«Развитие познавательной сферы ребенка 5 лет»

Рассмотрено на заседании методического
совета МКОУ «ЦДК»
протокол № _2_ от «_12_» сентября 2025 г.

УТВЕРЖДАЮ:
директор МКОУ «ЦДК»
__________ Лосяков С.В.
приказ № 12 от « 15 » сентября 2025 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
«Развитие познавательной сферы ребенка 5 лет»
Составитель Осанина Евгения Сергеевна,
педагог-психолог
1 квалификационной категории

Емельяново, 2025

Актуальность и перспективность
В старшем дошкольном возрасте ребенку становятся доступны социальные отношения, он
начинает понимать подчиненность позиций в различных видах детской деятельности. В
общении со сверстниками и взрослыми использует вежливую форму обращения – по имени к
другу, ребенку, по имени/ отчеству к взрослому; может рассказать о себе – назвать свое имя и
фамилию, адрес проживания; транспорт, на котором едет до дома или который знает; может
высказать собственное мнение и предложить версию решения конкретной ситуации; способен
выполнять инструкцию и действовать самостоятельно, может описать выполненные действия и
рассказать сверстнику способ выполнения действия; достигает цели и доводит действие до
конца. Игра дошкольника носит творческий характер: он может действовать в воображаемой
ситуации, привносить новые сюжеты в знакомые игры и по ходу игры менять или брать на
себя новые роли. В детских рисунках отражает схематичные изображения различных объектов,
они могут отличаться оригинальностью композиционного решения, статичностью и
динамичностью отношений. Рисунки приобретают сюжетный характер; достаточно часто
встречаются многократно повторяющиеся сюжеты с небольшими или, напротив,
существенными изменениями. Изображение человека становится более детализированным и
пропорциональным. По рисунку можно судить о половой принадлежности и эмоциональном
состоянии изображенного человека. Конструирование характеризуется умением анализировать
условия, в которых протекает эта деятельность; осуществляется на основе схемы, по замыслу и
по условиям. Ребенок знает и называет детали деревянного конструктора, может заменить
детали постройки в зависимости от имеющегося материала; овладевает обобщенным способом
обследования предмета-образца; способен выделять основные части предполагаемой
постройки. Конструирование часто развивается в ходе совместной деятельности, при этом
ребенок осваивает два способа конструирования: от природного материала к художественному
образу («достраивает» природный материал до целостного образа, дополняя его различными
деталями), от художественного образа к природному материалу (подбирает необходимый
материал, для того чтобы воплотить образ). Конструкции могут выполняться из бумаги путем
складывания ее в несколько раз (два, четыре, шесть сгибаний), а также из природного
материала.
В старшем дошкольном возрасте продолжают совершенствоваться все
познавательные процессы: во многих случаях наблюдается возможность перехода от
непроизвольного внимания к произвольному. Восприятие характеризуется анализом сложных
форм и объектов. Происходит овладение системой сенсорных эталонов, в активной речи
появляется слово-обобщение для обозначения выделенного свойства; умение определить место
предмета или признака в ряду других (например, они расставляют матрешек по росту и
вставляют в этот ряд недостающую, на глаз правильно определив ее место в ряду), т. е.
осуществляют перцептивную систематизацию. Изменяется и восприятие отдельных предметов.
Оно становится более целостным, четким и в то же время дифференцированным: ребенок не
только хорошо знает общие очертания предмета, но и умеет выделять его существенные части,
правильно представлять себе их форму, соотносить по величине, учитывать расположение в
пространстве. Эти умения дают возможность ребенку дошкольного возраста безошибочно
складывать разрезные картинки (кубики), узнавать целое по части, дорисовывать предметы,
собирать их из готовых форм и т. п. Кроме того, развитие целостного восприятия становится
основой возникновения и развития навыка предметного рисунка. Постепенно ребенок начинает
оперировать в уме сложными представлениями о предметах, их свойствах, связях и
отношениях. Так, он способен заранее представить себе целый предмет, который можно
составить из имеющихся частей (т.е. мысленно соединить части в целое); как могут
перемещаться предметы или их части в пространстве относительно друга друга во время
постройки и т. д. На основе зрительной ориентировки происходит оперирование образамипредставлениями в социальной ситуации и предметном мире, воссоздаются образы знакомого
предмета по памяти из (6-7 элементов) геометрических фигур после демонстрации образца.

К старшему дошкольному возрасту становится все более обобщенным наглядно-образное
мышление: ребенок понимает сложные схематические изображения, представляет на их основе
и даже самостоятельно создает такие изображения. Развитие наглядно-образного мышления
тесно связано с речью, в которой фиксируются (закрепляются) образы-представления:
формируются схематизированные представления о цикличности изменений в природе,
формируется умение обобщать и устанавливать причинные зависимости. К старшему
дошкольному возрасту слово начинает служить источником знаний, передачи общественного
опыта в пределах определенного содержания. Совершенствуется звуковая сторона речи,
фонематический слух, интонационная выразительность речи, грамматический строй. В
активной речи ребенок употребляет все части речи, занимается словотворчеством, обогащается
его лексика (использует антонимы, синонимы). Развивается связная речь: появляется умение
составить рассказ по сюжетной картинке или по серии сюжетных картинок, выучить и
рассказать стихи, потешки, считалки. Физическое развитие в старшем дошкольном возрасте
совершенствуется и характеризуется увеличивающейся выносливостью, качественными
изменениями крупной и мелкой моторики: развивается ловкость, координация движений,
равновесие, согласованность действий обеих рук.
Данная программа разработана для ребенка, у которого был выявлен замедленный темп
становления познавательной деятельности; отмечаются нарушения мелкой ручной моторики,
зрительного восприятия и пространственной ориентировки. Разработанный комплекс занятий
направлен на разностороннее развитие ребенка, составлен с учетом возрастных и
индивидуальных особенностей, способствует проведению коррекции интеллектуального
развития и позволяет в ходе выполнения игровых заданий развивать у ребенка мышление,
внимание, память, восприятие, воображение, мелкую моторику.
Научные, методологические, нормативно-правовые и методические основания
программы.
Теоретической и методологической основой программы являются: положение Л.С.
Выготского о ведущей роли обучения и воспитания в психическом развитии
ребенка;периодизация психического развития ребёнка, определяющая возрастные
психологические особенности развития личности и познания Д.Б. Эльконина.Культурноисторический
подход
(Л.С.Выготский,
А.В.Запорожец,
А.Н.Леонтьев,
Д.
Б.
Эльконин);личностный подход (Л.И.Божович, Л.С.Выготский, В.В.Давыдов, А.Н.Леонтьев,
В.А.Петровский); деятельностный подход (А.В.Запорожец, А.Н.Леонтьева, С.Л.Рубинштейн).
Рабочая программа составлена в соответствии с:
1. Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации»от 29 декабря 2012года №
273-ФЗ;
2. Письмом Минобрнауки России от 10.02.2015 № ВК-268/07 «О совершенствовании
деятельности центров психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи»
(вместе с «Рекомендациями Министерства образования и науки РФ органам
государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере образования по
совершенствованию деятельности центров психолого-педагогической, медицинской и
социальной помощи»);
3. Федеральным Законом «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ» № 124-ФЗ от
24.07.1998г;
4. СанПин 2.4.4.3.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству,
содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного
образования детей»;
5. Приказом Министерства просвещения РФ от 9.11.2018г. № 196 «Об утверждении Порядка
организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным
общеобразовательным программам» (с изменениями от 30.09.2020);
6. Уставом Муниципального казенного образовательного учреждения, для детей
нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи «Центр
диагностики и консультирования».

Коррекционно-педагогический процесс для детей организуется в соответствии с возрастными
потребностями и индивидуально-типологическими особенностями развития детей.
Практическая направленность.
Рабочая программа имеет коррекционно-развивающую направленность, способствует
когнитивному и эмоционально-личностному развитию. Параллельно предполагается работа по
совершенствованию мелкой и общей моторики.
Данная
программа
составлена
на
основе
следующих
программ:
Годовой курс занятий для детей 5-6 лет Е. Лазарь, Т.М. Мазанник и др.
Я считаю до пяти. Е.В. Колесникова
Умные игры, упражнения, коррекционно-развивающие
конспекты занятий для детей
дошкольного возраста. Погудина И.С.
Цель и задачи
Целью разработанной программы является развитие познавательной сферы ребенка
дошкольного возраста (5 лет) в соответствии с индивидуальными особенностями.
Для достижения поставленной цели решаются следующие задачи:
Формирование средств ориентировки в окружающей действительности, формирование
мышления и речи:
 продолжать формировать целостный образ предметов, собирать игрушки и предметы из
нескольких частей, предметные и сюжетные картинки из 4-6 частей с разными
вариантами разреза, определять какой детали не хватает в предмете;
 совершенствовать восприятие основных цветов и закрепить в активной речи слова,
обозначающие цвет;
 совершенствовать восприятие основных форм и закрепить слова, обозначающие
основные формы (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал);
 учить сравнивать предметы по нескольким признакам – величине, форме, цвету,
узнавать предметы по описанию (например, угадывать загадки - фрукты-овощи, цветыдеревья), фиксировать основной признак предмета словом;
 совершенствовать наглядно-образное мышление: учить решать простые задачи; учить
раскладывать последовательно сюжетные картинки (3-4), уметь рассказать, что
произошло, чем завершилось действие;
 выявлять причинно-следственные связи и зависимости в конкретной игровой ситуации.
Формирование элементов учебной деятельности: количественных и временных
представлений, развитие речи и др.:
 совершенствовать количественные представления: продолжать соотносить количество
предметов с количеством пальцев, пересчитывать предметы, сравнивать количество
(больше-меньше), выделять заданное количество на слух («Стукни, хлопни столько раз,
сколько покажу»);
 продолжать учить правильному захвату пишущего предмета, совершенствовать
графические умения.
Адресат
Адресатом программы является ребенок «группы риска» дошкольного возраста (5 лет) и его
родители.
Продолжительность программы
Продолжительность программы составляет 4 месяца с 1 сентября 2025 по 29 декабря 2025 г.
Учебная программа рассчитана на 34 занятия, 2 раза в неделю. Занятия проводятся в
индивидуальной форме, продолжительность занятий составляет20 – 30 минут.
Требования к результату усвоения программы
При условии успешной реализации данной программы будет наблюдаться положительная
динамика в развитии познавательных способностей ребенка старшего дошкольного возраста,
ребенок сможет:
 группировать предметы по величине, форме, цвету, назначению, обозначать ведущий
признак в группировке словом;




складывать разрезные картинки (предметные и сюжетные) из 4-6 частей;
пересчитывать предметы, определять итоговое число, соотносить количество предметов
с пальцами на руке, с изображением на картинке;
 сравнивать множества предметов (больше-меньше, больше-меньше на…), раскладывать
поровну.
Система оценки достижения планируемых результатов
Освоение дополнительных общеразвивающих программ сопровождается проведением
текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся, осуществляется
в форме – психолого-педагогической диагностики, с применением методов, установленных
учебными планами:
наблюдение;
беседа;
анализ продуктов деятельности;
мониторинг.

Календарно-тематический план
№
п/п

Название разделов Количество
и тем
часов

Дата проведения

планируемая

фактическая

I Диагностика познавательной сферы

1

Диагностика

1

01.09

2

Диагностика

1

03.09

3

Диагностика

1

08.09

4

Диагностика

1

10.09

II Введение
Вводное
1
15.09
адаптационное
занятие
III Формирование элементарных математических представлений

1

Количество
1
2
3
4
5
6
7

1
2
3
4
5

Прямой счет в
2
17.09
пределах пяти
22.09
Обратный счет в
2
24.09
пределах пяти
29.09
Количественный
2
01.10
состав числа 6
06.10
Количественный
2
08.10
состав числа 7
13.10
Количественный
2
15.10
состав числа 8
20.10
Количественный
2
22.10
состав числа 9
27.10
Количественный
2
29.10
состав числа 10
01.11
IV Формирование временных представлений
Времена суток, их
признаки. Утро
Текущий контроль

1

05.11

1

10.11

Времена суток, их
1
12.11
признаки. День
Времена суток, их
1
17.11
признаки. Вечер
Времена суток, их
1
19.11
признаки. Ночь
VОзнакомление с предметным окружением

2

24.11
26.11

2

01.12
03.12
08.12
10.12
15.12

5

Домашние
животные,
их
детеныши
Домашние птицы,
их детеныши
Дикие животные,
их детеныши
Промежуточная
аттестация
Одежда

6

Обувь

1

1

2
3
4

Итого:

2
1
2

34

17.12
22.12
24.12

Список используемой литературы:
1. ВераксаН.Е., ВераксаА.Н. «Программа от рождения до школы». Москва, изд. «ВАКО»,
2014.
2. ЗемцоваО.Н. «Тесты для детей 5-6 лет».Москва, изд. «Махаон Азбука-Аттикус, 2019.
3. ЗемцоваО.Н. «Новые тесты для детей 5-6 лет»Москва, изд. «Махаон Азбука-Аттикус,
2018
4. Колесникова Е.В. «Я считаю до пяти». Москва, изд. «Творческий Центр Сфера», 2019
5. Колесникова Е.В. «Я считаю до десяти». Москва, изд. «Творческий Центр Сфера», 20
6. ЛазарьЕ., МазанникТ.М. «Годовой курс занятий для детей 5-6 лет»Москва изд.
«ЭКСМО», 2019
7. ПогудинаИ.С. «Умные игры, упражнения, коррекционно-развивающие конспекты
занятий для детей дошкольного возраста». Санкт-Петербург, изд. «ДЕТСТВО-ПРЕСС»,
2013

Муниципальное казенное образовательное учреждение для детей,
нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи
«Центр диагностики и консультирования»
Мониторинг текущего контроля успеваемости
2025-2026 учебный год.
ФИО специалиста: Осанина Е.С.
Должность специалиста: педагог-психолог
Возраст обучающегося: 6 лет
Название программы: «Психолого-педагогическое сопровождение ребенка 5 лет с задержкой
психического развития»
Дата заполнения: 10.11.2025

Количество

Формирование
элементарных
математических
представлений

Оцениваемые параметры

Результат освоения программы

Обладает прямым счетом в пределах
пяти
Обладает обратным счетом в пределах
пяти
Знает количественный состав чисел в
пределах десяти

Уровень освоения программы:

Примечание фиксация результатов:
Результат освоения программы
Владеет (+)

Уровень освоения программы
Высокий уровень

Частично владеет (×)

Средний уровень

Не владеет (−)

Низкий уровень

Осанина Е.С.__________________

Муниципальное казенное образовательное учреждение для детей,
нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи
«Центр диагностики и консультирования»
Мониторинг промежуточной аттестации
2025-2026 учебный год.
ФИО специалиста: Осанина Е.С.
Должность специалиста: педагог-психолог
Возраст обучающегося: 6 лет
Название программы: «Психолого-педагогическое сопровождение ребенка 5 лет с задержкой
психического развития»
Дата заполнения: 15.12.2025
Оцениваемые параметры

Формирование
элементарных
математических
представлений

Форма

Временные
представле
ния

Представле
ния о
временах
суток

Обладает обратным счетом в пределах
пяти
Знает количественный состав чисел в
пределах десяти
Знает названия, признаки времен суток
Знает последовательность времен суток

Предметное окружение

Ознакомление с предметным
окружением

Результат освоения программы

Обладает прямым счетом в пределах
пяти

Знает (называет), находит на картинном
материале домашних животных, их
детенышей
Знает (называет), находит на картинном
материале
домашних
птиц,
их
детенышей
Знает (называет), находит на картинном
материале
диких
животных,
их
детенышей
Знает (называет), находит на картинном
материале предметы одежды

Уровень освоения программы:

Примечание фиксация результатов:
Результат освоения программы
Программа освоена (+)
Частично освоена (×)
Не освоена (−)

Уровень освоения программы
Высокий – полностью освоил программный
курс
Средний
–
не
полностью
освоил
программный курс
Низкий – не освоил программный курс

Уровень обученности обучающегося (результат промежуточной аттестации):
Результат освоения
Уровень освоения программы
Количество
Процент
программы
обучающихся
освоения
программы
Программа освоена
Высокий – полностью освоил
программный курс
Программа частично Средний - не полностью освоил
освоена
программный курс
Программа
не Низкий
не
освоил
освоена
программный курс
Всего обучающихся

Осанина Е.С. _____________________


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».