Коррекция речевой деятельности у ребенка с ОНР II уровня 3 лет»..

РАССМОТРЕНО на заседании
педагогического совета МКОУ «ЦДК»
протокол № ____
от « »
2025г.

УТВЕРЖДАЮ
директор МКОУ «ЦДК»
____________ Лосяков С. В.
приказ №_от «
»2025г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
«Коррекция речевой деятельности у ребенка 3 лет с ОНРII уровня».
составитель Путято Татьяна Николаевна,
учитель – логопед высшая квалификационная категория

Емельяново, 2025

Пояснительная записка.
Актуальность и перспективность программы.
Традиционно речь рассматривается, как необходимый

компонент

гармонично

развивающейся личности. Ни одна форма психической деятельности не протекает без прямого или
косвенного участия речи. Возникновение речи существенным образом перестраивает память,
восприятие

и

мышление,

позволяя

совершенствовать

мыслительные

операции.

В

непосредственной зависимости от речи находится становление эмоций, характера, личности в
целом, что подтверждает наличие тесной связи между эмоциональным, когнитивным и речевым
развитием на которую указывали Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, А.Н. Леонтьев, С.Л.
Рубинштейн.
Неотделимостью речи от других аспектов развития объясняется ее признание одним из
главных показателей психического развития ребенка. Все психические процессы у ребенка

-

воспитание, память, внимание, воображение, мышление, целенаправленное поведение –
развиваются с прямым участием речи (Л.С. Выготский, А.Р. Лурия, А.В. Запорожец). Все
достижения и проблемы растущего человека отражаются в речи, развитие которой определяется
рядом факторов. К ним относятся: сохранность нейрофизиологических механизмов, богатое
языковое и социальное окружение, организованная соответствующим образом предметная среда, а
также выраженное желание взаимодействовать с другими людьми. Дефицитарность или
отсутствие этих условий приводят к речевому дизонтогенезу.
В последние годы в ЦДК Емельяновского района увеличилось количество обращений
родителей детей, имеющих нарушения речевого развития, а именно детей, речь у которых
полностью отсутствует, либо представлена звукосочетаниями и слогами, при сохранном
интеллекте в возрасте 3 лет.
В последние десятилетия интенсивно разрабатывались теоретические и методические
аспекты проблемы ОНР, представлены в работах Р.Е. Левиной, Е.М. Мастюковой, Н.С.
Четверушкиной, Н.В. Нищевой и др. Но несмотря на постоянный интерес к данной проблеме,
потребность практики в разработке практических и методических аспектов коррекционной
помощи продолжает возрастать. Анализ логопедической практики свидетельствует о важности
уточнения условий и содержания коррекционно-логопедической работы, отбора результативных
методов, приемов и средств формирования речевой деятельности. Социально-коммуникативное
развитие.
В дошкольном возрасте ребенок активно пользуется невербальными и вербальными
средствами для ситуативно-делового общения со сверстниками и способен к устойчивому
взаимодействию с взрослым. Он стремится к сотрудничеству и переносит увиденные способы
действий в собственную деятельность. Так появляется самостоятельность, которая выражается,
например, в сюжетной игре: в ней могут быть как реальные действия, так и действия, носящие
условный характер. На протяжении младшего дошкольного возраста самостоятельные игровые
действия складываются в логические цепочки игровых действий, которые проигрываются
согласно правилам, с использованием предметов –заместителей, а затем переносятся в различные

игровые ситуации. На фоне «разворачивания» самостоятельных игровых действий все более
устойчивым становится интерес к действиям других людей, ребенок активно начинает подражать
взрослому как в игровых, так и бытовых ситуациях. Его поведение все больше контролируется
относительно ситуации, и он начинает замечать несоответствие поведения других сверстников
требованиям взрослого, оценивать и проявлять внимание к различным эмоциональным
состояниям людей.
Самостоятельность проявляется в культурно-гигиенических навыках, ребенок
поддерживает опрятность во внешнем виде, владеет основными навыками самообслуживания (и
только в некоторых случаях может требоваться незначительная помощь взрослого). Именно в
этом периоде развития закладываются основы здорового образа жизни и формируются
элементарные представления о правила безопасного поведения и личной гигиены.
После 3-х лет у детей возрастает интерес к изобразительной и конструктивной
деятельности, ее процессу и результатам.
Познавательное развитие.
В дошкольном возрасте у ребенка усиливается познавательная активность, интерес к
познанию окружающего мира. Он проходит период «почемучек»: его интересует уже не только
внешний вид и назначение предметов, но и связи и отношения между предметами и явлениями,
лежащие в их основе причинные зависимости, взаимоотношения людей, нравственные и
социальные связи и закономерности.
В этот период активно развивается чувственное познание через восприятие и наглядное
мышление. Становление восприятия происходит путем совершенствования перцептивных
действий и усвоения систем сенсорных эталонов, выработанных человечеством (о геометрических
формах, цветовом спектре, мерах веса, величины, времени, системы фонем родного языка, и т. п.).
Ребенок способен выполнять операции анализа и сравнения изображенных объектов:
справляется с заданиями на группировку предметов согласно заданному сенсорному признаку;
пользуется зрительно-практической ориентировкой на количественный признак, выполняет
счетные операции по представлению в пределах 3-х; восстанавливает целостное изображение из 4х частей.
Речевое развитие. Ребенок понимает и выполняет различные словесные инструкции,
связанные с практическим опытом. На этом этапе развития речь еще не может служить ему
надежной опорой для передачи новых знаний, поэтому лишь появляется возможность усвоения
знаний на основе объяснений, но не изолированно, а только с опорой на четкие наглядные
представления.
К 4 годам ребенок способен поддерживать и участвовать в элементарном диалоге, отвечать
на вопросы после прочтения небольших текстов (сказки, рассказа), используя слова или простые
предложения для передачи смысла содержания прослушанного текста; может по просьбе
взрослого рассказать небольшой стишок или потешку.

В физическом развитии к этому возрасту сформированы основные двигательные навыки.
Ребенок выражает стремление использовать различные виды движений (ходьба, бег, лазанье,
ползание, прыжки, метание) для достижения бытовой или игровой цели. Он обладает
практической ориентировкой в пространстве в знакомой местности; выполняет по показуи по
инструкции взрослого физические упражнения, простейшие построения и перестроения; с
желанием принимает участие в подвижных играх со сверстниками, соблюдая простые правила
игры. В Емельяновском районе на сегодняшний день в дошкольных образовательных
организациях не созданы специальные образовательные условия для оказания качественной и
своевременной помощи детям с ОНР. Комплексный подход к диагностике и коррекции речевого
нарушения может быть осуществлен в Центре диагностики и консультирования, как в одной из
современных форм психолого-педагогической и медико-социальной помощи детям, имеющим
проблемы в развитии, обучении и социальной адаптации. Это и определило необходимость
составления рабочей программы «Коррекция речевой деятельности у ребенка 3 лет с ОНРII
уровня». Данная программа составлена на основе общеобразовательной программы «От рождения
до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой и «Комплексная
образовательная программа дошкольного образования для детей с ТНР (ОНР)с 3-7 лет» Н.В.
Нищевой. Программа данных авторов предполагают преемственность в работе логопеда и
воспитателя логопедической группы, достижением по завершению прохождения занятий по
данной программе формируется речевая активность, развивается подражательная способность,
также данная программа предполагают четкую организацию занятий в МКОУ «ЦДК» и
определяет содержание и организацию образовательного процесса в ЦДК, направленного на
гармоничное развитие личности ребенка, адаптацию детей к условиям детского сада. Цель
рабочей программы более узкая, в связи с этим основные программы были модифицированы: к
использованию взяты разделы по развитию речи и коммуникации. В связи с этим программы были
сокращены, цель программы стала более узкой, предполагает переход от одного уровня речевого
развития к следующему, реализовываться данная программа будет в условиях Центра диагностики
и консультирования.
Научные, методологические, нормативно-правовые и методологические основания
программы.
Выготского о ведущей роли обучения и воспитания в психическом развитии ребенка;
учение Р.В. Левиной о трех уровнях речевого развития детей и психолого-педагогическом подходе
в системе специального обучения; исследования закономерностей развития детской речи в
условиях ее нарушения, проведенные Т.Б. Филичевой и Г.В. Чиркиной.
Рабочая программа составлена в соответствии с:
1. Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 года №
273-ФЗ;
2. Письмом Минобрнауки России от 10.02.2015 № ВК-268/07 «О совершенствовании
деятельности центров психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи»

(вместе с «Рекомендациями Министерства образования и науки РФ органам государственной
власти субъектов Российской Федерации в сфере образования по совершенствованию
деятельности центров психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи»);
3. Федеральным Законом «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ» № 124-ФЗ от 24.07.1998г;
4. СанПин

2.4.4.3.3172-14

«Санитарно-эпидемиологические

требования

к

устройству,

содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного
образования детей»;
5. Приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 09.11.2018г. № 196 г. «Об
утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по
дополнительным общеобразовательным программам»
6. Концепцией развития дополнительного образования детей в РФ № 1726-р от 4 сентября
2014г.»;
7. Уставом Муниципального казенного образовательного учреждения, для детей, нуждающихся
в

психолого-педагогической

и

медико-социальной

помощи

«Центр

диагностики

и

консультирования».
Практическая значимость рабочей программы.
Рабочая программа имеет коррекционно-развивающую направленность.

Помимо

формирования речевой деятельности активно способствует когнитивному и эмоциональноличностному развитию.
При отборе содержания основывалась на следующие принципы:
1. Принцип природосообразности, который учитывает общность развития нормально
развивающихся детей и детей с общим недоразвитием речи и основывается на
онтогенетическом принципе, учитывая закономерности развития детской речи в
норме;
2. Принцип

комплексности

(тесной

взаимосвязи

работы

специалистов

педагогического и медицинского профилей) способствует более высоким темпам
общего и речевого развития детей;
3. Принцип построения образовательной деятельности на основе индивидуальных
особенностей каждого ребенка;
4. Принцип содействия и сотрудничества детей и взрослых;
5. Принцип единства диагностики и коррекции;
6. Принцип возрастной адекватности: соответствие условий, требований, методов
возрасту и особенностям развития.
Цель - формирование речевой деятельности, для профилактики вторичных нарушений
интеллектуального развития.
Задачи обучения и воспитания

Речь как средство общения (положительное взаимодействие в процессе общения, выражение
просьбы, вопроса, пожелания, поддержание диалога):


учить понимать обращенную речь и отвечать на вопросы;



формировать активную речь: учить пользоваться фразой из 3-4 слов в ситуации игровых
занятий в группе.
Развитие речи в ходе знакомства с сюжетами русских сказок, детской художественной

литературой:


формировать

интерес

к

прослушиванию

русских

народных

сказок,

осваивать

интонационные переходы и тембр голоса взрослого в чтении детской художественной
литературы;


учить совершать простые действия с предметами-героями сказок в игровых занятиях с
куклами би-ба-бо, персонажами сказки;



формировать простые фразы на основе реплик персонажей сказки (интонационно,
тембром, высотой звука подражая персонажам сказки);



учить использовать предлоги в речи – за, под, над, между, определять расположение
игрушки, предмета по словесной инструкции.
Адресность программы:

Программа ««Коррекция речевой деятельности у ребенка 3 лет с ОНРII уровня», предназначена
ребенку, у которого нарушено формирование всех компонентов речевой системы, как звуковой,
так и слоговой стороны при нормальном слухе и сохранном интеллекте. Речь, в дизонтогенезе
речевого развития выступает стойкое и длительное отсутствие речевого подражания, инертность в
овладении ребенком новыми для него словами.
Продолжительность программы составляет 5 месяцев в течение учебного года с 23
января по 27 мая. Форма реализации программы – индивидуальная. Программа предусматривает
проведение 2 занятий в неделю. Продолжительность занятия 15-20 минут, 38 занятий в полугодие.
Требования к результату усвоения программы:
При условии успешной реализации данной программы будет наблюдаться положительная
динамика в накоплении и обогащении словарного запаса, развитии понимания речи и активной
подражательной речевой деятельности; на достаточном уровне будут сформированы общие
речевые навыки; положительная динамика в развитии слухоречевого внимания, слухоречевой
памяти. Ребенок сможет:


понимать обращенную речь и отвечать на вопросы взрослого;



называть свое имя, к детям обращаться по имени;



произносить фразу из 3-4 слов;



использовать

в

речи

простые

предлоги, понимать

по

слову

пространственное

расположение предмета;
Требования к фонетической правильности высказывания не предъявляются, но обращается
внимание на грамматическое оформление высказывания.

Система оценки достижения планируемых результатов.
Освоение адаптированных дополнительных общеразвивающих программ сопровождается
проведением текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся,
осуществляется в форме – психолого-педагогической диагностики, с применением методов,
установленных учебными планами:
наблюдение;
беседа;
анализ продуктов деятельности;
мониторинг.
Ориентиры развития к концу третьего года жизни
Дети могут научиться:


различать звучание разных предметов;



понимать обращенную к ним речь;



произносить простую фразу, состоящую из 2-3 слов;



различать слова, обозначающие свойства и качества, назначения предметов.

Учебно-тематический план:
№
п/п

I
1.
2.
3.
4.
II
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
III
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.

Название разделов и тем

Коли
честв
о
занят
ий
4
1
1
1
1

Диагностика речевого развития
Диагностика
Диагностика
Диагностика
Диагностика
Развитие лексико-грамматических средств языка и
слоговой структуры слова.
Подбор предметов для выполнения названных
действий
Личные местоимения я, мы, ты, вы
Выделяем названия действий, некоторых признаков
Выставка игрушек (сущ. в И.П.)
Указательные слова и местоимения
Употребление глаголов, повелительного
наклонения(спать, читать)
Употребление существительных в В.П
Употребление существительных в В.П
Употребление существительных в Д.П
Кто что ест (употребление сущ. в В.П и Д.П)
Употребление сущ. в Т.П (Чем мальчик ест?)
Что не хватает (сущ Р.П)
ЧТО КУДА?
Предлоги В ,ИЗ
Текущий контроль
Фонематическое восприятие звуков
в звуковом ряду
в слогах разного типа
в словах;
в словосочетаниях
в предложениях
Постановка звука [д по подражанию
Постановка звука [д] механическим способом
Постановка звука [д] смешанным способом
Закрепление звука в имитационных упражнениях.
Автоматизация звука в слогах:
с закрытым слогом;
Автоматизация звука в слогах:
с открытым слогом;
Признаки весны
Автоматизация звука в слогах
разного типа.
Автоматизация звука в словах с закрытым и открытым
слогом.
Автоматизация звука в слогах

Дата проведения
Планируема Фактичес
я
кая

09.01
14.01
16.01
21.01

15
1

23.01

1
1
1
1
1

28.01
30.01
04.02
06.02
11.02

1
1
1
1
1
1
1
1
1
19
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

13.02
18.02
20.02
25.02
27.02
04.03
06.03
11.03
13.03

1

22.04

1
1

24.04
29.04

1

06.05

1

13.05

18.03
20.03
25.03
27.03
01.04
03.04
08.04
10.04
15.04
17.04

16.
17.
18.
19.

со стечением
Весна
Промежуточная аттестация
Животные весной
Цветы
Итого:

1
1
1
1
38

15.05
20.05
22.05
27.05

Список литературы:
1. Архипова Е.Ф. Логопедическая работа с детьми раннего возраста: Учеб. Пособие. – М.: АСТ:
Астрель, 2007.
2. Аскарина Н.М., Кистяковская М.Ю., Ладыгина Н.Р., Эйгес Н.Р. Развитие и воспитание ребенка от
рождения до трех лет. – М., 1969.
3. Г.А.Быстрова, Э.А. Сизова, Т.А. Шуйская. Логосказки. СПб. Каро.2001.
4. Винарская Е.Н. Раннее речевое развитие ребенка: Актуальные проблемы дефектологии. – М.,
1992.
5. Васильева С.А. Рабочая тетрадь по развитию речи дошкольников. Москва 2007
6. Гвоздев А.Н. Вопросы изучения детской речи. – М.: Изд-во АПН РСФСР,1961.
7. Громова О.Е., Соломатина Г.Н. Логопедическое обследование детей 2-4 лет. Методическое
пособие. – М.: ТЦ Сера, 2004.
8. Ефименкова Л.Н. Формирование речи у дошкольников. – М., 1981.
9. Жукова Н.С. Отклонения в развитии детской речи.- М., 1994.
10. Жукова Н.С. Преодоление недоразвития речи у детей: Учеб.-метод.пособие. — М.: Соц.-полит,
журн., 1994.
11. Зееман М. Расстройства речи в детском возрасте (пер. с чешского) / Под ред. и с предисл.
В.К.Трутнева и С.С. Ляпидевского. М., 1962.
12. Кольцова М.М. Ребенок учится говорить. – М., 1979.
13. Козырева О.А., Н.Б. Дубешко. Формирование лексико-грамматических средств языка и развитие
связной речи. М.: ВЛАДОС. 2005.
14. Крупенчук О.И.. Научите меня говорить правильно. Пособие по логопедии для детей и родителей.
Изд. дом ЛИТЕРА.2001.
15. Коноваленко В.В., С.В. Коноваленко. Развитие связной речи. Фронтальные логопедические
занятия по лексико-семантической теме «Весна» в подготовительной группе для детей с ОНР.
Москва, 2001.
16. Коноваленко В.В., С.В. Коноваленко. Развитие связной речи. Фронтальные логопедические
занятия по лексико-семантической теме «Зима» в подготовительной группе для детей с ОНР.
Москва, 2001.
17. Коноваленко В.В., С.В. Коноваленко. Развитие связной речи. Фронтальные логопедические
занятия по лексико-семантической теме «Осень» в подготовительной группе для детей с ОНР.
Москва, 2001.
18. Коноваленко В.В., С.В. Коноваленко. Развитие связной речи. Фронтальные логопедические
занятия по лексико-семантической теме «Человек: я, моя семья, мой дом, моя страна» в
подготовительной группе для детей с ОНР. Москва, 2001.
19. Лалаева Р.И., Серебрякова Н.В. Формирование лексики и грамматического строя у дошкольников
с общим недоразвитием речи. — СПб Союз, 2001
20. Лалаева Р.И., Серебрякова Н.В. Коррекция общего недоразвития речи у дошкольников
(формирование лексики и грамматического строя). –СПб.: СОЮЗ, 1999.
21. Леонтьев А.А. Психолингвистические единицы и порождение речевого высказывания. - М., 1969.
22. Логопедия: Учеб. Для студ. дефектол. фак. пед. высш. учеб. Заведений. /Под ред. Л.С. Волковой,
С.Н. Шаховской. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003.
23. Лубовский В.И. Основные проблемы ранней диагностики и ранней коррекции нарушений
развития //Дефектология.1994. № 2
24. Лямина Г.М. Особенности развития речи детей дошкольного возраста. – М., 1992.
25. Нищева Н.В. Программа коррекционно-развивающей работы в логопедической группе детского
сада для детей с общим недоразвитием речи (с 4-7 лет). – СПб.: ДЕТСТВО – ПРЕСС, 2006

26. Нищева Н.В. Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с общим
недоразвитием речи. – СПб., 2005
27. Нарушение речи у дошкольников. //Под.ред. Р.А. Белова-Давыдова,- М., 1997.
28. Основы логопедической работы с детьми: Учебное пособие для логопедов, воспитателей детских
садов, учителей начальных классов, студентов педагогических училищ / Под общ. ред. д.п.н.,
проф. Г.В. Чиркиной. – 2-е изд., испр. – М.: АРКТИ, 2003.
29. Розенгарб - Пупко Г.И. Формирование речи у детей раннего возраста.- М., . 1963.
30. Самсонов Ф.А., Крапухин А.В. Наследственный фактор в патологии речи// Речевые расстройства у
детей и методы их устранения: сб. научных трудов. - М.: МГПИ, 1978
31. Ткаченко Т.А.. Логопедическая тетрадь. Формирование лексико-грамматических
представлений. СПб., «ДЕТСТВО-ПРЕСС» 1998.
32. Ткаченко Т.А.. Логопедическая тетрадь. Формирование и развитие связной речи. СПб.,
«ДЕТСТВО-ПРЕСС» 1998.
33. Ткаченко Т.А.. Обучение детей творческому рассказыванию по картинам. – М.: Гуманит. изд.
центр ВЛАДОС, 2002.
34. Филичева Т.Б.., А.Р. Соболева. Развитие речи дошкольника. Екатеринбург: Изд. «АРГО». 1996.
35. Филичева Т.Б., Чиркина Г. В., Туманова Т.В // Коррекционное обучение и воспитание детей с
общим недоразвитием речи. - М.2009
36. Шохор-Троцкая М. Как будет говорить ваш ребенок, зависит от вас // Наука и жизнь, 2006, №8,
с.39-43

Муниципальное казенное образовательное учреждение для детей,
нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи
«Центр диагностики и консультирования»
Мониторинг текущего контроля успеваемости
2024-2025учебный год.
ФИО специалиста: Путято Т.Н.
Должность специалиста: учитель - логопед
Возраст обучающегося : года
Название программы: «Коррекция речевой деятельности у ребенка 3лет с ОНРII уровня»
Дата заполнения: 13.03.25
Оцениваемые параметры
ФИ обучающегося (обучающихся)
Результат освоения программы
Лексико
Подбор
предметов
грамматиче для
выполнения

ские
названных действий
средства
Личные местоимения
языка
и я, мы, ты, вы
слоговая
Выделяем названия
структура
действий, некоторых
признаков
Выставка игрушек
(сущ. в И.П.)
Указательные слова
и местоимения
Употребление
глаголов,
повелительного
наклонения(спать,
читать)
Употребление
существительных в
В.П
Уровень освоения программы:
Примечание фиксация результатов:
Результат освоения программы
Владеет (+)

Уровень освоения программы
Высокий уровень

Частично владеет (×)

Средний уровень

Не владеет (−)

Низкий уровень

ФИО специалиста Путято Т.Н.

Муниципальное казенное образовательное учреждение для детей,
нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи
«Центр диагностики и консультирования»
Мониторинг промежуточной аттестации
2024-2025 учебный год.
ФИО специалиста: Путято Т.Н.
Должность специалиста: учитель - логопед
Возраст обучающегося: 3 года
Название программы: «Коррекция речевой деятельности у ребенка 3лет с ОНРII уровня»
Дата заполнения: 20.05.2025
Оцениваемые параметры

ФИ обучающегося (обучающихся)
Результат освоения программы

Фонематиче
ское
восприятие

Понимание
обобщающих слов
(игрушки, одежда)
Фонематическое
восприятие в
звуковом ряду
в слогах разного типа

Слоговая
структура

Слова 1 типа со
звуком в
Слова 1 типа со
звуком Д
Слова 1 типа
звуками Д и В

со

Уровень освоения программы:

средний

Примечание фиксация результатов:
Результат освоения программы
Программа освоена (+)
Частично освоена (×)
Не освоена (−)

Уровень освоения программы
Высокий – полностью освоил программный
курс
Средний – не полностью освоил программный
курс
Низкий – не освоил программный курс

Уровень обученности обучающегося (результат промежуточной аттестации):
Результат освоения
программы
Программа освоена

Уровень освоения программы

Высокий – полностью освоил
программный курс
Программа частично Средний - не полностью освоил
освоена
программный курс
Программа не освоена Низкий - не освоил программный
курс

Количество
обучающихся

Процент освоения
программы

Всего обучающихся

ФИО специалиста Путято Т.Н.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».