Рассмотрено на заседании методического
совета МКОУ «ЦДК»
протокол № 3 от «_22_» января 2025 г.
УТВЕРЖДАЮ:
директор МКОУ «ЦДК»
__________ Лосяков С.В.
приказ № 1/1 от «22» января 2025 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
«Психолого-педагогическое сопровождение ребенка 4 лет с тяжелыми нарушениями речи»
Составитель Осанина Евгения Сергеевна,
педагог-психолог
1 квалификационной категории
Емельяново, 2025
Актуальность и перспективность
Предлагаемая программа является психолого-педагогической коррекционно-развивающей
программой дополнительного образования и разработана для ребенка с тяжелыми
нарушениями речи. У ребенка недостаточный уровень сформированности общей и мелкой
моторики, замедленный темп становления познавательной деятельности, задержка речевого и
сенсорного развития, недостаточное понимание речи, нарушение зрительного восприятия и
пространственной ориентировки, несоответствие физического и интеллектуального развития
данному возрасту.
Программа направлена на решение проблем повышения эффективности организации
психолого-педагогической помощи детям с ОВЗ в условиях Центров психологопедагогической, медицинской и социальной помощи и организаций, осуществляющих
образовательную деятельность. Организация психологического сопровождения далее, в
условиях ППМС-центра, будет зависеть от сложности структуры дефекта, специфики
нарушений и потенциала ребенка. Индивидуально ориентированные рекомендации служат
основой для разработки программы психологического сопровождения ребенка.
Научные, методологические, нормативно-правовые и методические основания
программы.
Разработанная программа опирается на следующие законодательные и правовые документы и
составлена в соответствии с:
1. Конвенцией ООН о правах ребенка;
2. Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12. 2012 года №
273-ФЗ;
3. Письмом Минобрнауки России от 10.02.2015 № ВК-268/07 «О совершенствовании
деятельности центров психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи»
(вместе с «Рекомендациями Министерства образования и науки РФ органам
государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере образования по
совершенствованию деятельности центров психолого-педагогической, медицинской и
социальной помощи»);
4. Федеральным Законом «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ» № 124-ФЗ (с изм.
на13.07.2015г.);
5. СанПин 2.4.4.3.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству,
содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного
образования детей»;
6. Приказом Министерства просвещения РФ от 9.11.2018г. № 196 «Об утверждении Порядка
организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным
общеобразовательным программам» (с изменениями от 30.09.2020);
7. Уставом Муниципального казенного образовательного учреждения, для детей
нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи «Центр
диагностики и консультирования».
Данная программа построена на основе возрастного и культурно-исторического подходов к
пониманию закономерностей развития психики и личности ребенка, исходя из следующих
идей:
- психика ребенка обладает качественно другими характеристиками, чем психика взрослого
человека, и лишь в процессе онтогенетического развития она начинает обладать
характеристиками взрослого;
- психика имеет свою логику развития: более поздние структуры возникают в филогенезе и
онтогенезе в результате качественного преобразования более ранних структур;
- психическое развитие на каждом возрастном этапе подчиняется определенным возрастным
закономерностям, а также имеет свою специфику, отличную от другого возраста;
- психика человека - феномен культурного происхождения;
- активность, инициативность и субъектность - важнейшие условия полноценного развития
ребенка;
- состояние развития никогда не определяется только его актуальным уровнем, необходимо
учитывать и созревающие функции или зону ближайшего развития, причем последней
отводится главная роль в процессе обучения, т.к. сегодняшняя зона ближайшего развития
завтра станет для ребенка уровнем его актуального развития;
- среда является источником развития ребенка;
- одно и то же воздействие по-разному сказывается на детях разного возраста в силу различных
возрастных особенностей;
- обучение является движущей силой развития ребенка, или "обучение ведет за собой развитие",
но лишь такое обучение, которое связано с зоной ближайшего развития ребенка.
Кроме того, теоретической базой программы также стали:
- идея Л.С. Выготского, А.Р. Лурия об основных закономерностях психического развития
"аномального" ребенка;
- идея Л.С. Выготского о первичном и вторичном дефекте;
- идея триединства теории, диагностики и коррекции, сформулированная М.М. Семаго;
- идея М.Р. Битяновой о необходимости психологического сопровождения развития ребенка.
Термин "сопровождение", по М. Битяновой, подразумевает:
- систематическое отслеживание психолого-педагогического статуса ребенка, динамики его
психического развития в процессе обучения;
- создание социально-психологических условий для развития личности каждого ребенка,
успешности его обучения (базовый образовательный компонент);
- создание специальных социально-психологических условий для сопровождения и помощи в
обучении и развитии детей с особыми образовательными потребностями (в рамках
специального образовательного компонента).
Идея психологического сопровождения состоит в том, что необходимо проектировать
образовательную среду, исходя из общегуманистических представлений, о необходимости
максимального раскрытия возможностей и личностного потенциала ребенка с учетом
возрастных нормативов развития, основных новообразований возраста как критериев
адекватности образовательных воздействий в логике собственного развития ребенка,
приоритетности его развития, целей и ценностей.
Практическая направленность.
В данной программе представлены технологии организации психолого-педагогического
сопровождения ребенка с проблемами в развитии, трудностями в обучении и социальной
адаптации как в условиях ППМС-центра, так и в реальных условиях, непосредственно по месту
его пребывания.
Необходимость разработки данной программы обусловлена, с одной стороны, увеличением
числа детей с ограниченными возможностями здоровья, нуждающихся в ППМС-помощи, и, с
другой стороны, дефицитом эффективных коррекционно-развивающих программ,
направленных на обеспечение психологического сопровождения данной категории детей в
реальных условиях их обучения и воспитания с учетом их психофизиологических и
индивидуально-типологических особенностей.
Рабочая программа имеет коррекционно-развивающую направленность, способствует
когнитивному и эмоционально-личностному развитию. Параллельно предполагается работа по
совершенствованию мелкой и общей моторики.
Цель и задачи
Целью программы является определение путей и направлений развивающей и
коррекционной работы в отношении ребенка с ОВЗ в условиях ППМС-центра.
Для достижения поставленной цели решаются следующие задачи:
- выявление актуального и ближайшего уровней развития ребенка;
- проектирование коррекционно-развивающей программы (исходя из результатов
психодиагностического исследования);
- отслеживание динамики развития ребенка в условиях ППМС-центра, корректировка
программы;
- проектирование индивидуально-ориентированных рекомендаций для организации
дальнейшего психологического сопровождения ребенка в реальных условиях его обучения и
воспитания;
- снижение эмоционального дискомфорта,
- формирование готовности к общению со взрослым,
- развитие потребности в сотрудничестве,
- развитие коммуникативных навыков,
- развитие психических процессов.
Адресат
Адресатом программы является ребенок 4 лет с тяжелыми нарушениями речи и его родители.
Продолжительность программы
Продолжительность программы составляет 5 месяцев с 9 января 2025 г. по 27 мая 2025 г.
Учебная программа рассчитана на 38 занятий, 2 раза в неделю. Занятия проводятся в
индивидуальной форме, продолжительность занятий составляет 20-30 минут.
Требования к результату усвоения программы
При условии успешной реализации программы у Ребенка будет отмечаться положительная
динамика психического развития, а именно:
- стабилизируется эмоциональное состояние Ребенка, снизится уровень тревожности;
- снизится количество конфликтов, разрешаемых "силовым" способом, повысится стремление
выражать свои потребности в доступной для общения форме;
- повысится познавательный интерес и готовность к взаимодействию со взрослыми;
- повысится уровень развития психических процессов (внимания, памяти, мышления,
пространственных и временных представлений), создающих основу для успешного обучения
Ребенка в школе.
Система оценки достижения планируемых результатов
Освоение адаптированных дополнительных общеразвивающих программ сопровождается
проведением текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся,
осуществляется в форме – психолого-педагогической диагностики, с применением методов,
установленных учебными планами:
наблюдение;
беседа;
анализ продуктов деятельности;
мониторинг.
Календарно-тематический план
№
п/п
Название разделов и Количе
тем
ство
часов
Дата проведения
планируемая
фактическая
I Диагностика познавательной сферы
1
Диагностика
1
13.01
2
Диагностика
1
15.01
3
Диагностика
1
20.01
4
Диагностика
1
22.01
II Введение
1
Вводное
1
27.01
адаптационное занятие
IIIФормирование элементарных математических представлений
Количество
1
2
3
4
5
6
7
8
Прямой
счет
в
пределах пяти
Графический
образ
числа 0
Графический
образ
числа 1
Графический
образ
числа 2
Графический
образ
числа 3
Графический
образ
числа 4
Графический
образ
числа 5
Закрепление раздела
«Количество»
1
29.01
1
03.02
1
05.02
1
10.02
1
12.02
1
17.02
1
19.02
1
24.02
Форма
1
2
3
4
5
Геометрические
фигуры. «Овал»
Геометрические
фигуры.
«Прямоугольник»
Геометрические
фигуры. «Ромб»
Группировка
предметов по форме
Текущий контроль
1
26.02
1
03.03
1
05.03
1
10.03
1
12.03
Закрепление
«Форма»
6
раздела
1
17.03
IV Формирование пространственных и временных представлений
1
2
3
4
5
6
7
8
Пространственное
1
19.03
положение предметов.
«До-после»
Пространственное
1
24.03
положение предметов.
«Далеко-близко»
Пространственное
1
26.03
положение предметов.
«Слева-справа»
Времена суток и их
1
31.03
признаки. «Утро»
Времена суток и их
1
02.04
признаки. «День»
Времена суток и их
1
07.04
признаки. «Вечер»
Времена суток и их
1
09.04
признаки. «Ночь»
Закрепление темы
1
14.04
«Времена суток»
V Ознакомление с предметным окружением
1
Одежда
1
16.04
2
Обувь
1
21.04
3
Головные уборы
1
23.04
4
Посуда
1
28.04
5
Продукты питания
1
30.04
6
Мебель
1
05.05
7
Электроприборы
1
07.05
8
Промежуточная
аттестация
Инструменты
1
12.05
1
14.05
Музыкальные
1
инструменты
11
Обобщение
и
1
классификация
предметов по группам
Итого:
38
19.05
9
10
21.05
Список используемой литературы:
1. Е. Данилова «Уроки для самых маленьких». Москва «Росмэн- Пресс», 2007.
2. Е.А.Екжанова, Стребелева Е.А «Коррекционно-педагогическая помощь детям раннего и
дошкольного возраста».Санкт-Петербург, изд. «КАРО» 2008.
3. И. И. Мамайчук Психокоррекционные технологии для детей с проблемами в развитии. СПб.,2003.
4. И.С. Погудина. Умные игры, упражнения, коррекционно-развивающие конспекты
занятий для детей дошкольного возраста. Санкт-Петербург «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2013
5. Учебно-методический комплекс по разработке и реализации специальной
индивидуальной программы развития.[Электронный ресурс]: http://умксипр.рф/
Муниципальное казенное образовательное учреждение для детей,
нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи
«Центр диагностики и консультирования»
Мониторинг текущего контроля успеваемости
2024-2025 учебный год.
ФИО специалиста: Осанина Е.С.
Должность специалиста: педагог-психолог
Возраст обучающегося: 4 года
Название программы: «Психолого-педагогическое сопровождение ребенка 4 лет с тяжелыми
нарушениями речи»
Дата заполнения: 12.03.2025
Оцениваемые параметры
Результат
программы
Формирование
элементарных
математических
представлений
освоения
Обладает прямым счетом до
пяти
Количество
Форма
Уровень освоения программы:
Знает графический образ
чисел от 0 до 5
Различает форму предметов
(овал, прямоугольник, ромб)
Сортирует предметы по
форме.
Примечание фиксация результатов:
Результат освоения программы
Владеет (+)
Уровень освоения программы
Высокий уровень
Частично владеет (×)
Средний уровень
Не владеет (−)
Низкий уровень
Осанина Е.С.__________________
Муниципальное казенное образовательное учреждение для детей,
нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи
«Центр диагностики и консультирования»
Мониторинг промежуточной аттестации
2024-2025 учебный год.
ФИО специалиста: Осанина Е.С.
Должность специалиста: педагог-психолог
Возраст обучающегося: 4 года
Название программы: «Психолого-педагогическое сопровождение ребенка 4 лет с тяжелыми
нарушениями речи»
Дата заполнения: 12.05.2025
Оцениваемые параметры
Результат
программы
Обладает прямым счетом до
пяти
Формирование
элементарных
математических
представлений
Количество
Форма
Формирование
пространственных
и
временных
представлений
Пространственные
представления
Временные
представления
Ознакомление
предметным
окружением
освоения
с
Знает графический образ
чисел от 0 до 5
Различает форму предметов
(овал, прямоугольник, ромб)
Сортирует предметы по
форме.
Может
определить
пространственное
положение предметов: «допосле»
Может
определить
пространственное
положение
предметов:
«далеко-близко»
Может
определить
пространственное
положение
предметов:
«слева-справа»
Знает последовательность и
признаки времен суток
Узнает
на
картинном
материале
и
называет
предметы
окружающего
мира
Проводит
обобщения,
классифицируетпредметы по
группам
Уровень освоения программы:
Примечание фиксация результатов:
Результат освоения программы
Программа освоена (+)
Частично освоена (×)
Не освоена (−)
Уровень освоения программы
Высокий – полностью освоил программный
курс
Средний
–
не
полностью
освоил
программный курс
Низкий – не освоил программный курс
Уровень обученности обучающегося (результат промежуточной аттестации):
Результат освоения
Уровень освоения программы
Количество
Процент
программы
обучающихся
освоения
программы
Программа освоена
Высокий – полностью освоил
программный курс
Программа частично Средний - не полностью освоил
освоена
программный курс
Программа
не Низкий
не
освоил
освоена
программный курс
Всего обучающихся
Осанина Е.С. _____________________