Рассмотрено на заседании методического совета МКОУ «ЦДК» протокол № 2 от « 13 » сентября 2024 г. УТВЕРЖДАЮ: директор МКОУ «ЦДК» __________ Лосяков С.В. приказ № 17 от «13 » сентября 2024 г. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «Развитие познавательной сферы детей 1года» Составитель Осанина Евгения Сергеевна, педагог-психолог 1 квалификационной категории Емельяново, 2024 Актуальность и перспективность Важнейшим достижением раннего возраста является овладение ситуативно-деловым общением, переходящим в сотрудничество с взрослым. В ходе общения ребенок фиксирует взор на лице взрослого, употребляет невербальные средства общения (смотрит в лицо, эмоционально реагирует, пользуется указательным жестом и др.), а затем и вербальными средствами общения (произносит звуки, фразы, слова). В ходе взаимодействия со взрослым он повторяет за ним действия, или подражает ему, или действует по речевой инструкции. В процессе предметно-игровой ситуации, организованной взрослым, обращает внимание на сверстников и стремится к взаимодействию с ними. Познавательное развитие в раннем возрасте тесно связано с интересом к окружающему предметному миру. Ребенок, проявляя свою активность, стремится познакомиться с возможно большим количеством предметов, вовлекая их в свою предметно-игровую деятельность. Развитие предметных действий влияет на развитие восприятия: происходит знакомство не только со способами употребления предметов, но и с их свойствами – формой, величиной, цветом, массой, материалом и т.п. В этот период у ребенка возникают простые формы наглядно-действенного мышления, самые первичные обобщения, непосредственно связанные с выделением тех или иных внешних и внутренних признаков предметов. Он находит результативный способ решения практической задачи в игровых или жизненных ситуациях, пробует дать верную оценку результату действий (получилось или не получилось), использует предмет-орудие для удовлетворения своих познавательных потребностей и учитывает свойство предмета–цели. На протяжении раннего возраста речь приобретает все большее значение для всего психического развития. Возникновение речи тесно связано с деятельностью общения, она появляется для целей общения и развивается в его контексте. Потребность в общении формируется при активном воздействии взрослого на ребенка. Смена форм общения также происходит при инициативном воздействии взрослого на ребенка. Он понимает и действует в соответствии со сложной речевой инструкцией, усваивает новую информацию через вербальные средства. Физическое развитие в раннем возрасте – определяет активность ребенка в пространстве. После 12 месяцев он постепенно овладевает основными движениями: ходьбой, бегом, лазанием, прыжками, метанием. Он может ходить по лестнице переменным шагом без опоры, бросать и ловить мяч обеими руками с близкого расстояния. При обучении овладевает ездой на трехколесном велосипеде, самокате. Все эти физические умения совершенствуются на протяжении раннего периода жизни и переходят в устойчивые навыки, которые обеспечивают самостоятельность ребенка в познании окружающего мира и во взаимодействии с социумом. Таким образом, в раннем детстве можно отметить активное развитие следующих психических сфер: общения, речевой, познавательной (восприятия, наглядно-действенного мышления), двигательной и эмоционально-волевой сферы; самостоятельности в быту. Научные, методологические, нормативно-правовые и методические основания программы. Теоретической и методологической основой программы являются: положение Л.С. Выготского о ведущей роли обучения и воспитания в психическом развитии ребенка;периодизация психического развития ребёнка, определяющая возрастные психологические особенности развития личности и познания Д.Б. Эльконина.Культурноисторический подход (Л.С.Выготский, А.В.Запорожец, А.Н.Леонтьев, Д. Б. Эльконин);личностный подход (Л.И.Божович, Л.С.Выготский, В.В.Давыдов, А.Н.Леонтьев, В.А.Петровский); деятельностный подход (А.В.Запорожец, А.Н.Леонтьева, С.Л.Рубинштейн). Рабочая программа составлена в соответствии с: 1. Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12. 2012 года № 273-ФЗ; 2. Письмом Минобрнауки России от 10.02.2015 № ВК-268/07 «О совершенствовании деятельности центров психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи» (вместе с «Рекомендациями Министерства образования и науки РФ органам государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере образования по совершенствованию деятельности центров психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи»); 3. Федеральным Законом «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ» № 124-ФЗ от 24.07.1998г; 4. СанПин 2.4.4.3.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей»; 5. Приказом Министерства просвещения РФ от 9.11.2018г. № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» (с изменениями от 30.09.2020); 6. Уставом Муниципального казенного образовательного учреждения, для детей нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи «Центр диагностики и консультирования». Коррекционно-педагогический процесс для детей организуется в соответствии с возрастными потребностями и индивидуально-типологическими особенностями развития детей. Практическая направленность. Рабочая программа имеет коррекционно-развивающую направленность, способствует когнитивному и эмоционально-личностному развитию.Параллельно предполагается работа по совершенствованию мелкой и общей моторики. Данная программа составлена на основе следующих программ: «Годовой курс занятий для детей 1-2 лет». Т.М. Мазанник, Н,М. Цвилько и др. «Уроки для самых маленьких».Е. Данилова Москва «Росмэн- Пресс», 2007. Цель и задачи Целью разработанной программы является развитие познавательной сферы детей раннего возраста (1 года) в соответствии с индивидуальными особенностями. Для достижения поставленной цели решаются следующие задачи: Обогащение сенсорного опыта, совершенствование зрительных, слуховых и тактильных ощущений ребенка: совершенствовать зрительное восприятие, учить прослеживать взглядом за перемещающейся игрушкой, показывать рукой на игрушку, активизировать внимание ребенка в играх: «Ку-ку!», «Ау!»; активизировать слуховое восприятие и слуховое внимание, побуждать прислушиваться к звучащим игрушкам, проявлять различные реакции на звучание детских музыкальных инструментов (дудочка, колокольчик, бубен): учить проявлять реакции на бытовые звуки, различать их; закреплять тактильные ощущения, поддерживать эмоциональное общение в пальчиковых и тактильных играх с взрослым. Формирование деятельности, способов взаимодействия со сверстниками: активизировать участие в предметно-игровых действиях с взрослым с использованием игрушек Би-ба-бо, пальчикового театра, предметных игрушек изображающих людей, птиц и зверей, развивать интерес к общению со взрослым в совместной деятельности; совершенствовать манипулятивные действия с предметами: побуждать к действиям нажатия, хватания, перекладывания из руки в руку, постукивания, потряхивания, учить вставлять в прорези формы, мелкие предметы; учить ориентироваться на сверстника в игровых ситуациях: сначала играть рядом с предметами, затем в совместной игре, организованной взрослым – катать, ловить мячик, строить башенку, собирать пирамидку и т.п.; расширять сенсорный опыт ребенка, учить ориентироваться в новом пространстве, активизировать его к определенным действиям - достать, искать игрушку, подползти, подойти, подбежать, выкладывать игрушки, дидактические пособия на разном расстоянии и с разных сторон (спереди, сзади, слева, справа, сверху, снизу от ребенка) и т.п. Развитие интереса к предметам и явлениям окружающего мира, познавательной мотивации, любознательности: учить выполнять орудийные действия с предметами (стучать молоточком, ловить сачком, рисовать мелком, пересыпать ложкой, совочком): показывать знакомые предметы на картинке, используя указательный жест, соотносить предмет с его изображением; создавать условия для обогащения чувственного опыта: учить наблюдать за изменениями в природе или событиями в природе, фиксировать опыт в словесных высказываниях. Адресат Адресатом программы являются дети раннего возраста 1 года с нормативным развитием, дети «группы риска», ребенок с НОДА и их родители. Продолжительность программы Продолжительность программы составляет 4 месяца со 2 сентября 2024 г. по 27 декабря 2024 г. Учебная программа рассчитана на 34 занятия, 2 раза в неделю. Занятия проводятся в групповой форме, продолжительность занятий составляет 20 минут, 40 минут отводится на игровую деятельность детей. Требования к результату усвоения программы При условии успешной реализации данной программы будет наблюдаться положительная динамика в развитии познавательных способностей детей раннего возраста, дети смогут: дифференцировать предметы и игрушки, близкие по практическому опыту; различать звуки окружающей среды, находить источник звука; выделять игрушки по слову, называть знакомый предмет, соотносить предмет с его изображением; собирать предмет из 2-х частей (пользоваться соотносящими действиями); уметь использовать предметы-орудия для достижения цели в игровой ситуации; ориентироваться в пространстве вокруг себя – находить предметы по слову, использовать некоторые в соответствии с их функциональным назначением; выполнять соотносящие движения руками в пальчиковых упражнениях и двигательнотактильных играх. Система оценки достижения планируемых результатов Освоение дополнительных общеразвивающих программ сопровождается проведением текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся, осуществляется в форме – психолого-педагогической диагностики, с применением методов, установленных учебными планами: наблюдение; беседа; анализ продуктов деятельности; мониторинг. Календарно-тематический план № Название разделов и тем п/п Количество часов Дата проведения планируемая фактическая I Диагностика познавательной сферы 1 Диагностика 1 02.09 2 Диагностика 1 04.09 3 Диагностика 1 09.09 4 Диагностика 1 11.09 II Введение 1 Вводное адаптационное 1 16.09 занятие III Формирование элементарных математических представлений Форма 2 Круг 1 18.09 3 Квадрат 1 23.09 4 Треугольник 1 25.09 Величина 1 2 1 2 3 4 Изучение величины 1 30.09 предметов «Большой» Изучение величины 1 02.10 предметов «Маленький» IV Сенсорное развитие Изучение цвета «Красный» Изучение цвета «Желтый» Изучение цвета «Синий» 1 07.10 1 09.10 1 14.10 Изучение «Зеленый» 1 16.10 цвета VОзнакомление с предметным окружением Игрушки 1 Мяч 1 21.10 2 Кукла 1 23.10 3 Матрешка (2-составная) 1 28.10 4 Пирамидка 1 30.10 5 Машинка 1 02.11 6 Кубики 1 06.11 7 Текущий контроль 1 11.11 Домашние животные 1 2 3 4 5 6 7 1 2 3 4 5 Домашние животные. 1 «Кошка» Домашние животные. 1 «Собака» Домашние животные. 1 «Корова» Домашние животные. 1 «Свинья» Домашние животные. 1 «Лошадь» Домашние животные. 1 «Овца» Закрепление темы 1 «Домашние животные» Дикие животные 13.11 Дикие животные. «Медведь» Дикие животные. «Волк» Промежуточная аттестация Дикие животные. «Лиса» Дикие животные. «Заяц» 1 09.12 1 11.12 1 16.12 1 18.12 1 23.12 1 25.12 Закрепление темы «Дикие животные» Итого: 6 34 15.11 20.11 25.11 27.11 02.12 04.12 Список используемой литературы: 1. Н.Е.Веракса, А.Н.Веракса «Программа от рождения до школы». Москва, изд. «ВАКО», 2014. 2. О.Н. Земцова «Тесты для детей 1-2 лет».Москва, изд. «Махаон Азбука-Аттикус, 2016. 3. Д. Денисова «Цвет, форма. Развитие и обучение детей от 1 до 2 лет» Москва, изд. «Мозаика-синтез» 4. Т.М. Мазанник«Годовой курс занятий для детей 1-2 лет».Москва изд. «ЭКСМО», 2019 5. Е. Данилова «Уроки для самых маленьких». Москва «Росмэн- Пресс», 2007. 6. Е.А.Ульева «Творческие развивающие задания для детей от 1 до 2 лет». Москва, изд. «ВАКО» 2016.