Инклюзивное образование детей с нарушениями зрения в условиях общеобразовательной организации.

18.03.2022

Включение детей с особыми образовательными потребностями, в том числе детей с нарушением зрения, в образовательный процесс школьного образовательного учреждения является реалией нашего времени.

Категория детей c нарушением зрения весьма разнообразна и неоднородна. Одним из условий их качественного обучения, воспитания, развития, реабилитации является точное понимание специалистами особенностей состояния зрительных функций каждого ребенка и их учет в системе всех видов психолого-педагогического воздействия. Эффективность развития ребенка с нарушением зрения обусловлена содержанием, методами и условиями обучения. Специально направленное обучение в школьном возрасте, позволяет нормализовать психическое и физическое развитие детей со зрительной патологией.

В Емельяновском районе дети с нарушением зрения проходят обследование у специалистов территориальной психолого-медико-педагогической комиссии (Емельяново, Декабристов, 15, каб.1-08) с целью определения актуального уровня развития ребенка с нарушением зрения и определения специальных условий образования и воспитания, индивидуального образовательного маршрута.

Полученные в результате обследования данные о ребенке позволяют специалистам ТПМПК понять, на что опираться в коррекционном обучении, определить степень и характер необходимой ему помощи, наметить основные задачи обучения. На основании полученных о ребенке данных составляются рекомендации по необходимым специальным образовательным условиям с учетом возраста, диагноза зрительного заболевания, остроты зрения, имеющихся сопутствующих заболеваний, уровня познавательной деятельности и выявленных вторичных отклонений в развитии.

В зависимости от сохранности остроты зрения среди детей с нарушениями зрения выделяют несколько групп, которые характеризуются разными зрительными возможностями, разными способами восприятия учебного материала и ориентации в пространстве.

Миопия (близорукость) - дефект зрения, при котором человек плохо видит отдаленные предметы. Близорукие дети испытывают затруднения в восприятии написанного на доске. Для них характерно диффузное (расплывчатое) восприятие предметов в пространстве. Они быстро утомляются, читают, пишут, рассматривают предметы с низко наклоненной головой.

Гиперметропия (дальнозоркость) - дефект зрения, при котором человек плохо видит вблизи. У дальнозорких детей сужено поле обзора, поэтому им приходится рассматривать картинки и предметы особенно большого размера по частям, им нужно больше времени, чтобы сформировать целостный образ объекта.

Астигматизм – заболевание, при котором нет отчетливого изображения предмета, при этом нарушена: форма, величина, размеры.   Детям, страдающим астигматизмом, трудно соединять элементы букв, линии в чертежах и рисунках, они часто роняют ручки и другие школьные принадлежности, так как не видят четко границы парты и других плоскостей.

Косоглазие – заболевание, характеризующееся отклонением глаз от совместной точки фиксации и нарушением глазодвигательных функций. Так же косоглазие характеризуется нарушением бинокулярного зрения (одинаковое видение двумя глазами, при котором изображение предметов воспринимаются левым и правым глазом, сливаются воедино). При нарушении бинокулярного зрения возникают трудности в ровном написании букв, цифр, рисовании по контуру, чтении, попадании предметом в цель. У детей с косоглазием снижен зрительный контроль, может возникать двоение изображения отсюда ошибки выделения детьми формы, величины, пространственного расположения предметов.

         Для всех детей с нарушением зрения характерна малая двигательная активность, ограниченные возможности практической микро- и макроориентировки, отмечаются затруднения в словесных обозначениях пространственных отношений, в выделении объемных предметов, определении расстояния и удаленности предметов. Восприятие пространства и пространственных отношений носит диффузный, нерасчлененный характер.

Рекомендации для педагогов по обучению детей с нарушениями зрения в условиях инклюзивного образования.

1.     Ознакомиться с заключением врача-офтальмолога о состоянии зрения школьника, испытывающего трудности в обучении. Далеко не всем детям рекомендуются очки для постоянного ношения, а некоторые дети, испытывают чувство стеснения, не надевают их в окружении сверстников.

2.     Рабочее место ребенка с нарушением зрения распо­лагается согласно рекомендациям врача-офтальмолога.  Лучше если оно будет оснащено дополнительным освещением.

3.     Педагогу, работающему с таким ребенком, рекоменду­ется не стоять в помещении против света, на фоне окна. В одежде педагогу рекомендуется использовать яркие цвета, которые лучше воспринимаются ребенком, име­ющим зрительные нарушения.

4.     В связи с тем, что темп работы детей со зрительными нарушениями замедлен, следует давать больше времени для выполнения заданий (особенно письменных). Некоторые нарушения зрения осложняют выработку навыка красивого письма, поэтому следует снизить требования к почерку ребенка. Школьному педагогу-психологу ре­комендуются занятия с таким ребенком, направленные на развитие навыков письма и черчения по трафарету, навыков штриховки, ориентировки в микропространс­тве (на листе бумаги), развитие зрительного воспри­ятия, внимания, памяти.

5.     Рекомендуется смена видов деятельности с использова­нием упражнений для снятия зрительного утомления (зрительная гимнастика), включение в учебно-воспита­тельный процесс динамических пауз, которые являются своеобразным отдыхом для глаз.

6.     Педагог должен говорить более медленно, ставить воп­росы четко, кратко, конкретно, чтобы дети могли осоз­нать их, вдуматься в содержание. Не следует торопить их с ответом, дать 1-2 мин на обдумывание.Хочу такой сайт

7.     При проведении занятий с детьми, имеющими наруше­ние зрения, создаются условия для лучшего зрительного восприятия объекта, различения его цвета, формы, раз­мещения на фоне других объектов, удаленности.

8.     Материал должен быть крупный, хорошо видимый по цвету, контуру, силуэту, должен соответствовать естес­твенным размерам, т.е. машина должна быть меньше дома, помидор - меньше кочана капусты и т. п.

9.     Размещать объекты на доске нужно так, чтобы они не сливались в единую линию, пятно, а хорошо выделялись по отдельности.

10. При знакомстве с объектом рекомендуется снижать темп ведения занятия, так как детям с нарушением зрения требуется более длительное время для зрительного восприятия, осмысления задачи, повторного рассматривания.

11. При анализе детских работ рекомендуется не располагать на доске все работы одновременно, а показывать их с учетом возраста детей: дети младшего дошкольного: возраста - 2-3 объекта, старшего дошкольного - 4-1 объектов, младшего школьного - 6-7 объектов.

12. Следует чаше использовать указки для прослеживания объекта в полном объеме (обводят его контур, часть), на занятиях по родному языку использовать дополнитель­ный материал: контур, силуэт, рисунок, мелкие кар­тинки, игрушки, индивидуальные картинки для детей с низкой остротой зрения.

13. Поскольку у детей с нарушением зрения преобладает последовательный способ зрительного восприятия, то время на экспозицию предлагаемого материала увели­чивается минимум в два раза (по сравнению с нормой).

14. При предъявлении материала, связанного с его осяза­тельным обследованием, время также увеличивается в 2-3 раза по сравнению с выполнением задания на ос­нове зрения.

15. Трудности координации движения, несогласованность движений руки и глаза при нарушениях зрения замед­ляют темп выполнения заданий, связанных с предметно-практической деятельностью, поэтому при выполнении графических заданий должна оцениваться не точность, а правильность выполнения задания.

16. Нужно давать ребенку, имеющему зрительные наруше­ния, возможность подходить к классной доске и рас­сматривать представленный на ней материал.

Использование данных рекомендаций в образовательной деятельности поможет педагогам организовать эффективный процесс обучения слабовидящего ребенка.

Учитель – дефектолог МКОУ «ЦДК»  Быконя Е.Д.

Просмотров всего: , сегодня:

Рейтинг: . Оценили: .

Дата создания: 18.03.2022

Дата обновления: 18.03.2022

Дата публикации: 18.03.2022

Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».