Пояснительная записка к учебному плану адаптированной дополнительной образовательной программы социальнопедагогической направленности для детей с ТНР раннего и дошкольного возраста МКОУ «ЦДК» 2024/25 учебный год I 1.3.1. Учебный план муниципального казённого образовательного учреждения для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи «Центр диагностики и консультирования» Емельяновского района Красноярского края (далее Учебный план МКОУ «ЦДК») является локальным нормативным актом МКОУ «ЦДК», устанавливающим перечень образовательных областей и объём учебного времени, отводимого на проведение непосредственно образовательной деятельности, определяющим формы реализации и содержание дополнительных коррекционно-развивающих программ на 2024-2025 учебный год. 1.3.2. Учебный план является составной частью, адаптированной дополнительной образовательной программы социально – педагогической направленности для детей с тяжелым нарушением речи дошкольного возраста МКОУ «ЦДК». 1.3.3. Учебный план разработан в соответствии с: Федеральным законом от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (ред. от 21.07.2014 г.). Методическими рекомендации Минобрнауки РФ ВК – 641/09 от 29 марта 2016 года по реализации адаптированных дополнительных общеобразовательных программ, способствующих социально-психологической реабилитации, профессиональному самоопределению детей с ограниченными возможностями здоровья, включая детейинвалидов, с учетом их особых образовательных потребностей. Приказом Минобрнауки России от 09.11.2018 №196 Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам. Санитарно-эпидемиологическими требованиями к учреждениям дополнительного образования детей СанПиН 2.4.4.3172-14. Локальными актами МКОУ «ЦДК». 1.3.4. Учебный план МКОУ «ЦДК» соответствует Уставу МКОУ «ЦДК» и гарантирует ребенку получение комплекса дополнительных образовательных услуг. 1.3.5. Учебный план устанавливает перечень курсов социально-педагогической направленности, срок реализации, количество часов по программе по годам обучения, общее количество часов в неделю, количество часов в полугодиях, в год, формы промежуточной аттестации. 1.3.6. Учебный план обеспечивает развитие личности детей дошкольного возраста в различных видах общения и деятельности с учетом их возрастных, индивидуальных психологических и физиологических особенностей. 1.3.7. Объем нагрузки определен Санитарно-эпидемиологическими требованиями к учреждениям дополнительного образования детей СанПиН 2.4.4.3172-14. Продолжительность занятий: Возраст детей 3-4 года 4-5 лет 5-6 лет 6-7 лет Продолжительность занятий Не более 15 минут Не более 20 минут Не более 25 минут Не более 30 минут 1.3.8. В середине занятий проводятся физкультурные минутки. 1.3.9. Занятия с детьми старшего дошкольного возраста может осуществляться во второй половине дня. Ее продолжительность должна составлять не более 25 - 30 мин в день. 1.3.10. Учебный план предусматривает работу в режиме 5-дневной рабочей недели (кроме субботы и воскресенья), с 8.00 часов до 17.00 часов 1.3.11. Обучение ведётся на русском языке, по очной форме обучения. 1.3.12. Начало и окончание учебного года, продолжительность обучения, сроки проведения текущего контроля успеваемости и сроки промежуточной аттестации устанавливается в соответствии с годовым календарным учебным графиком МКОУ «ЦДК». В соответствии с годовым календарным учебным графиком МКОУ «ЦДК» продолжительность учебного года составляет 36 недель, включая промежуточную аттестацию и текущий контроль. Начало учебного года – 02.09.2024 года; окончание учебного года – 30.05.2025 года. Продолжительность учебного года – 36 недель. Диагностическое обследование 02.09.2024 – 13.09.2024, 2-е полугодие - 09.01.25 – 22.01.25. Начало занятий по годовым программам и программам на первое полугодие с 16.09. 2024. Начало занятий по программам второго полугодия с 23.01.2025. Продолжительность обучения: по программам первого полугодия – 17 недель, по программам второго полугодия - 19 недель. Окончание занятий по программам первого полугодия – 27.12.24, по программам второго полугодия - 27.05.25 Текущий контроль с целью оценки качества усвоения содержания компонентов части программы проводится в сроки с 11-15 ноября 2024 года, 10 -14 марта 2025 года Промежуточная аттестация реализации программ (оценка индивидуального развития обучающихся) с целью оценки качества освоения обучающимися содержания всего объёма программы проводится 16-20 декабря 2024 года, и с 12-16 мая 2025 года. 1.3.13 Форма занятий – индивидуальная. Комплектование детей на индивидуальные занятия осуществляется в августе-сентябре. 1.3.14 Зачисление обучающихся производится приказом директора МКОУ «ЦДК». 1.3.15 Форма промежуточной аттестации обучающихся: в форме – психолого-педагогичекой диагностики, с применением методов, установленных учебными планами: наблюдение; беседа; анализ продуктов деятельности; мониторинг. 1.3.16 Реализация Учебного плана предполагает комплексность подхода и обязательный учет принципа интеграции. В учебный план вошли программы для работы с детьми дошкольного возраста. Рабочие программы охватывают широкий спектр проблем в развитии когнитивной, речевой, эмоционально волевой и коммуникативной сфер ребенка. В основу рабочих программ положены разработки ведущих специалистов в соответствующих направлениях деятельности. Специфика направленности программ, их объем, и содержание определяется особенностями структуры Центра, материальным и кадровым потенциалом: специализацией, опытом работы и компетентностью сотрудников. Содержание индивидуальных программ реализуется через комплексный, системный подход, что обеспечивает поддержку всестороннего развития потенциала ребёнка, учет физиологических, индивидуальных, личностных и социальных особенностей детей. АДОП социально-педагогической направленности содержит логопедический курс, направленный на развитие и коррекцию речи детей. Занятия направлены на развитие понимания речи, расширение активного и пассивного словаря, развитие мелкой и артикуляторной моторики, грамматического строя речи. На индивидуальных занятиях реализуются программы, связанные с коррекцией тяжелых речевых нарушений у детей 3-6 лет с ОНР I уровня, ОНР II уровня, ОНР III уровня, ФФН. Преодоление фонетико-фонематического недоразвития достигается целенаправленной логопедической работой по коррекции звукопроизношения и развитию фонематического восприятия. Кроме того, предусматривается развитие круга знаний и представлений об окружающем, развитие словаря, звукового анализа и синтеза, речевых умений и навыков, которые должны быть усвоены детьми на данном возрастном этапе. Основными направлениями работы по коррекции и развитию речи детей с ФФН являются: формирование полноценных произносительных навыков; развитие фонематического восприятия, фонематических представлений, доступных возрасту форм звукового анализа и синтеза. развитие у детей внимания к морфологическому составу слов и изменению слов и их сочетаний в предложении; обогащение словаря детей преимущественно привлечением внимания к способам словообразования, к эмоционально-оценочному значению слов; воспитание у детей умений правильно составлять простое распространенное предложение, а затем и сложное предложение; употреблять разные конструкции предложений в самостоятельной связной речи; развитие связной речи в процессе работы над рассказом, пересказом, с постановкой определенной коррекционной задачи по автоматизации в речи уточненных в произношении фонем; формирование элементарных навыков письма и чтения специальными методами на основе исправленного звукопроизношения и полноценного фонематического восприятия. У детей с ОНР I уровня содержание каждого занятия включает несколько направлений работы: • развитие понимания речи; • развитие активной подражательной речевой деятельности; • развитие внимания, памяти, мышления детей. У детей с ОНР II уровня содержание каждого занятия включает следующие направления работы: • развитие понимания речи; • активизация речевой деятельности и развитие лексико-грамматических средств языка; • развитие произносительной стороны речи; • развитие самостоятельной фразовой речи. Для детей с ОНР III уровня содержание каждого занятия включает несколько направлений работы: понимания речи и лексико-грамматических средств языка; произносительной стороны речи; самостоятельной развернутой фразовой речи; подготовка к овладению элементарными навыками письма и чтения. Учебный план для адаптированной дополнительной образовательной программы социально-педагогической направленности для детей с ТНР раннего и дошкольного возраста МКОУ «ЦДК» 2024/25 учебный год Количество занятий в неделю по возрастам 3 4 5 6 год года лет лет * * 2 * 34 2/68 Срок реализации ДОП количество занятий «Коррекция лексикограмматической стороны речи» для ребенка 5 лет с ТНР (ОНР II уровень). Форма занятия Количество занятий в неделю год Название курса Всего занятий по полугодиям 3 Образовательная область № п/п 4/272 Форма/методы текущего контроля успеваемости Форма/методы промежуточной аттестации психологопедагогическая диагностика/ наблюдение; беседа; анализ продуктов деятельности; мониторинг. психологопедагогическая диагностика/ наблюдение; беседа; анализ продуктов деятельности; мониторинг.