«Развитие познавательной сферы детей 2 лет»

Рассмотрено на заседании методического
совета МКОУ «ЦДК»
протокол № 2 от « 13 » сентября 2024 г.

УТВЕРЖДАЮ:
директор МКОУ «ЦДК»
__________ Лосяков С.В.
приказ № 17 от «13 » сентября 2024 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
«Развитие познавательной сферы детей 2 лет»
Составитель Осанина Евгения Сергеевна,
педагог-психолог
1 квалификационной категории

Емельяново, 2024

Актуальность и перспективность
Важнейшим достижением раннего возраста является овладение ситуативно-деловым
общением, переходящим в сотрудничество с взрослым. В ходе общения ребенок фиксирует
взор на лице взрослого, употребляет невербальные средства общения (смотрит в лицо,
эмоционально реагирует, пользуется указательным жестом и др.), а затем и вербальными
средствами общения (произносит звуки, фразы, слова). В ходе взаимодействия со взрослым он
повторяет за ним действия, или подражает ему, или действует по речевой инструкции. В
процессе предметно-игровой ситуации, организованной взрослым, обращает внимание на
сверстников и стремится к взаимодействию с ними. Познавательное развитие в раннем возрасте
тесно связано с интересом к окружающему предметному миру. Ребенок, проявляя свою
активность, стремится познакомиться с возможно большим количеством предметов, вовлекая
их в свою предметно-игровую деятельность. Развитие предметных действий влияет на развитие
восприятия: происходит знакомство не только со способами употребления предметов, но и с их
свойствами – формой, величиной, цветом, массой, материалом и т.п. В этот период у ребенка
возникают простые формы наглядно-действенного мышления, самые первичные обобщения,
непосредственно связанные с выделением тех или иных внешних и внутренних признаков
предметов. Он находит результативный способ решения практической задачи в игровых или
жизненных ситуациях, пробует дать верную оценку результату действий (получилось или не
получилось), использует предмет-орудие для удовлетворения своих познавательных
потребностей и учитывает свойство предмета–цели. На протяжении раннего возраста речь
приобретает все большее значение для всего психического развития. Возникновение речи тесно
связано с деятельностью общения, она появляется для целей общения и развивается в его
контексте. Потребность в общении формируется при активном воздействии взрослого на
ребенка. Смена форм общения также происходит при инициативном воздействии взрослого на
ребенка. Он понимает и действует в соответствии со сложной речевой инструкцией, усваивает
новую информацию через вербальные средства. Физическое развитие в раннем возрасте –
определяет активность ребенка в пространстве. После 12 месяцев он постепенно овладевает
основными движениями: ходьбой, бегом, лазанием, прыжками, метанием. Он может ходить по
лестнице переменным шагом без опоры, бросать и ловить мяч обеими руками с близкого
расстояния. При обучении овладевает ездой на трехколесном велосипеде, самокате. Все эти
физические умения совершенствуются на протяжении раннего периода жизни и переходят в
устойчивые навыки, которые обеспечивают самостоятельность ребенка в познании
окружающего мира и во взаимодействии с социумом. Таким образом, в раннем детстве можно
отметить активное развитие следующих психических сфер: общения, речевой, познавательной
(восприятия, наглядно-действенного мышления), двигательной и эмоционально-волевой сферы;
самостоятельности в быту.
Научные, методологические, нормативно-правовые и методические основания
программы.
Теоретической и методологической основой программы являются: положение Л.С.
Выготского о ведущей роли обучения и воспитания в психическом развитии
ребенка;периодизация психического развития ребёнка, определяющая возрастные
психологические особенности развития личности и познания Д.Б. Эльконина. Культурноисторический
подход
(Л.С.Выготский,
А.В.Запорожец,
А.Н.Леонтьев,
Д.
Б.
Эльконин);личностный подход (Л.И.Божович, Л.С.Выготский, В.В.Давыдов, А.Н.Леонтьев,
В.А.Петровский); деятельностный подход (А.В.Запорожец, А.Н.Леонтьева, С.Л.Рубинштейн).
Рабочая программа составлена в соответствии с:
1. Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации»от 29 декабря 2012года №
273-ФЗ;
2. Письмом Минобрнауки России от 10.02.2015 № ВК-268/07 «О совершенствовании
деятельности центров психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи»
(вместе с «Рекомендациями Министерства образования и науки РФ органам
государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере образования по

совершенствованию деятельности центров психолого-педагогической, медицинской и
социальной помощи»);
3. Федеральным Законом «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ» № 124-ФЗ от
24.07.1998г;
4. СанПин 2.4.4.3.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству,
содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного
образования детей»;
5. Приказом Министерства просвещения РФ от 9.11.2018г. № 196 «Об утверждении Порядка
организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным
общеобразовательным программам» (с изменениями от 30.09.2020);
6. Уставом Муниципального казенного образовательного учреждения, для детей
нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи «Центр
диагностики и консультирования».
Коррекционно-педагогический процесс для детей организуется в соответствии с возрастными
потребностями и индивидуально-типологическими особенностями развития детей.
Практическая направленность.
Рабочая программа имеет коррекционно-развивающую направленность, способствует
когнитивному и эмоционально-личностному развитию. Параллельно предполагается работа по
совершенствованию мелкой и общей моторики.
Данная
программа
составлена
на
основе
следующих
программ:
«Годовой курс занятий для детей 2-3 лет». Т.М. Мазанник, Н,М. Цвилько и др.
С.М. Шкляровска, Е.А. Родионова, Ю.А. Сафина «Годовой курс развивающих занятий для
детей 2-3 лет»
Цель и задачи
Целью разработанной программы являетсяразвитие познавательной сферы детей раннего
возраста (2лет) в соответствии с индивидуальными особенностями.
Для достижения поставленной цели решаются следующие задачи:
Обогащение сенсорного опыта, совершенствование зрительных, слуховых и тактильных
ощущений ребенка:
 совершенствовать пространственные ориентировки, опираясь на зрительные, слуховые,
тактильные стимулы («Где звенит?», «Кто кричит?» «Достань такую же игрушку из
волшебного мешочка!», «Найди желтый шарик!»);
 продолжать совершенствовать различные действия с предметами, формировать
соотносящие и орудийные действия – открывать, закрывать, стучать, катать, трясти,
ставить, нанизывать, вставлять, вынимать и т.п.;
 продолжать формировать практическую ориентировку на величину (большоймаленький), используя сенсорные эталоны в предметно-игровых действиях со взрослым
– подбирать крышки к коробочкам, нанизывать последовательно колечки на стержень,
расставлять предметы на 2 величины – большие-маленькие;
 продолжать формировать практическую ориентировку на форму (кубик-шарик), учить
ориентироваться на свойства предмета и назначение – шарики катаем - кубики ставим,
собираем башенку (катится – не катится, есть уголок);
 продолжать формировать ориентировку на цвет, учить сличать и называть словом
основные цвета - желтый, красный, синий, зеленый. Организовывать игры на зрительное
соотнесение предметов (игрушек) по цвету – «Такой - не такой!», учить выделять только
один цвет - «Собери все желтые», «Найди все синие» и т.п.;
 учить зрительно соотносить предметы (игрушки) по цвету – «Такой - не такой!», учить
выделять только один цвет - «Собери все желтые», «Найди все синие» и т.п.;
 учить соотносить предметы по двум признакам - цвету и форме в играх с предметами,
учить группировке предметов по 2-м признакам: разложить предметы на 2 группы желтые, красные).
 Формирование средств ориентировки в окружающем, формирование мышления и речи:



формировать наглядно-действенное мышление в дидактических играх: сачком достать
шарики из воды, крючком подтянуть машинку, за веревочку провезти грузовичок,
достать ложкой шарики из крупы; в игровых заданиях взрослый создает игровую
ситуацию и предлагает ребенку выбрать предмет для разрешения ситуации – «Чем
выловить рыбки из аквариума?» (сачок или крючок?), «Как грузовик поедет к домику?»
(палочка или ленточка?) и т.п.
Формирование элементов учебной деятельности: количественных и временных
представлений, развитие речи и др.:
 формировать ориентировку на количественный признак предметов: различать предметы:
один-много-мало-пусто (используя для обучения однородные счетные предметы –
елочки, грибочки, яблоки, геометрические формы);
 учить различать объекты живой и неживой природы, наблюдать на прогулках за
повадками птиц, животных; проводить игры с водой и песком, включение орудийных
действий с предметами в игровых ситуациях, обращать внимание на свойства объектов
неживой природы и их изменения (водичка льется, сухой песок сыпется, в ведерко
насыпаем песок, в бутылку наливаем воду; мокрый песок- можно делать куличики и
т.п.).
Развитие интереса к предметам и явлениям окружающего мира, познавательной мотивации,
любознательности:
 обучать обследовать предмет, выделять главный признак предмета, его назначение
(машину катать, молоточком стучать, сачком доставать и т.п.);
 формировать указательный жест в играх с предметами, по просьбе взрослого выделить
игрушку, уметь показывать указательным пальцем на предмет, затем действовать с ним
в заданной игровой ситуации;
 продолжать формировать ручные умения, развивать мелкую ручную моторику в играх с
мелкими деталями, предметами, использовать крупную мозаику, конструктор ЛЕГО,
крупные бусинки и т.п.
Адресат
Адресатом программы являются дети раннего возраста 2 лет с нормативным развитием, дети
«группы риска», ребенок с нарушением опорно-двигательного аппарата и их родители.
Продолжительность программы
Продолжительность программы составляет 4 месяца со 2 сентября 2024 г. по 27 декабря 2024
г. Учебная программа рассчитана на 34 занятия, 2 раза в неделю. Занятия проводятся в
групповой форме, продолжительность занятий составляет 20 минут, 40 минут отводится на
игровую деятельность детей.
Требования к результату усвоения программы
При условии успешной реализации данной программы будет наблюдаться положительная
динамика в развитии познавательных способностей детейраннего возраста, дети смогут:
 находить знакомый предмет по звучанию, достать нужную игрушку по слову из
мешочка;
 собирать или сложить игрушку из 2-3 частей;
 различать предметы по величине, форме, цвету;
 группировать предметы по 2 признакам (цвет-форма, величина-форма, форма- цвет);
 различать предметы по количественному признаку (много-мало, мало-пусто, одинмного);
 пользоваться указательным жестом, называть предметы, выражать свои просьбы словом;
 пользоваться орудийными и соотносящими действиями в игровых ситуациях,
 различать предметы и объекты живой и неживой природы (игрушки-животные),
раскладывать картинки на группы, называть знакомые предметы.
Система оценки достижения планируемых результатов
Освоение дополнительных общеразвивающих программ сопровождается проведением
текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся, осуществляется

в форме – психолого-педагогической диагностики, с применением методов, установленных
учебными планами:
наблюдение;
беседа;
анализ продуктов деятельности;
мониторинг.

Календарно-тематический план
№
п/п

Название разделов и тем

Количество
часов

Дата проведения

планируемая

фактическая

I Диагностика познавательной сферы
1

Диагностика

1

03.09

2

Диагностика

1

05.09

3

Диагностика

1

10.09

4

Диагностика

1

12.09

II Введение
1

Вводное
адаптационное
1
17.09
занятие
IIФормирование элементарных математических представлений
Количество

1
2
3
4
5

Количество
предметов.
«Много»
Количество
предметов.
«Мало»
Количество
предметов.
«Один»
Количество предметов. «Ни
одного»
Закрепление
раздела
«Количество»

1

19.09

1

24.09

1

26.09

1

01.10

1

03.10

Форма
1

Круг

1

08.10

2

Квадрат

1

10.10

3

Прямоугольник

1

15.10

4

Треугольник

1

17.10

5

Закрепление
«Форма»

1

22.10

раздела

Величина

1
2
3
4

Изучение
величины
1
24.10
предметов «Большой»
Изучение
величины
1
29.10
предметов «Маленький»
Сравнение
величин
1
31.10
«Большой – маленький»
Закрепление
раздела
1
05.11
«Величина»
IV Ознакомление с предметным окружением

1

Домашние животные

1

07.11

2

Текущий контроль

1

12.11

3

Дикие животные

1

14.11

4

Игрушки

1

19.11

5

Овощи

1

21.11

6

Фрукты

1

26.11

7

Одежда

1

28.11

8

Обувь

1

03.12

9

Головные уборы

1

05.12

10

Посуда

1

10.12

11

Мебель

1

12.12

12

Промежуточная аттестация

1

17.12

13

Транспорт

1

19.12

1

24.12

1

26.12

Группировка и
классификация предметов
15 Свойства предметов и
материалов
Итого:
14

34

Список используемой литературы:
1. Н.Е.Веракса, А.Н.Веракса «Программа от рождения до школы». Москва, изд. «ВАКО»,
2014.
2. О.Н. Земцова «Тесты для детей 2 -3 лет».Москва, изд. «Махаон Азбука-Аттикус, 2016.
3. Т.М. Мазанник«Годовой курс занятий для детей 2-3 лет».Москва, изд. «Эксмодетство»,
2015
4. Е. Данилова «Уроки для самых маленьких». Москва «Росмэн- Пресс», 2007.
5. Е.А.Ульева «Творческие развивающие задания для детей от 2 до 3 лет». Москва, изд.
«ВАКО» 2016.
6. С.М. Шкляровска, Е.А. Родионова, Ю.А. Сафина «Годовой курс развивающих занятий
для детей 2-3 лет», Москва, изд. «Эксмодетство», 2019


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».