 1 31.10 «Большой – маленький» Закрепление раздела 1 05.11 «Величина» IV Ознакомление с предметным окружением 1 Домашние животные 1 07.11 2 Текущий контроль 1 12.11 3 Дикие животные 1 14.11 4 Игрушки 1 19.11 5 Овощи 1 21.11 6 Фрукты 1 26.11 7 Одежда 1 28.11 8 Обувь 1 03.12 9 Головные уборы 1 05.12 10 Посуда 1 10.12 11 Мебель 1 12.12 12 Промежуточная аттестация 1 17.12 13 Транспорт 1 19.12 1 24.12 1 26.12 Группировка и классификация предметов 15 Свойства предметов и материалов Итого: 14 34 Список используемой литературы: 1. Н.Е.Веракса, А.Н.Веракса «Программа от рождения до школы». Москва, изд. «ВАКО», 2014. 2. О.Н. Земцова «Тесты для детей 2 -3 лет».Москва, изд. «Махаон Азбука-Аттикус, 2016. 3. Т.М. Мазанник«Годовой курс занятий для детей 2-3 лет».Москва, изд. «Эксмодетство», 2015 4. Е. Данилова «Уроки для самых маленьких». Москва «Росмэн- Пресс», 2007. 5. Е.А.Ульева «Творческие развивающие задания для детей от 2 до 3 лет». Москва, изд. «ВАКО» 2016. 6. С.М. Шкляровска, Е.А. Родионова, Ю.А. Сафина «Годовой курс развивающих занятий для детей 2-3 лет», Москва, изд. «Эксмодетство», 2019