РАССМОТРЕНО на заседании
педагогического совета МКОУ «ЦДК»
протокол № 2
от « 12 »сентября 2025г.
УТВЕРЖДАЮ
директор МКОУ «ЦДК»
____________ Лосяков С. В.
приказ №15от 12«сентября» 2025г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
«Коррекция речевой деятельности у ребенка 4 лет с ФФН».
составитель Путято Татьяна Николаевна,
учитель – логопед высшая квалификационной категории
Емельяново, 2025
Пояснительная записка.
Актуальность и перспективность программы.
Традиционно речь рассматривается, как необходимый
компонент
гармонично
развивающейся личности. Ни одна форма психической деятельности не протекает без прямого или
косвенного участия речи. Возникновение речи существенным образом перестраивает память,
восприятие
и
мышление,
позволяя
совершенствовать
мыслительные
операции.
В
непосредственной зависимости от речи находится становление эмоций, характера, личности в
целом, что подтверждает наличие тесной связи между эмоциональным, когнитивным и речевым
развитием на которую указывали Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, А.Н. Леонтьев, С.Л.
Рубинштейн.
Неотделимостью речи от других аспектов развития объясняется ее признание одним из
главных показателей психического развития ребенка. Все психические процессы у ребенка воспитание, память, внимание, воображение, мышление, целенаправленное поведение –
развиваются с прямым участием речи (Л.С. Выготский, А.Р. Лурия, А.В. Запорожец). Все
достижения и проблемы растущего человека отражаются в речи, развитие которой определяется
рядом факторов. К ним относятся: сохранность нейрофизиологических механизмов, богатое
языковое и социальное окружение, организованная соответствующим образом предметная среда, а
также выраженное желание взаимодействовать с другими людьми. Дефицитарность или
отсутствие этих условий приводят к речевому дизонтогенезу.
В настоящее время учителя-логопеды отмечают значительный рост количества
детей дошкольного возраста, имеющих отклонения в речевом развитии. В последствии
эти дети составляют основную группу риска по школьной неуспеваемости, особенно при
овладении чтением и письмом. Основной причиной становится – недостаточное развитие
процессов звуко-буквенного анализа и синтеза, отсутствие представлений о звуковом
составе
слова.
Который
в
свою
очередь
тесно
связан
с
формированием
слухоречедвигательного взаимодействия, выражающегося в правильной артикуляции
звуков и их точной дифференциации на слух.
Предпосылки для успешного обучения письму и чтению формируются в
дошкольном возрасте. Данный возраст считается оптимальным для воспитания особой,
высшей
формы
фонематического
слуха
–
фонематического
восприятия
и
ориентировочной деятельности ребенка в звуковой действительности.
Становится актуальным проведение логопедических занятий, направленных на
коррекцию и совершенствование речевого развития, на базе МКОУ «ЦДК», как одной из
современных форм психолого-педагогической и медико-социальной помощи детям,
имеющим проблемы в развитии, обучении и социальной адаптации. В свою очередь
модернизация современной системы образования предусматривает комплексный подход к
диагностики речевого развития детей, индивидуальный подход к коррекции речевого
недоразвития каждого ребенка, учет индивидуальных особенностей психофизического
развития детей.
Необходимым становится разработка современных коррекционно-
образовательных технологий, создание рабочих программ, интегрирующих содержание
нескольких комплексных и коррекционных программ. Это и определило необходимость
составления рабочей программы «Коррекция речевой деятельности ребенка 4 лет с ФФН».
Данная рабочая программа составлена на основе: Программы дошкольных
образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушениями речи
«Коррекция нарушений речи» под редакцией Г.В. Чиркиной. Программа данного автора
предполагает преемственность в работе логопеда и воспитателя логопедической группы,
предусматривает обучение грамоте, достижением по завершению прохождения занятий по
данной программе становится норма речевого развития, также данная программа
предполагает четкую организацию пребывания детей в детском саду. В связи с этим
программа была модифицирована: сокращено количество часов, цель программы стала
более узкой, автоматизацией и дифференциацией, поставленных звуков, будет заниматься
непосредственно родитель, реализовываться данная программа будет в условиях Центра.
Актуальность рабочей программы определяется распространенностью фонетикофонематического недоразвития речи среди детей дошкольного возраста, необходимостью
своевременного
позволяющей
оказания
предупредить
этим
детям
вторичные
коррекционно-логопедической
отклонения
в
развитии,
помощи,
снизить
риск
дезадаптации, предупредить нарушения письменной речи в школе.
Научные, методологические, нормативно-правовые и
методологические
основания программы.
Теоретической и методологической основой программы являются: положение Л.С.
Выготского о ведущей роли обучения и воспитания в психическом развитии ребенка;
учение Р.В. Левиной о трех уровнях речевого развития детей и психолого-педагогическом
подходе в системе специального обучения; исследования закономерностей развития
детской речи в условиях ее нарушения, проведенные Т.Б. Филичевой и Г.В. Чиркиной.
Рабочая программа составлена в соответствии с:
1. Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» от 29
декабря 2012 года № 273-ФЗ;
2. Письмом
Минобрнауки
России
от
10.02.2015
№
ВК-268/07
«О
совершенствовании деятельности центров психолого-педагогической, медицинской и
социальной помощи» (вместе с «Рекомендациями Министерства образования и науки
РФ органам государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере
образования по совершенствованию деятельности центров психолого-педагогической,
медицинской и социальной помощи»);
3. Федеральным Законом «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ» № 124ФЗ от 24.07.1998г;
4. СанПин 2.4.4.3.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к
устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций
дополнительного образования детей»;
5. Приказом
Министерства
просвещения
Российской
Федерации
от
09.11.2018г. № 196 г. «Об утверждении Порядка организации и осуществления
образовательной
деятельности
по
дополнительным
общеобразовательным
программам»
6. Концепцией развития дополнительного образования детей в РФ № 1726-р от
4 сентября 2014г.»;
7. Уставом Муниципального казенного образовательного учреждения, для
детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи
«Центр диагностики и консультирования».
Практическая значимость рабочей программы.
Рабочая программа имеет коррекционно-развивающую направленность. Помимо
совершенствования фонетико-фонематической стороны речи, активно способствует
когнитивному и эмоционально-личностному развитию.
При отборе содержания основывалась на следующие принципы:
1.
Принцип природосообразности, который учитывает общность
развития нормально развивающихся детей и детей с общим недоразвитием
речи
и
основывается
на
онтогенетическом
принципе,
учитывая
закономерности развития детской речи в норме;
2.
Принцип
комплексности
(тесной
взаимосвязи
работы
специалистов педагогического и медицинского профилей) способствует
более высоким темпам общего и речевого развития детей;
3.
Принцип построения образовательной деятельности на основе
индивидуальных особенностей каждого ребенка;
Цель
–
4.
Принцип содействия и сотрудничества детей и взрослых;
5.
Принцип единства диагностики и коррекции.
совершенствование фонетико-фонематической
профилактики нарушений письменной речи.
Задачи:
стороны речи, для
1. Коррекция произношения звуков [с], [л];
2. Совершенствование
фонематического
восприятия,
через
дифференциацию звуков [с] - [ф];
3. Развитие доступных возрасту навыков звукового анализа и синтеза;
4. Формирование
практических
умений
и
навыков
пользования
экспрессивной речью.
Адресность программы:
Программа «Коррекция речевой деятельности
ребенка 4 лет с ФФН»,
предназначена для ребенка, у которого нарушено звукопроизношение: нет следующих
звуков: [с], [л], [ль]. Требуют дифференциации звуки [с] - [ф]. При увеличении речевой
нагрузки отмечается общая смазанность речи.
Фонематический
слух
сформирован
недостаточно:
слабо
дифференцирует
оппозиционные фонемы (та-да замена та-та, да-та замена да-да, па-ба-па замена па-па-па),
неправильно дифференцирует слова: уточка-удочка, мышка-мишка, пашня-башня.
Фонематический анализ и синтез сформированы недостаточно. Испытывают трудности в
звукобуквенном анализе: не выделяет гласный звук в цепочке звуков, не выделяет звук на
фоне слова.
Звуко-слоговая структура.
Слова сложного звукового состава воспроизводит
правильно при повторении за взрослым, при употреблении сложных слов при пересказе
или составлении предложений допускает следующие ошибки: пропуск звуков, слогов,
замена звуков, особенно в словах со стечением согласных.
При этом остаются сохранными слух и интеллект. По данной программе не
возможна коррекция речи у детей с ОНР речи первого и второго уровней речевого
развития, а также у детей с системным и грубым системным недоразвитием речи.
Продолжительность программы.
C 1 по 14 сентября проводится диагностика речевого развития, выявляются
особенности
звукопроизносительной,
лексико-грамматической
и
фонетико-
фонематической сторон речи, с 15 сентября по 30 декабря проводятся занятия, Форма
реализации программы – индивидуальная. Программа предусматривает проведение 34
занятий. Продолжительность занятия 15-20 минут.
Требования к результату усвоения программы:
При условии успешной реализации данной программы будет наблюдаться
положительная
динамика
в
произношении
сонорных
звуков
речи;
правильное
употребление данных звуков в самостоятельной речи; на достаточном уровне будут
сформированы общие речевые навыки и навыки звукобуквенного анализа и синтеза.
Ребенок сможет:
правильно артикулировать сонорные звуки речи в различных
фонетических позициях и формах речи;
четко дифференцировать все изученные звуки.
Система оценки достижения планируемых результатов.
Освоение
адаптированных
дополнительных
общеразвивающих
программ
сопровождается проведением текущего контроля успеваемости и промежуточной
аттестации обучающихся, осуществляется
в форме – психолого-педагогической
диагностики, с применением методов, установленных учебными планами:
наблюдение;
беседа;
анализ продуктов деятельности;
мониторин
Учебно-тематический план:
№
п/
п
I
1.
2.
3.
4.
II
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
III
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
Название разделов и тем
Коли
чест
во
заня
тий
Диагностика речевого развития
4
Диагностика
1
Диагностика
1
Диагностика
1
Диагностика
1
Формирование общих речевых навыков
8
Речевое диафрагмальное нижнереберное дыхание
1
Длительный плавный ротовой выдох
1
Речевое подражание на базе гласных звуков 1
«у,а,о,и», их слияний
Протягивание гласных звуков с различной 1
громкостью по подражанию и по инструкции
Сила и динамика голоса
1
Элементарные артикуляторные навыки
1
Статические артикуляционные упражнения
1
Динамические артикуляционные упражнения
1
Коррекция фонетико-фонематической стороны 22
речи
Постановка звука [с] по подражанию
1
Постановка звука [с] по подражанию с введением 1
игровых приемов
Автоматизация звука [с] в обратном ударном слоге в 1
начале слова
Автоматизация звука [с] в обратном ударном слоге в 1
середине слова
Автоматизация звука [с] в обратном ударном слоге в 1
конце слова
Автоматизация звука [Л] в обратном безударном 1
слоге в начале слова
Автоматизация звука [с] в обратном безударном 1
слоге в середине слова
Автоматизация звука [с] в обратном безударном 1
слоге в конце слова
Текущий контроль
1
10. Автоматизация звука [с] в обратном слоге при
стечении согласных
11. Автоматизация звука [с] в прямом ударном слоге в
начале слова
12. Автоматизация звука [с] в прямом ударном слоге в
середине слова
13. Автоматизация звука [Л] в прямом ударном слоге в
конце слова
14. Автоматизация звука [с] в прямом безударном слоге
Дата проведения
Планируем Фактиче
ая
ская
02.09
04.09
09.09
11.09
16.09
18.09
23.09
25.09
30.09
07.10
09.10
14.10
16.10
21.10
23.10
28.10
30.10
01.11
06.11
11.11
13.11
1
18.11
1
20.11
1
25.11
1
27.11
1
02.12
в начале слова
15. Автоматизация звука [с] в прямом безударном слоге
в середине слова
16. Автоматизация звука [с] в прямом безударном слоге
в конце слова
17. Автоматизация звука [с] в прямом слоге при
стечении согласных
18. Автоматизация звука [с] в различных позициях
19. Промежуточная аттестация
20. Автоматизация звука [с] в предложениях
21. Дифференциация звуков[с]- [ф]
22. Дифференциация звуков [с]- [ф]
Итого:
1
04.12
1
09.12
1
11.12
1
16.12
1
1
1
1
34
18.12
23.12
25.12
30.12
Список литературы:
1. Богомолова А.И. Логопедическое пособие для занятий с детьми. - ТОО «Издательство
Библиополис». СПб., 1994.
2. Большакова С.Е. Речевые нарушения и их преодоление: Сборник упражнений, - М.: ТЦ
Сфера, 2005.
3. Быстрова Г.А., Сизова Э.А., Шуйская Т.А.. Логосказки. СПб. Каро.2001.
4. Васильева С.А. Рабочая тетрадь по развитию речи дошкольников. Москва 2007
5. Гвоздев А.Н. Вопросы изучения детской речи. – М.: Изд-во АПН РСФСР,1961.
6. Громова О.Е. Логопедическое лото «Учим звук Ш».- м.: Изд-во «Творческий Центр
Сфера»;
7. Громова О.Е. Логопедическое лото «Учим звук Ж».- м.: Изд-во «Творческий Центр
Сфера»;
8. Громова О.Е. Логопедическое лото «Учим звук С».- м.: Изд-во «Творческий Центр
Сфера»;
9. Громова О.Е. Логопедическое лото «Учим звук З».- м.: Изд-во «Творческий Центр
Сфера»;
10. Ефименкова Л.Н. Формирование речи у дошкольников. – М., 1981.
11. Жукова Н.С. Отклонения в развитии детской речи.- М., 1994.
12. Жукова Н.С. Преодоление недоразвития речи у детей: Учеб.-метод.пособие. — М.: Соц.полит, журн., 1994.
13. Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Индивидуально-подгрупповая работа по коррекции
звукопроизношения. Пособие для логопедов. – М.: «Гном-пресс», Новая школа, 1998.
14. Крупенчук О.И.. Научите меня говорить правильно. Пособие по логопедии для детей и
родителей. Изд. дом ЛИТЕРА.2001.
15. Лалаева Р.И., Серебрякова Н.В. Коррекция общего недоразвития речи у дошкольников
(формирование лексики и грамматического строя). –СПб.: СОЮЗ, 1999.
16. Леонтьев А.А. Психолингвистические единицы и порождение речевого высказывания. М., 1969.
17. Логопедия: Учеб. Для студ. дефектол. фак. пед. высш. учеб. Заведений. /Под ред. Л.С.
Волковой, С.Н. Шаховской. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС,
2003.
18. Лямина Г.М. Особенности развития речи детей дошкольного возраста. – М., 1992.
19. Нарушение речи у дошкольников. //Под. ред. Р.А. Белова-Давыдова,- М., 1997.
20. Нищева Н.В. Программа коррекционно-развивающей работы в логопедической группе
детского сада для детей с общим недоразвитием речи (с 4-7 лет). – СПб.: ДЕТСТВО –
ПРЕСС, 2006
21. Нищева Н.В. Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с общим
недоразвитием речи. – СПб., 2005
22. Новотворцева Н.В. Рабочие тетради по развитию речи. Звуки С, З, Ш, Ж.
23. Основы логопедической работы с детьми: Учебное пособие для логопедов, воспитателей
детских садов, учителей начальных классов, студентов педагогических училищ / Под общ.
ред. д.п.н., проф. Г.В. Чиркиной. – 2-е изд., испр. – М.: АРКТИ, 2003.
24. Пожиленко Е.А. Волшебный мир звуков и слов. – м.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС,
1999.
25. Программа обучения детей с недоразвитием фонетического строя речи. М.
«ПРОСВЕЩЕНИЕ» 1978. Рекомендовано к изданию Управлением по дошкольному
воспитанию Министерства просвещения СССР Программа разработана научными
сотрудниками сектора логопедии НИИ дефектологии АПН СССР С о с т а в и т е л и : Г.
А. Каше, Т. Б. Филичева.
26. Самсонов Ф.А., Крапухин А.В. Наследственный фактор в патологии речи// Речевые
расстройства у детей и методы их устранения: сб. научных трудов. - М.: МГПИ, 1978
27. Седых Н.А. Воспитание правильной речи у детей. – М.:АСТ; Сталкер, 2005.
28. Филичева Т.Б.., А.Р. Соболева. Развитие речи дошкольника. Екатеринбург: Изд. «АРГО».
1996.
29. Филичева Т.Б., Чиркина Г. В., Туманова Т.В // Коррекционное обучение и воспитание
детей с общим недоразвитием речи. - М.2009
30. Чиркина Г.В. Программы дошкольных образовательных учреждений компенсирующего
вида для детей с нарушениями речи. – М.: Просвещение, 2009.
Муниципальное казенное образовательное учреждение для детей,
нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи
«Центр диагностики и консультирования»
Мониторинг текущего контроля успеваемости
2025-2026учебный год.
ФИО специалиста: Путято Т.Н.
Должность специалиста: учитель - логопед
Возраст обучающегося : 4лет
Название программы: «Коррекция речевой деятельности у ребенка 4лет с ФФН»
Дата заполнения: 13.11.25
Оцениваемые параметры
ФИ обучающегося (обучающихся)
Результат освоения программы
Лексико
грамматиче
ские
средства
языка
и
слоговая
структура
Подбор
предметов
для
выполнения
названных действий
Личные местоимения
я, мы, ты, вы
Выделяем названия
действий, некоторых
признаков
Выставка игрушек
(сущ. в И.П.)
Указательные слова
и местоимения
Употребление
глаголов,
повелительного
наклонения(спать,
читать)
Употребление
существительных в
В.П
Уровень освоения программы:
Примечание фиксация результатов:
Результат освоения программы
Владеет (+)
Уровень освоения программы
Высокий уровень
Частично владеет (×)
Средний уровень
Не владеет (−)
Низкий уровень
ФИО специалиста Путято Т.Н.
Муниципальное казенное образовательное учреждение для детей,
нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи
«Центр диагностики и консультирования»
Мониторинг промежуточной аттестации
2025-2026 учебный год.
ФИО специалиста: Путято Т.Н.
Должность специалиста: учитель - логопед
Возраст обучающегося: 4 лет
Название программы: «Коррекция речевой деятельности у ребенка 4лет с ФФН»
Дата заполнения: 18.12.25
Оцениваемые параметры
ФИ обучающегося (обучающихся)
Результат освоения программы
Фонематиче
ское
восприятие
Понимание
обобщающих слов
(игрушки, одежда)
Фонематическое
восприятие в
звуковом ряду
в слогах разного типа
Слоговая
структура
Слова 1 типа со
звуком в
Слова 1 типа со
звуком Д
Слова 1 типа
звуками Д и В
со
Уровень освоения программы:
средний
Примечание фиксация результатов:
Результат освоения программы
Программа освоена (+)
Частично освоена (×)
Не освоена (−)
Уровень освоения программы
Высокий – полностью освоил программный
курс
Средний – не полностью освоил программный
курс
Низкий – не освоил программный курс
Уровень обученности обучающегося (результат промежуточной аттестации):
Результат освоения
программы
Программа освоена
Уровень освоения программы
Высокий – полностью освоил
программный курс
Программа частично Средний - не полностью освоил
освоена
программный курс
Программа не освоена Низкий - не освоил программный
курс
Всего обучающихся
Количество
обучающихся
Процент освоения
программы
ФИО специалиста Путято Т.Н.