3«Развитие познавательной сферы ребенка 3 лет»

Рассмотрено на заседании методического
совета МКОУ «ЦДК»
протокол № 3 от «22» января 2025 г.

УТВЕРЖДАЮ:
директор МКОУ «ЦДК»
__________ Лосяков С.В.
приказ № 1/1 от «22» января 2025 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
«Развитие познавательной сферы ребенка 3 лет»
Составитель Осанина Евгения Сергеевна,
педагог-психолог
1 квалификационной категории

Емельяново, 2025

Актуальность и перспективность.
В младшем дошкольном возрасте ребенок активно пользуется невербальными и вербальными
средствами для ситуативно-делового общения со сверстниками и способен к устойчивому
взаимодействию с взрослым. Он стремится к сотрудничеству и переносит увиденные способы
действий в собственную деятельность. Так появляется самостоятельность, которая выражается,
например, в сюжетной игре: в ней могут быть как реальные действия, так и действия, носящие
условный характер. На протяжении младшего дошкольного возраста самостоятельные игровые
действия складываются в логические цепочки игровых действий, которые проигрываются
согласно правилам, с использованием предметов – заместителей, а затем переносятся в
различные игровые ситуации. На фоне «разворачивания» самостоятельных игровых действий
все более устойчивым становится интерес к действиям других людей, ребенок активно
начинает подражать взрослому как в игровых, так и бытовых ситуациях. Его поведение все
больше контролируется относительно ситуации, и он начинает замечать несоответствие
поведения других сверстников требованиям взрослого, оценивать и проявлять внимание к
различным эмоциональным состояниям людей. Самостоятельность проявляется в культурногигиенических навыках, ребенок поддерживает опрятность во внешнем виде, владеет
основными навыками самообслуживания (и только в некоторых случаях может требоваться
незначительная помощь взрослого). Именно в этом периоде развития закладываются основы
здорового образа жизни и формируются элементарные представления о правила безопасного
поведения и личной гигиены. После 3-х лет у детей возрастает интерес к изобразительной и
конструктивной деятельности, ее процессу и результатам. В младшем дошкольном возрасте у
ребенка усиливается познавательная активность, интерес к познанию окружающего мира. Он
проходит период «почемучек»: его интересует уже не только внешний вид и назначение
предметов, но и связи и отношения между предметами и явлениями, лежащие в их основе
причинные зависимости, взаимоотношения людей, нравственные и социальные связи и
закономерности. В этот период активно развивается чувственное познание через восприятие и
наглядное мышление. Становление восприятия происходит путем совершенствования
перцептивных действий и усвоения систем сенсорных эталонов, выработанных человечеством
(о геометрических формах, цветовом спектре, мерах веса, величины, времени, системы фонем
родного языка, и т. п.). Ребенок способен выполнять операции анализа и сравнения
изображенных объектов: справляется с заданиями на группировку предметов согласно
заданному сенсорному признаку; пользуется зрительно-практической ориентировкой на
количественный признак, выполняет счетные операции по представлению в пределах 3-х;
восстанавливает целостное изображение из 4-х частей. Ребенок понимает и выполняет
различные словесные инструкции, связанные с практическим опытом. На этом этапе развития
речь еще не может служить ему надежной опорой для передачи новых знаний, поэтому лишь
появляется возможность усвоения знаний на основе объяснений, но не изолированно, а только с
опорой на четкие наглядные представления. В физическом развитии к этому возрасту
сформированы основные двигательные навыки. Ребенок выражает стремление использовать
различные виды движений (ходьба, бег, лазанье, ползание, прыжки, метание) для достижения
бытовой или игровой цели. Он обладает практической ориентировкой в пространстве в
знакомой местности; выполняет по показу и по инструкции взрослого физические упражнения,
простейшие построения и перестроения; с желанием принимает участие в подвижных играх со
сверстниками, соблюдая простые правила игры.
Научные, методологические, нормативно-правовые и методические основания
программы.
Теоретической и методологической основой программы являются: положение Л.С. Выготского
о ведущей роли обучения и воспитания в психическом развитии ребенка;периодизация
психического развития ребёнка, определяющая возрастные психологические особенности
развития личности и познания Д.Б. Эльконина.Культурно-исторический подход
(Л.С.Выготский, А.В.Запорожец, А.Н.Леонтьев, Д. Б. Эльконин);личностный подход
(Л.И.Божович, Л.С.Выготский, В.В.Давыдов, А.Н.Леонтьев, В.А.Петровский); деятельностный
подход (А.В.Запорожец, А.Н.Леонтьева, С.Л.Рубинштейн).

Рабочая программа составлена в соответствии с:
1. Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации»от 29 декабря 2012года №
273-ФЗ;
2. Письмом Минобрнауки России от 10.02.2015 № ВК-268/07 «О совершенствовании
деятельности центров психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи»
(вместе с «Рекомендациями Министерства образования и науки РФ органам
государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере образования по
совершенствованию деятельности центров психолого-педагогической, медицинской и
социальной помощи»);
3. Федеральным Законом «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ» № 124-ФЗ от
24.07.1998г;
4. СанПин 2.4.4.3.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству,
содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного
образования детей»;
5. Приказом Министерства просвещения РФ от 9.11.2018г. № 196 «Об утверждении Порядка
организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным
общеобразовательным программам» (с изменениями от 30.09.2020);
6. Уставом Муниципального казенного образовательного учреждения, для детей
нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи «Центр
диагностики и консультирования».
Коррекционно-педагогический процесс для детей организуется в соответствии с возрастными
потребностями и индивидуально-типологическими особенностями развития детей.
Практическая направленность.
Рабочая программа имеет коррекционно-развивающую направленность, способствует
когнитивному и эмоционально-личностному развитию.Параллельно предполагается работа по
совершенствованию мелкой и общей моторики.
Данная
программа
составлена
на
основе
следующих
программ:
«Годовой курс занятий для детей 3-4 лет». Т.М. Мазанник, Н,М. Цвилько и др.
С.М. Шкляровска, Е.А. Родионова, Ю.А. Сафина «Годовой курс развивающих занятий для
детей 3-4 лет»
Цель и задачи
Целью разработанной программы является развитие познавательной сферы ребенка 3 лет в
соответствии с индивидуальными особенностями.
Для достижения поставленной цели решаются следующие задачи:
Формировать деятельность, способы усвоения общественного опыта (уметь подражать,
работать по показу, образцу и речевой инструкции):
 совершенствовать практическую ориентировку на внешние свойства предметов,
пользоваться методом проб при выполнении практических и игровых заданий;
 продолжать учить различать величину – большой, средний, маленький, расставлять
предметы по величине на 3 группы, закрепить в пассивном словаре слова, обозначающие
размер предметов;
 совершенствовать предметные действия: выполнять соотносящие и орудийные действия
в предметно-игровых ситуациях, организованным взрослым.
Формирование средств ориентировки в окружающем, формирование мышления и речи:
 совершенствовать поисковые способы ориентировки – методом проб и ошибок, методом
практического примеривания и зрительного соотнесения при выполнении практических
и игровых заданий;
 формирование наглядно-образного мышления: представления детей о явлениях и
предметах окружающего мира;
 формировать умение группировать предметы по ведущему признаку; использовать
обобщающее слово;
 закреплять представления о живой – неживой природе (расставить игрушки
(изображения) на 2 группы.

Развитие интереса к предметам и явлениям окружающего мира, познавательной мотивации,
любознательности:
 формировать целостность восприятия предметного изображения: учить собирать
разрезные картинки (3-4 части предметного изображения) с опорой на образец и без
него;
 совершенствовать тактильно-двигательное восприятие: закреплять и обогащать
чувственный опыт ребенка в играх с предметами и дидактическим материалом:
осуществлять выбор предметов разных по величине, форме, материалу, опираясь на
тактильный образец;
 учить соотносить предметы с их изображениями в пределах 3-4 образцов;
 продолжать развивать слуховое внимание и слуховое восприятие: учить различать
громкое и тихое звучание детских музыкальных инструментов, запоминать
последовательность звучания музыкальных инструментов, различать звукоподражания
животных, птиц; использовать звуковое сопровождение при обыгрывании сюжетов
сказки – «Угадай, какой герой сказки к нам пришел?» и т.п.
Формирование элементов учебной деятельности: количественных и временных представлений,
развитие речи:
 продолжать формировать ориентировку на количественный признак предметов:
различать один-много-мало-пусто, один, два, три; выбирать из количества однородных
предметов по инструкции взрослого, с опорой на зрительный, слуховой и тактильный
анализатор;
 обучать пользоваться пишущим предметом, формировать графические умения в играх с
цветными карандашами, формировать интерес к проведению простых линий в процессе
выполнения игровых заданий (дождик, дорожка, клубочек);
 воспитывать интерес к природе, бережное отношение к растениям и животным.
Адресат
Адресатом программы является ребенок «группы риска» среднего дошкольного возраста (3
лет) и его родители.
Продолжительность программы
Продолжительность программы составляет 5 месяцев с 9 января 2025 г. по 27 мая 2025 г.
Учебная программа рассчитана на 38 занятий, 2 раза в неделю. Занятия проводятся в
индивидуальной форме, продолжительность занятий составляет 20 – 30 минут.
Требования к результату усвоения программы
При условии успешной реализации данной программы будет наблюдаться положительная
динамика в развитии познавательных способностей ребенка среднего дошкольного возраста,
ребенок сможет:
 группировать предметы по одному-двум внешним признакам (размер, форма, цвет);
 строить из объемных деталей конструктора по показу и образцу, обозначать ведущий
признак предмета словом;
 пересчитывать предметы, называть итоговое число (в пределах 5-и);
 соотносить количество пальцев на руке, подбирать цифру, с заданным количеством
предметов (1-5);
 осуществлять простые графические действия с пишущим предметом (проводить
различные линии по образцу, штриховать контуры предметов и т.п.);
 проводить графические линии по слуховому сигналу, сопровождать графическое
действие произнесением звуков (звукоподражание);
 воспроизводить предметно-игровые действия по сюжету знакомой сказки;
 различать времена года по характерным признакам (зима-лето), подбирать к ним
иллюстрации, воспроизводить признаки в рисунке;
Система оценки достижения планируемых результатов
Освоение адаптированных дополнительных общеразвивающих программ сопровождается
проведением текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся,

осуществляется в форме – психолого-педагогической диагностики, с применением методов,
установленных учебными планами:
наблюдение;
беседа;
анализ продуктов деятельности;
мониторинг.

Календарно-тематический план
№
п/п

Название разделов Количество
и тем
часов

Дата проведения

планируемая

фактическая

I Диагностика познавательной сферы

1

Диагностика

1

13.01

2

Диагностика

1

15.01

3

Диагностика

1

20.01

4

Диагностика

1

22.01

II Введение
Вводное
1
27.01
адаптационное
занятие
III Формирование элементарных математических представлений

1

Количество
1

«Один»

3

29.01

03.02
2

«Ни одного»

3

3

«Мало»

3

4

«Много»

3

05.02
10.02
12.02
17.02
19.02
24.02
26.02
03.03

05.03
6

Текущий контроль

1

10.03
12.03

7

Закрепление темы
«Количество»

1

17.03

Величина
1

2

3

Сравнение
величин
предметов
«Большой
маленький»
Величины
предметов.
Средний
Сравнение
величин
предметов

2

19.03
24.03

–
2

26.03

31.03
2

02.04
07.04

«Большой
–
маленький
–
средний»
IVОзнакомление с предметным окружением
Домашние животные
1

2

3

4

5

6
7
Итого:

Домашние
животные. Кошка
- котенок
Домашние
животные. Собака
- щенок
Домашние
животные. Свинья
- поросенок
Домашние
животные. Лошадь
- жеребенок
Домашние
животные. Коза козленок
Промежуточная
аттестация
Домашние
животные. Овца ягненок

38

2

09.04
14.04

2

16.04
21.04

2

23.04
28.04

2

30.04
05.05

2

07.05
12.05

1

14.05

2

19.05
21.05

Список используемой литературы:
1. Е. Данилова «Уроки для самых маленьких». Москва «Росмэн- Пресс», 2007.
2. Е.А.Екжанова, Стребелева Е.А «Коррекционно-педагогическая помощь детям раннего и
дошкольного возраста».Санкт-Петербург, изд. «КАРО» 2008.
3. И. И. МамайчукПсихокоррекционные технологии для детей с проблемами в развитии. СПб.,2003.
4. И.С. Погудина. Умные игры, упражнения, коррекционно-развивающие конспекты
занятий для детей дошкольного возраста. Санкт-Петербург «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2013
5. Учебно-методический комплекс по разработке и реализации специальной
индивидуальной программы развития.[Электронный ресурс]: http://умксипр.рф/

Муниципальное казенное образовательное учреждение для детей,
нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи
«Центр диагностики и консультирования»
Мониторинг текущего контроля успеваемости
2024-2025 учебный год.
ФИО специалиста: Осанина Е.С.
Должность специалиста: педагог-психолог
Возраст обучающегося: 3 года
Название программы: «Развитие познавательной сферы ребенка 3 лет»
Дата заполнения: 12.03.2025
Результат освоения программы
Выделяет
предмет

Количество

Формирование элементарных
математических
представлений

Оцениваемые параметры
количественно

один

Различает количество предметов
«один - ни одного»

Сравнивает количество предметов
«много - мало»

Уровень освоения программы:

Примечание фиксация результатов:
Результат освоения программы
Владеет (+)

Уровень освоения программы
Высокий уровень

Частично владеет (×)

Средний уровень

Не владеет (−)

Низкий уровень

Осанина Е.С._________________

Муниципальное казенное образовательное учреждение для детей,
нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи
«Центр диагностики и консультирования»
Мониторинг промежуточной аттестации
2024-2025 учебный год.
ФИО специалиста: Осанина Е.С.
Должность специалиста: педагог-психолог
Возраст обучающегося: 3 года
Название программы: «Развитие познавательной сферы ребенка 3 лет»
Дата заполнения: 14.05.2025
Оцениваемые параметры

Результат освоения программы

Количество

количественно

один

Различает количество предметов
«один - ни одного»

Сравнивает количество предметов
«много - мало»

Величина

Сравнивает величины предметов
«большой - маленький»

Сравнивает величины предметов
«большой – маленький - средний»

Находит на картинном материале
домашних
животных,
их
детенышей

Домашние животные

Ознакомление с предметным окружением

Формирование элементарных математических
представлений

Выделяет
предмет

Подражает домашним животным

Называет домашних животных

Называет детенышей
животных

Уровень освоения программы:

домашних

Примечание фиксация результатов:
Результат освоения программы
Программа освоена (+)
Частично освоена (×)
Не освоена (−)

Уровень освоения программы
Высокий – полностью освоил программный
курс
Средний
–
не
полностью
освоил
программный курс
Низкий – не освоил программный курс

Уровень обученности обучающегося (результат промежуточной аттестации):
Результат освоения
Уровень освоения программы
Количество
Процент
программы
обучающихся
освоения
программы
Программа освоена
Высокий – полностью освоил
программный курс
Программа частично Средний - не полностью освоил
освоена
программный курс
Программа
не Низкий
не
освоил
освоена
программный курс
Всего обучающихся

Осанина Е.С. _____________________


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».