Рассмотрено на заседании методического
совета МКОУ «ЦДК»
протокол № 2 от « 13 » сентября 2024 г.
УТВЕРЖДАЮ:
директор МКОУ «ЦДК»
__________ Лосяков С.В.
приказ № 17 от «13 » сентября 2024 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
«Развитие познавательной сферы детей 2 лет»
Составитель Осанина Евгения Сергеевна,
педагог-психолог
1 квалификационной категории
Емельяново, 2024
Актуальность и перспективность
Важнейшим достижением раннего возраста является овладение ситуативно-деловым
общением, переходящим в сотрудничество с взрослым. В ходе общения ребенок фиксирует
взор на лице взрослого, употребляет невербальные средства общения (смотрит в лицо,
эмоционально реагирует, пользуется указательным жестом и др.), а затем и вербальными
средствами общения (произносит звуки, фразы, слова). В ходе взаимодействия со взрослым он
повторяет за ним действия, или подражает ему, или действует по речевой инструкции. В
процессе предметно-игровой ситуации, организованной взрослым, обращает внимание на
сверстников и стремится к взаимодействию с ними. Познавательное развитие в раннем возрасте
тесно связано с интересом к окружающему предметному миру. Ребенок, проявляя свою
активность, стремится познакомиться с возможно большим количеством предметов, вовлекая
их в свою предметно-игровую деятельность. Развитие предметных действий влияет на развитие
восприятия: происходит знакомство не только со способами употребления предметов, но и с их
свойствами – формой, величиной, цветом, массой, материалом и т.п. В этот период у ребенка
возникают простые формы наглядно-действенного мышления, самые первичные обобщения,
непосредственно связанные с выделением тех или иных внешних и внутренних признаков
предметов. Он находит результативный способ решения практической задачи в игровых или
жизненных ситуациях, пробует дать верную оценку результату действий (получилось или не
получилось), использует предмет-орудие для удовлетворения своих познавательных
потребностей и учитывает свойство предмета–цели. На протяжении раннего возраста речь
приобретает все большее значение для всего психического развития. Возникновение речи тесно
связано с деятельностью общения, она появляется для целей общения и развивается в его
контексте. Потребность в общении формируется при активном воздействии взрослого на
ребенка. Смена форм общения также происходит при инициативном воздействии взрослого на
ребенка. Он понимает и действует в соответствии со сложной речевой инструкцией, усваивает
новую информацию через вербальные средства. Физическое развитие в раннем возрасте –
определяет активность ребенка в пространстве. После 12 месяцев он постепенно овладевает
основными движениями: ходьбой, бегом, лазанием, прыжками, метанием. Он может ходить по
лестнице переменным шагом без опоры, бросать и ловить мяч обеими руками с близкого
расстояния. При обучении овладевает ездой на трехколесном велосипеде, самокате. Все эти
физические умения совершенствуются на протяжении раннего периода жизни и переходят в
устойчивые навыки, которые обеспечивают самостоятельность ребенка в познании
окружающего мира и во взаимодействии с социумом. Таким образом, в раннем детстве можно
отметить активное развитие следующих психических сфер: общения, речевой, познавательной
(восприятия, наглядно-действенного мышления), двигательной и эмоционально-волевой сферы;
самостоятельности в быту.
Научные, методологические, нормативно-правовые и методические основания
программы.
Теоретической и методологической основой программы являются: положение Л.С.
Выготского о ведущей роли обучения и воспитания в психическом развитии
ребенка;периодизация психического развития ребёнка, определяющая возрастные
психологические особенности развития личности и познания Д.Б. Эльконина. Культурноисторический
подход
(Л.С.Выготский,
А.В.Запорожец,
А.Н.Леонтьев,
Д.
Б.
Эльконин);личностный подход (Л.И.Божович, Л.С.Выготский, В.В.Давыдов, А.Н.Леонтьев,
В.А.Петровский); деятельностный подход (А.В.Запорожец, А.Н.Леонтьева, С.Л.Рубинштейн).
Рабочая программа составлена в соответствии с:
1. Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации»от 29 декабря 2012года №
273-ФЗ;
2. Письмом Минобрнауки России от 10.02.2015 № ВК-268/07 «О совершенствовании
деятельности центров психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи»
(вместе с «Рекомендациями Министерства образования и науки РФ органам
государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере образования по
совершенствованию деятельности центров психолого-педагогической, медицинской и
социальной помощи»);
3. Федеральным Законом «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ» № 124-ФЗ от
24.07.1998г;
4. СанПин 2.4.4.3.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству,
содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного
образования детей»;
5. Приказом Министерства просвещения РФ от 9.11.2018г. № 196 «Об утверждении Порядка
организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным
общеобразовательным программам» (с изменениями от 30.09.2020);
6. Уставом Муниципального казенного образовательного учреждения, для детей
нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи «Центр
диагностики и консультирования».
Коррекционно-педагогический процесс для детей организуется в соответствии с возрастными
потребностями и индивидуально-типологическими особенностями развития детей.
Практическая направленность.
Рабочая программа имеет коррекционно-развивающую направленность, способствует
когнитивному и эмоционально-личностному развитию. Параллельно предполагается работа по
совершенствованию мелкой и общей моторики.
Данная
программа
составлена
на
основе
следующих
программ:
«Годовой курс занятий для детей 2-3 лет». Т.М. Мазанник, Н,М. Цвилько и др.
С.М. Шкляровска, Е.А. Родионова, Ю.А. Сафина «Годовой курс развивающих занятий для
детей 2-3 лет»
Цель и задачи
Целью разработанной программы являетсяразвитие познавательной сферы детей раннего
возраста (2лет) в соответствии с индивидуальными особенностями.
Для достижения поставленной цели решаются следующие задачи:
Обогащение сенсорного опыта, совершенствование зрительных, слуховых и тактильных
ощущений ребенка:
совершенствовать пространственные ориентировки, опираясь на зрительные, слуховые,
тактильные стимулы («Где звенит?», «Кто кричит?» «Достань такую же игрушку из
волшебного мешочка!», «Найди желтый шарик!»);
продолжать совершенствовать различные действия с предметами, формировать
соотносящие и орудийные действия – открывать, закрывать, стучать, катать, трясти,
ставить, нанизывать, вставлять, вынимать и т.п.;
продолжать формировать практическую ориентировку на величину (большоймаленький), используя сенсорные эталоны в предметно-игровых действиях со взрослым
– подбирать крышки к коробочкам, нанизывать последовательно колечки на стержень,
расставлять предметы на 2 величины – большие-маленькие;
продолжать формировать практическую ориентировку на форму (кубик-шарик), учить
ориентироваться на свойства предмета и назначение – шарики катаем - кубики ставим,
собираем башенку (катится – не катится, есть уголок);
продолжать формировать ориентировку на цвет, учить сличать и называть словом
основные цвета - желтый, красный, синий, зеленый. Организовывать игры на зрительное
соотнесение предметов (игрушек) по цвету – «Такой - не такой!», учить выделять только
один цвет - «Собери все желтые», «Найди все синие» и т.п.;
учить зрительно соотносить предметы (игрушки) по цвету – «Такой - не такой!», учить
выделять только один цвет - «Собери все желтые», «Найди все синие» и т.п.;
учить соотносить предметы по двум признакам - цвету и форме в играх с предметами,
учить группировке предметов по 2-м признакам: разложить предметы на 2 группы желтые, красные).
Формирование средств ориентировки в окружающем, формирование мышления и речи:
формировать наглядно-действенное мышление в дидактических играх: сачком достать
шарики из воды, крючком подтянуть машинку, за веревочку провезти грузовичок,
достать ложкой шарики из крупы; в игровых заданиях взрослый создает игровую
ситуацию и предлагает ребенку выбрать предмет для разрешения ситуации – «Чем
выловить рыбки из аквариума?» (сачок или крючок?), «Как грузовик поедет к домику?»
(палочка или ленточка?) и т.п.
Формирование элементов учебной деятельности: количественных и временных
представлений, развитие речи и др.:
формировать ориентировку на количественный признак предметов: различать предметы:
один-много-мало-пусто (используя для обучения однородные счетные предметы –
елочки, грибочки, яблоки, геометрические формы);
учить различать объекты живой и неживой природы, наблюдать на прогулках за
повадками птиц, животных; проводить игры с водой и песком, включение орудийных
действий с предметами в игровых ситуациях, обращать внимание на свойства объектов
неживой природы и их изменения (водичка льется, сухой песок сыпется, в ведерко
насыпаем песок, в бутылку наливаем воду; мокрый песок- можно делать куличики и
т.п.).
Развитие интереса к предметам и явлениям окружающего мира, познавательной мотивации,
любознательности:
обучать обследовать предмет, выделять главный признак предмета, его назначение
(машину катать, молоточком стучать, сачком доставать и т.п.);
формировать указательный жест в играх с предметами, по просьбе взрослого выделить
игрушку, уметь показывать указательным пальцем на предмет, затем действовать с ним
в заданной игровой ситуации;
продолжать формировать ручные умения, развивать мелкую ручную моторику в играх с
мелкими деталями, предметами, использовать крупную мозаику, конструктор ЛЕГО,
крупные бусинки и т.п.
Адресат
Адресатом программы являются дети раннего возраста 2 лет с нормативным развитием, дети
«группы риска», ребенок с нарушением опорно-двигательного аппарата и их родители.
Продолжительность программы
Продолжительность программы составляет 4 месяца со 2 сентября 2024 г. по 27 декабря 2024
г. Учебная программа рассчитана на 34 занятия, 2 раза в неделю. Занятия проводятся в
групповой форме, продолжительность занятий составляет 20 минут, 40 минут отводится на
игровую деятельность детей.
Требования к результату усвоения программы
При условии успешной реализации данной программы будет наблюдаться положительная
динамика в развитии познавательных способностей детейраннего возраста, дети смогут:
находить знакомый предмет по звучанию, достать нужную игрушку по слову из
мешочка;
собирать или сложить игрушку из 2-3 частей;
различать предметы по величине, форме, цвету;
группировать предметы по 2 признакам (цвет-форма, величина-форма, форма- цвет);
различать предметы по количественному признаку (много-мало, мало-пусто, одинмного);
пользоваться указательным жестом, называть предметы, выражать свои просьбы словом;
пользоваться орудийными и соотносящими действиями в игровых ситуациях,
различать предметы и объекты живой и неживой природы (игрушки-животные),
раскладывать картинки на группы, называть знакомые предметы.
Система оценки достижения планируемых результатов
Освоение дополнительных общеразвивающих программ сопровождается проведением
текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся, осуществляется
в форме – психолого-педагогической диагностики, с применением методов, установленных
учебными планами:
наблюдение;
беседа;
анализ продуктов деятельности;
мониторинг.
Календарно-тематический план
№
п/п
Название разделов и тем
Количество
часов
Дата проведения
планируемая
фактическая
I Диагностика познавательной сферы
1
Диагностика
1
03.09
2
Диагностика
1
05.09
3
Диагностика
1
10.09
4
Диагностика
1
12.09
II Введение
1
Вводное
адаптационное
1
17.09
занятие
IIФормирование элементарных математических представлений
Количество
1
2
3
4
5
Количество
предметов.
«Много»
Количество
предметов.
«Мало»
Количество
предметов.
«Один»
Количество предметов. «Ни
одного»
Закрепление
раздела
«Количество»
1
19.09
1
24.09
1
26.09
1
01.10
1
03.10
Форма
1
Круг
1
08.10
2
Квадрат
1
10.10
3
Прямоугольник
1
15.10
4
Треугольник
1
17.10
5
Закрепление
«Форма»
1
22.10
раздела
Величина
1
2
3
4
Изучение
величины
1
24.10
предметов «Большой»
Изучение
величины
1
29.10
предметов «Маленький»
Сравнение
величин
1
31.10
«Большой – маленький»
Закрепление
раздела
1
05.11
«Величина»
IV Ознакомление с предметным окружением
1
Домашние животные
1
07.11
2
Текущий контроль
1
12.11
3
Дикие животные
1
14.11
4
Игрушки
1
19.11
5
Овощи
1
21.11
6
Фрукты
1
26.11
7
Одежда
1
28.11
8
Обувь
1
03.12
9
Головные уборы
1
05.12
10
Посуда
1
10.12
11
Мебель
1
12.12
12
Промежуточная аттестация
1
17.12
13
Транспорт
1
19.12
1
24.12
1
26.12
Группировка и
классификация предметов
15 Свойства предметов и
материалов
Итого:
14
34
Список используемой литературы:
1. Н.Е.Веракса, А.Н.Веракса «Программа от рождения до школы». Москва, изд. «ВАКО»,
2014.
2. О.Н. Земцова «Тесты для детей 2 -3 лет».Москва, изд. «Махаон Азбука-Аттикус, 2016.
3. Т.М. Мазанник«Годовой курс занятий для детей 2-3 лет».Москва, изд. «Эксмодетство»,
2015
4. Е. Данилова «Уроки для самых маленьких». Москва «Росмэн- Пресс», 2007.
5. Е.А.Ульева «Творческие развивающие задания для детей от 2 до 3 лет». Москва, изд.
«ВАКО» 2016.
6. С.М. Шкляровска, Е.А. Родионова, Ю.А. Сафина «Годовой курс развивающих занятий
для детей 2-3 лет», Москва, изд. «Эксмодетство», 2019