Пояснительная записка к учебному плану адаптированной дополнительной образовательной программы социально-педагогической направленности для детей с ЗПР раннего и дошкольного возраста 2024/25 учебный год 1.3.1Учебный план муниципального казённого образовательного учреждения для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи «Центр диагностики и консультирования» Емельяновского района Красноярского края (далее Учебный план МКОУ «ЦДК») является локальным нормативным актом МКОУ «ЦДК», устанавливающим перечень образовательных областей и объём учебного времени, отводимого на проведение непосредственно образовательной деятельности, определяющим формы реализации и содержание дополнительных коррекционноразвивающих программ на 2024-2025 учебный год. 1.3.2.Учебный план является составной частью адаптированной дополнительной образовательной программы социально – педагогической направленности для детей с задержкой психического развития (ЗПР) раннего и дошкольного возраста МКОУ «ЦДК». 1.3.3.Учебный план разработан в соответствии с: Федеральным законом от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (ред. от 21.07.2014 г.) Санитарно-эпидемиологическими требованиями к учреждениям дополнительного образования детей СанПиН 2.4.4.3172-14; локальными актами МКОУ «ЦДК». Методические рекомендации Минобрнауки РФ ВК – 641/09 от 29 марта 2016 года по реализации адаптированных дополнительных общеобразовательных программ, способствующих социально-психологической реабилитации, профессиональному самоопределению детей с ограниченными возможностями здоровья, включая детей-инвалидов, с учетом их особых образовательных потребностей Приказом Минобрнауки России от 09.11.2018 N 196 Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам. 1.3 4. Учебный план МКОУ «ЦДК» соответствует Уставу МКОУ «ЦДК» и гарантирует ребенку получение комплекса дополнительных образовательных услуг. 1.3.5. Учебный план устанавливает перечень модулей социально-педагогической направленности, срок реализации, количество часов по программе по возрастам, общее количество часов в неделю, количество часов в полугодиях, в год, формы промежуточной аттестации. Образовательный процесс регламентируется годовым планом работы МКОУ «ЦДК», расписанием индивидуальных занятий. 1.3.6. Учебный план представляет собой документ, учитывающий специфику дошкольного возраста. Учебный план обеспечивает развитие личности детей раннего и дошкольного возраста в различных видах общения и деятельности с учетом их возрастных, индивидуальных психологических и физиологических особенностей. 1.3.7. Объем нагрузки определен в соответствии Санитарно-эпидемиологическими требованиями к учреждениям дополнительного образования детей СанПиН 2.4.4.3172-14; Продолжительность занятий Возраст детей Продолжительность занятий 0-3 года До 10 минут 3-4 года Не более 15 минут 4-5 лет Не более 20 минут 5-6 лет Не более 25 минут 6-7 лет Не более 30 минут 1.3.8. В середине занятий проводятся физкультурные минутки. 1.3.9.Занятия с детьми старшего дошкольного возраста может осуществляться во второй половине дня. 1.3.10. Учебный план предусматривает работу в режиме 5-дневной рабочей недели (кроме субботы и воскресенья), с 8.00 часов до 17.00 часов 1.3.11. Обучение ведётся на русском языке, по очной форме обучения. 1.3.12. Начало и окончание учебного года, продолжительность обучения, сроки проведения текущего контроля успеваемости и сроки промежуточной аттестации устанавливается в соответствии с годовым календарным учебным графиком МКОУ «ЦДК». В соответствии с годовым календарным учебным графиком МКОУ «ЦДК» продолжительность учебного года составляет 36 недель, включая промежуточную аттестацию и текущий контроль. Начало учебного года – 02.09.2024 года; окончание учебного года – 30.05.2025 года. Продолжительность учебного года – 36 недель. Диагностическое обследование 02.09.2024 – 13.09.2024, 2-е полугодие - 09.01.25 – 22.01.25. Начало занятий по годовым программам и программам на первое полугодие с 16.09. 2024. Начало занятий по программам второго полугодия с 23.01.2025. Продолжительность обучения: по программам первого полугодия – 17 недель, по программам второго полугодия - 19 недель. Окончание занятий по программам первого полугодия – 27.12.24, по программам второго полугодия - 27.05.25 Текущий контроль с целью оценки качества усвоения содержания компонентов части программы проводится в сроки с 11-15 ноября 2024 года, 10 -14 марта 2025 года Промежуточная аттестация реализации программ (оценка индивидуального развития обучающихся) с целью оценки качества освоения обучающимися содержания всего объёма программы проводится 16-20 декабря 2024 года, и с 12-16 мая 2025 года. 1.3.13. Форма занятий – индивидуальная. Комплектование детей на индивидуальные занятия осуществляется в сентябре и в январе. Срок пребывания обучающихся соответствует продолжительности рабочих программ. 1.3.14. Зачисление обучающихся производится приказом директора МКОУ «ЦДК». 1.3.15. Форма промежуточной аттестации обучающихся: в форме – психологопедагогичекой диагностики, с применением методов, установленных учебными планами: наблюдение; беседа; анализ продуктов деятельности; мониторинг. 1.3.16. Конкретное содержание занятий зависит от возрастных и индивидуальных особенностей детей; определяется целями и задачами Программы и реализуется в различных видах детской деятельности. Для детей раннего возраста (1 год - 3 года) это: предметная деятельность и игры с составными и динамическими игрушками, общение со взрослым и совместные игры со сверстниками под руководством взрослого, экспериментирование с материалами и веществами (песок, вода, тесто и пр.), восприятие смысла сказок, стихов, рассматривание картинок, двигательная активность; для детей дошкольного возраста (3 года - 8 лет): игровая деятельность (включая сюжетно-ролевую игру, игру с правилами и другие виды игры), коммуникативная деятельность (общение и взаимодействие со взрослыми и сверстниками), познавательно-исследовательская деятельность (исследования объектов окружающего мира и экспериментирование с ними), восприятие художественной литературы и фольклора, конструирование из разного материала, включая конструкторы, модули, бумагу, природный и иной материал,изобразительная деятельность (рисование, лепка, аппликация. II В учебный план вошли программы для работы с детьми раннего и дошкольного возраста. Рабочие программы охватывают широкий спектр проблем в развитии когнитивной, речевой, эмоционально - волевой и коммуникативной сфер ребенка. В основу рабочих программ положены разработки ведущих специалистов в соответствующих направлениях деятельности. Специфика направленности программ, их объем, и содержание определяется особенностями структуры Центра, материальным и кадровым потенциалом: специализацией, опытом работы и компетентностью сотрудников. Содержание индивидуальных программ реализуется через комплексный, системный подход, что обеспечивает поддержку всестороннего развития потенциала ребёнка, учет физиологических, индивидуальных, личностных и социальных особенностей детей. АДОП психолого-педагогической направленности содержат следующие модули: 1. «Психолого-педагогическое сопровождение детей раннего и дошкольного возраста с ЗПР». Пластичность мозга ребенка раннего возраста, сензитивные периоды формирования эмоций, интеллекта, речи и личности определяют большие потенциальные возможности коррекционной помощи детям раннего возраста с проблемами в развитии. Своевременная адекватная помощь ребенку через реализацию коррекционно-развивающих программ позволяет более эффективно компенсировать нарушения его психофизического и психомоторного развития и тем самым смягчить, а возможно, и предупредить вторичные отклонения. Содержание программ представлено разделами: Формирование элементарных математических представлений Сенсорное развитие Ознакомление с предметным окружением Обобщающие понятия Целостная картина мира В каждое занятие включается несколько направлений работы: развитие координации движений ребёнка раннего возраста за счет использования музыкально-ритмических упражнений; развитие мелкой моторики ребёнка раннего возраста с использованием музыкального сопровождения и продуктивно-творческих заданий; развитие высших психических функций у ребёнка раннего возраста через применение дидактических игр; психолого-педагогическое сопровождение родителей с целью обучения способам развития психофизических возможностей ребёнка раннего возраста. 2. Логопедическое сопровождение У детей с ЗПР отмечается замедленный темп речевого развития и большая распространенность нарушения речи. Импрессивная речь этих детей характеризуется недостаточностью дифференциации речевого восприятия, речевых звуков, не различением смысла отдельных слов, тонких оттенков речи. Экспрессивной речи этих детей свойственны нарушения звукопроизношения, бедность, словарного запаса, недостаточная сформированность грамматического строя речи, наличие стереотипов, аграмматизмов, речевая инактивность. Таким образом, особенности речи у детей с ЗПР характеризуется нарушением речи как системы. Своеобразие речи отражает недоразвитие как эмоционально – волевой сферы, так и познавательной деятельности. Содержание программ направлено в первую очередь на коррекцию семантического дефекта, который определяет нарушения речи ребёнка с ЗПР, как на уровне языковых значений, так и на уровне звукового оформления. Усвоение языковой системы основано на развитии мыслительных операций анализа, синтеза, обобщения, абстракции. При формировании грамматического строя речи, в процессе логопедической работы осуществляется, с одной стороны, сравнение форм одного и того же слова, выделение общей части, соотнесение с лексическим значением; с другой стороны, проводится сравнение различных слов с одинаковым аффиксом, выделение общей морфемы и соотнесение ее со значением. Развитие речи также тесно связано с развитием тонкой ручной моторики, особенно в сенситивный период развития речи. Развитие ручной моторики, оказывают стимулирующее влияние на развитие речи. На занятиях отводится время для совершенствование двигательных функций ребенка на основе подражания взрослому и действий с предметами. Развитие импрессивной стороны речи направлено на понимание и соотнесение слова со знакомыми предметами обихода, игрушками, действиями. В задачи программы входит обучение пониманию элементарных однословных инструкций, учить вслушиваться в речь взрослого, реагировать на обращение по имени. В экспрессивной речи формируется простейшая лексика на материале звукоподражаний. Учебный план к адаптированной дополнительной образовательной программы социально-педагогической направленности для детей с ЗПР раннего и дошкольного возраста 2024/25 учебный год (дошкольный возраст) Форма п/п область занятия Количество занятий в неделю по возрастам 4 год I. Познавательное ««Психологопедагогическое развитие сопровождение ребенка 4 лет задержкой психического развития» 5 года 6 лет Срок реализации ДОП Название курса количество занятий Количество занятий в неделю год Образовательная Всего занятий в полугодии № Форма/методы текущего контроля успеваемости Форма/методы промежуточной аттестации индивидуально е 2 * * 34 2/34 3/102 психологопедагогическая диагностика/ наблюдение; беседа; анализ продуктов деятельности; мониторинг. психологопедагогическая диагностика/ наблюдение; беседа; анализ продуктов деятельности; мониторинг. Психологоиндивидуально педагогическое е сопровождение ребенка 4 лет с задержкой психического развития 2 * * 34 2/34 3/102 психологопедагогическая диагностика/ наблюдение; беседа; анализ продуктов деятельности; мониторинг. психологопедагогическая диагностика/ наблюдение; беседа; анализ продуктов деятельности; мониторинг. с Речевое развитие Психологоиндивидуально педагогическое е сопровождение ребенка 4 лет с задержкой психического развития 2 * * 34 2/34 3/102 Психологоиндивидуально педагогическое е сопровождение ребенка 5 лет с задержкой психического развития * 2 * 34 2/34 3/102 «Коррекция лексико- индивидуально грамматической е стороны речи» для ребенка 4 лет с недостаточной сформированностью средств языка 2 * * 34 2/34 3/102 психологопедагогическая диагностика/ наблюдение; беседа; анализ продуктов деятельности; мониторинг. психологопедагогическая диагностика/ наблюдение; беседа; анализ продуктов деятельности; мониторинг. психологопедагогическая диагностика/ наблюдение; беседа; анализ продуктов деятельности; мониторинг. психологопедагогическая диагностика/ наблюдение; беседа; анализ продуктов деятельности; мониторинг. психологопедагогическая диагностика/ наблюдение; беседа; анализ продуктов деятельности; мониторинг. психологопедагогическая диагностика/ наблюдение; беседа; анализ продуктов деятельности; мониторинг. Учебный план к адаптированной дополнительной образовательной программы социально-педагогической направленности для детей с ЗПР раннего и дошкольного возраста 2024/25 учебный год (ранний возраст) п/п область Название курса Форма занятия Количество занятий в неделю по возрастам Срок реализац ии ДОП Количес количест тво Образовательная занятий во Всего в занятий занятий внеделю год полугод ии № Форма/методы текущего Форма/методы промежуточной 1 год I. Познавательное ««Психологопедагогическое развитие сопровождение ребенка 2 лет задержкой психического развития» индивидуально е с * 2 года 2 3 лет * 34 2/34 3/102 контроля успеваемости аттестации психологопедагогическая диагностика/ наблюдение; беседа; анализ продуктов деятельности; мониторинг. психологопедагогическая диагностика/ наблюдение; беседа; анализ продуктов деятельности; мониторинг.