18.03.2022
Включение детей с особыми образовательными потребностями, в том числе
детей с нарушением зрения, в образовательный процесс школьного образовательного
учреждения является реалией нашего времени.
Категория детей c нарушением зрения весьма разнообразна и неоднородна.
Одним из условий их качественного обучения, воспитания, развития, реабилитации
является точное понимание специалистами особенностей состояния зрительных
функций каждого ребенка и их учет в системе всех видов
психолого-педагогического воздействия. Эффективность развития ребенка с
нарушением зрения обусловлена содержанием, методами и условиями обучения.
Специально направленное обучение в школьном возрасте, позволяет нормализовать
психическое и физическое развитие детей со зрительной патологией.
В Емельяновском районе дети с нарушением зрения проходят обследование у
специалистов территориальной психолого-медико-педагогической комиссии
(Емельяново, Декабристов, 15, каб.1-08) с целью определения актуального уровня
развития ребенка с нарушением зрения и определения специальных условий
образования и воспитания, индивидуального образовательного маршрута.
Полученные в результате обследования данные о ребенке позволяют специалистам
ТПМПК понять, на что опираться в коррекционном обучении, определить степень и
характер необходимой ему помощи, наметить основные задачи обучения. На основании полученных о ребенке
данных составляются рекомендации по необходимым специальным образовательным
условиям с учетом возраста, диагноза зрительного заболевания, остроты зрения,
имеющихся сопутствующих заболеваний, уровня познавательной деятельности и
выявленных вторичных отклонений в развитии.
В зависимости от сохранности остроты зрения среди детей с нарушениями
зрения выделяют несколько групп, которые характеризуются разными зрительными
возможностями, разными способами восприятия учебного материала и ориентации в
пространстве.
Миопия (близорукость) - дефект зрения,
при котором человек плохо видит отдаленные предметы. Близорукие дети
испытывают затруднения в восприятии написанного на доске. Для них характерно
диффузное (расплывчатое) восприятие предметов в пространстве. Они быстро
утомляются, читают, пишут, рассматривают предметы с низко наклоненной головой.
Гиперметропия (дальнозоркость)
- дефект зрения, при котором человек плохо видит вблизи. У дальнозорких детей
сужено поле обзора, поэтому им приходится рассматривать картинки и
предметы особенно большого размера по частям, им нужно больше времени, чтобы
сформировать целостный образ объекта.
Астигматизм – заболевание, при
котором нет отчетливого изображения предмета, при этом нарушена: форма,
величина, размеры. Детям, страдающим астигматизмом, трудно
соединять элементы букв, линии в чертежах и рисунках, они часто роняют ручки и
другие школьные принадлежности, так как не видят четко границы парты и других
плоскостей.
Косоглазие – заболевание,
характеризующееся отклонением глаз от совместной точки фиксации и нарушением
глазодвигательных функций. Так же косоглазие характеризуется нарушением
бинокулярного зрения (одинаковое видение двумя глазами, при котором изображение
предметов воспринимаются левым и правым глазом, сливаются воедино). При
нарушении бинокулярного зрения возникают трудности в ровном написании
букв, цифр, рисовании по контуру, чтении, попадании предметом в цель. У детей с
косоглазием снижен зрительный контроль, может возникать двоение изображения
отсюда ошибки выделения детьми формы, величины, пространственного расположения предметов.
Для всех детей с
нарушением зрения характерна малая двигательная активность, ограниченные
возможности практической микро- и макроориентировки, отмечаются затруднения в
словесных обозначениях пространственных отношений, в выделении объемных предметов,
определении расстояния и удаленности предметов. Восприятие пространства и
пространственных отношений носит диффузный, нерасчлененный характер.
Рекомендации для педагогов
по обучению детей с нарушениями зрения в условиях инклюзивного
образования.
1. Ознакомиться с заключением
врача-офтальмолога о состоянии зрения школьника, испытывающего трудности в
обучении. Далеко не всем детям рекомендуются очки для постоянного ношения, а
некоторые дети, испытывают чувство стеснения, не надевают их в окружении сверстников.
2.
Рабочее
место ребенка с нарушением зрения располагается согласно рекомендациям врача-офтальмолога.
Лучше если оно будет оснащено
дополнительным освещением.
3.
Педагогу,
работающему с таким ребенком, рекомендуется не стоять в помещении против света,
на фоне окна. В одежде педагогу рекомендуется использовать яркие цвета, которые
лучше воспринимаются ребенком, имеющим зрительные нарушения.
4. В связи с тем, что темп работы детей
со зрительными нарушениями замедлен, следует давать больше времени для выполнения
заданий (особенно письменных). Некоторые нарушения зрения осложняют выработку
навыка красивого письма, поэтому следует снизить требования к почерку ребенка.
Школьному педагогу-психологу рекомендуются занятия с таким ребенком,
направленные на развитие навыков письма и черчения по трафарету, навыков
штриховки, ориентировки в микропространстве (на листе бумаги), развитие
зрительного восприятия, внимания, памяти.
5. Рекомендуется смена видов
деятельности с использованием упражнений для снятия зрительного утомления
(зрительная гимнастика), включение в учебно-воспитательный процесс
динамических пауз, которые являются своеобразным отдыхом для глаз.
6. Педагог должен говорить более
медленно, ставить вопросы четко, кратко, конкретно, чтобы дети могли осознать
их, вдуматься в содержание. Не следует торопить их с ответом, дать 1-2 мин на
обдумывание.
7. При проведении занятий с детьми,
имеющими нарушение зрения, создаются условия для лучшего зрительного
восприятия объекта, различения его цвета, формы, размещения на фоне других
объектов, удаленности.
8. Материал должен быть крупный, хорошо
видимый по цвету, контуру, силуэту, должен соответствовать естественным
размерам, т.е. машина должна быть меньше дома, помидор - меньше кочана капусты
и т. п.
9.
Размещать
объекты на доске нужно так, чтобы они не сливались в единую линию, пятно, а
хорошо выделялись по отдельности.
10. При знакомстве с объектом
рекомендуется снижать темп ведения занятия, так как детям с нарушением зрения
требуется более длительное время для зрительного восприятия, осмысления задачи,
повторного рассматривания.
11. При анализе детских работ
рекомендуется не располагать на доске все работы одновременно, а показывать их
с учетом возраста детей: дети младшего дошкольного: возраста - 2-3 объекта,
старшего дошкольного - 4-1 объектов, младшего школьного - 6-7 объектов.
12. Следует чаше использовать указки для
прослеживания объекта в полном объеме (обводят его контур, часть), на занятиях
по родному языку использовать дополнительный материал: контур, силуэт,
рисунок, мелкие картинки, игрушки, индивидуальные картинки для детей с низкой
остротой зрения.
13. Поскольку у детей с нарушением зрения
преобладает последовательный способ зрительного восприятия, то время на
экспозицию предлагаемого материала увеличивается минимум в два раза (по
сравнению с нормой).
14. При предъявлении материала,
связанного с его осязательным обследованием, время также увеличивается в 2-3
раза по сравнению с выполнением задания на основе зрения.
15. Трудности координации движения,
несогласованность движений руки и глаза при нарушениях зрения замедляют темп
выполнения заданий, связанных с предметно-практической деятельностью, поэтому
при выполнении графических заданий должна оцениваться не точность, а
правильность выполнения задания.
16. Нужно давать ребенку, имеющему
зрительные нарушения, возможность подходить к классной доске и рассматривать
представленный на ней материал.
Использование данных
рекомендаций в образовательной деятельности поможет педагогам организовать
эффективный процесс обучения слабовидящего ребенка.
Учитель – дефектолог МКОУ
«ЦДК» Быконя Е.Д.
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 18.03.2022
Дата обновления: 18.03.2022
Дата публикации: 18.03.2022