Муниципальное казенное образовательное учреждение для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи «Центр диагностики и консультирования» Рассмотрена на заседании педагогического совета МКОУ «ЦДК» Протокол №2 от 13.09.2024г. Утверждаю директор МКОУ «ЦДК» _______________ Лосяков С.В. Приказ № 17 от 14.09.2024г. ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯПРОГРАММА СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ПО ПОЗНАВАТЕЛЬНОМУ РАЗВИТИЮ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА. Разработчики: Лосяков С.В директор, руководитель методического совета Быконя Е.Д, начальник отдела ранней помощи Гафарова Ю.В пгт. Емельяново 2024г 1.1. Пояснительная записка (общая характеристика программы): Направленность (профиль) программы - социально-педагогическая. Актуальность программы– В последние годы в нашей стране наблюдается рост рождаемости. Однако, родители, после появления малыша вскоре сталкиваются с проблемой их воспитания и развития . Как родителям узнать, какие элементарные знания об окружающем мире можно дать малышу в раннем возрасте, как подготовить своего ребёнка к поступлению в детский сад. Результат опроса родителей, детей, не посещающих дошкольное учреждение выявил ряд проблемных направлений волнующих родителей: 1.Потребность в получении психолого-педагогической помощи детям, не посещающим ДОУ. 2.Проведение профилактики различных отклонений в физическом, психическом и социальном развитии детей дошкольного возраста, не посещающих образовательные учреждения. 3.Недостаточная информированность родителей в области современных игровых средств, предлагаемых на российском рынке и критериях их отбора. 4. Отсутствие целенаправленного обучения родителей способам применения различных видов игровых средств и оборудования, организации на их основе развивающих игр, а также методам игрового взаимодействия с детьми. 5. Привитие санитарно-гигиенических норм и правил ребенку с точки зрения педагогики. Ответы на эти вопросы мы предлагаем получить в нашей студии «Академия маленьких наук». Раннее детство – особый период становления органов и систем и, прежде всего, функций мозга. Доказано, что функции коры головного мозга не только фиксированы наследственно, они развиваются в результате взаимодействия организма с окружающей средой. Особенно интенсивно это происходит в первые три года жизни. В данный период наблюдается максимальный темп формирования предпосылок, обусловливающих все дальнейшее развитие организма, поэтому важно своевременно закладывать основы для полноценного развития и здоровья ребенка. В первые три года жизни закладываются наиболее важные и фундаментальные человеческие способности – познавательная активность, любознательность, уверенность в себе и доверие к другим людям, целенаправленность и настойчивость, воображение, творческая позиция и многие другое. Причём все эти способности не возникают сами по себе, как следствие маленького возраста ребёнка, но требуют непременного участия взрослого и соответствующих возрасту форм деятельности. Отличительные особенности программы–программа реализуется на базе районного центра МКОУ «ЦДК» Емельяновского района. Центр уникальное учреждение которое проводит работу с детьми раннего и дошкольного возраста не посещающих образовательные учреждения. Адресат программы - портрет воспитанника раннего возраста. Целевые ориентиры развития раннего возраста Социально-коммуникативное развитие. Важнейшим достижением раннего возраста является овладение ситуативноделовым общением, переходящим в сотрудничество с взрослым. В ходе общения ребенок фиксирует взор на лице взрослого, употребляет невербальные средства общения (смотрит в лицо, эмоционально реагирует, пользуется указательным жестом и др.), а затем и вербальными средствами общения (произносит звуки, фразы, слова). В ходе взаимодействия со взрослым он повторяет за ним действия, или подражает ему, или действует по речевой инструкции. В процессе предметно-игровой ситуации, организованной взрослым, обращает внимание на сверстников и стремится к взаимодействию с ними. На втором году жизни происходит становление отдельных представлений о себе, которые постепенно складываются в первоначальный образ «Я» и проводят к появлению феномена «Я сам». Одним из важных возрастных приобретений этого периода является стремление к самостоятельности в быту: ребенок поддерживает опрятность, учится пользоваться ложкой и чашкой, самостоятельно есть. К трем годам среди важных достижений возраста отмечаются умения называть свое имя (например, «Я - Саша») и половую принадлежность («Я- мальчик», показывать жестом или называть словом свой возраст. Ребенок более свободно начинает ориентироваться в собственном теле: на вопрос «Где…?» может показывать части тела (шею, глаза, ногти, локти). Ему становятся доступны элементарные родственные связи: выделяет и называет имена близких людей (мамы, папы, бабушки, брата или сестры). Социально-коммуникативная активность проявляется в обозначении словом своего настроения и настроения другого человека: грустный или веселый, в умении согласовывать свои действия с действиями другого в игре, начинает понимать и придерживаться заданных игрой правил, воссоздаает знакомый социальный сюжет с игрушками, отражая в своем поведении опыт взаимодействия между людьми. Социальная активность 3-х летнего ребенка особенно заметна становится в бытовой самостоятельности: он принимает участие в сервировке стола, убирает за собой посуду; владеет навыками опрятности (пользуется туалетом, моет руки), одевается и раздевается (снимает и надевает некоторые предметы одежды и обуви, застегивает кнопки, липучки). Познавательное развитие в раннем возрасте тесно связано с интересом к окружающему предметному миру. Ребенок, проявляя свою активность, стремится познакомиться с возможно большим количеством предметов, вовлекая их в свою предметно-игровую деятельность. Развитие предметных действий влияет на развитие восприятия: происходит знакомство не только со способами употребления предметов, но и с их свойствами – формой, величиной, цветом, массой, материалом и т.п. В этот период у ребенка возникают простые формы наглядно-действенного мышления, самые первичные обобщения, непосредственно связанные с выделением тех или иных внешних и внутренних признаков предметов. Он находит результативный способ решения практической задачи в игровых или жизненных ситуациях, пробует дать верную оценку результату действий (получилось или не получилось), использует предметорудие для удовлетворения своих познавательных потребностей и учитывает свойство предмета–цели. К концу раннего возраста ребенок способен делать выбор предметов по образцу в соответствии с формой и величиной, а позже и с цветом. У него определяется ведущая рука и начинает формироваться согласованность действий обеих рук. Речевое развитие. В раннем возрасте интенсивно развивается речь. Освоение речи является одним из основных достижений детей второго-третьего года жизни. Она становится важнейшим средством передачи детям общественного опыта. Если к возрасту 1 года ребенок имеет в словаре 10–20 лепетных слов, то к 3-м годам его словарь насчитывает более 400 слов. На протяжении раннего возраста речь приобретает все большее значение для всего психического развития. Возникновение речи тесно связано с деятельностью общения, она появляется для целей общения и развивается в его контексте. Потребность в общении формируется при активном воздействии взрослого на ребенка. Смена форм общения также происходит при инициативном воздействии взрослого на ребенка. Он понимает и действует в соответствии со сложной речевой инструкцией, усваивает новую информацию через вербальные средства. Овладение фразовой речью с лексико-грамматическими нормами языка позволяет ребенку выражать свои потребности и желания, соблюдать социальные нормы (обращаться с просьбой, прощаться, приветствовать и др.). В речевых высказываниях «читается» его эмоциональное состояние, он может выразить свое отношение к эмоциональному состоянию других, словесно оценить свое поведение. Физическое развитие в раннем возрасте – определяет активность ребенка в пространстве. После 12 месяцев он постепенно овладевает основными движениями: ходьбой, бегом, лазанием, прыжками, метанием. Он может ходить по лестнице переменным шагом без опоры, бросать и ловить мяч обеими руками с близкого расстояния. При обучении овладевает ездой на трехколесном велосипеде, самокате. Все эти физические умения совершенствуются на протяжении раннего периода жизни и переходят в устойчивые навыки, которые обеспечивают самостоятельность ребенка в познании окружающего мира и во взаимодействии с социумом. Таким образом, в раннем детстве можно отметить активное развитие следующих психических сфер: общения, речевой, познавательной (восприятия, нагляднодейственного мышления), двигательной и эмоционально-волевой сферы; самостоятельности в быту. Объем программы - общее количество учебных часов (занятий) запланированных на период обучения, необходимых для освоения программы- 102-114 занятия. Форма обучения - очная. Методы обучения организации занятий: Словесные методы: устное изложение, беседа, объяснение. Наглядные методы: показ иллюстраций, показ педагогом приемов исполнения, наблюдение, работа по образцу. Практические методы: тренировочные упражнения. Тип занятия: используемые в работе диагностический, комбинированный, практический, тренировочный. Формы проведения занятий: практическое занятие, выставка, занятие-игра, игра сюжетно-ролевая, консультация, мастер-класс, наблюдение, праздник. Срок освоения программы определяется содержанием программы –3 года - Режим занятий - занятия проводятся 2 раза в неделю, продолжительность занятий определяется в соответствии с санитарными нормами учитывающие возраст ребенка. Продолжительность занятий: Возраст детей 0-3 года 3-4 года Продолжительность занятий До 10 минут Не более 15 минут 1.2. Цель и задачи программы: Цель реализации Программы – Обеспечение развития личности детей раннего возраста в различных видах общения и деятельности с учетом их возрастных, индивидуальных, психологических особенностей в развитии. Задачи реализации Программы: Возраст 1-2 года Задачи обучения и воспитания Обогащение сенсорного опыта, совершенствование зрительных, слуховых и тактильных ощущений ребенка: совершенствовать зрительное восприятие, учить прослеживать взглядом за перемещающейся игрушкой, показывать рукой на игрушку, активизировать внимание ребенка в играх: «Ку-ку!», «Ау!»; активизировать слуховое восприятие и слуховое внимание, побуждать прислушиваться к звучащим игрушкам, проявлять различные реакции на звучание детских музыкальных инструментов (дудочка, колокольчик, бубен): учить проявлять реакции на бытовые звуки, различать их; закреплять тактильные ощущения, поддерживать эмоциональное общение в пальчиковых и тактильных играх с взрослым. Формирование деятельности, способов взаимодействия со сверстниками: активизировать участие в предметно-игровых действиях с взрослым с использованием игрушек Би-ба-бо, пальчикового театра, предметных игрушек изображающих людей, птиц и зверей, развивать интерес к общению со взрослым в совместной деятельности; совершенствовать манипулятивные действия с предметами: побуждать к действиям нажатия, хватания, перекладывания из руки в руку, постукивания, потряхивания, учить вставлять в прорези формы, мелкие предметы; учить ориентироваться на сверстника в игровых ситуациях: сначала играть рядом с предметами, затем в совместной игре, организованной взрослым – катать, ловить мячик, строить башенку, собирать пирамидку и т.п.; расширять сенсорный опыт ребенка, учить ориентироваться в новом пространстве, активизировать его к определенным действиям - достать, искать игрушку, подползти, подойти, подбежать, выкладывать игрушки, дидактические пособия на разном расстоянии и с разных сторон (спереди, сзади, слева, справа, сверху, снизу от ребенка) и т.п. Развитие интереса к предметам и явлениям окружающего мира, познавательной мотивации, любознательности: учить выполнять орудийные действия с предметами (стучать молоточком, ловить сачком, рисовать мелком, пересыпать ложкой, совочком): показывать знакомые предметы на картинке, используя указательный жест, соотносить предмет с его изображением; создавать условия для обогащения чувственного опыта: учить наблюдать за изменениями в природе или событиями в природе, фиксировать опыт в словесных высказываниях. Возраст 2 - 3 года Задачи обучения и воспитания Обогащение сенсорного опыта, совершенствование зрительных, слуховых и тактильных ощущений ребенка: совершенствовать пространственные ориентировки, опираясь на зрительные, слуховые, тактильные стимулы («Где звенит?», «Кто кричит?» «Достань такую же игрушку из волшебного мешочка!», «Найди желтый шарик!»); продолжать совершенствовать различные действия с предметами, формировать соотносящие и орудийные действия – открывать, закрывать, стучать, катать, трясти, ставить, нанизывать, вставлять, вынимать и т.п.; продолжать формировать практическую ориентировку на величину (большоймаленький), используя сенсорные эталоны в предметно-игровых действиях со взрослым – подбирать крышки к коробочкам, нанизывать последовательно колечки на стержень, расставлять предметы на 2 величины – большие-маленькие; продолжать формировать практическую ориентировку на форму (кубик-шарик), учить ориентироваться на свойства предмета и назначение – шарики катаем кубики ставим, собираем башенку (катится – не катится, есть уголок); продолжать формировать ориентировку на цвет, учить сличать и называть словом основные цвета - желтый, красный, синий, зеленый. Организовывать игры на зрительное соотнесение предметов (игрушек) по цвету – «Такой - не такой!», учить выделять только один цвет - «Собери все желтые», «Найди все синие» и т.п.; учить зрительно соотносить предметы (игрушки) по цвету – «Такой - не такой!», учить выделять только один цвет - «Собери все желтые», «Найди все синие» и т.п.; учить соотносить предметы по двум признакам - цвету и форме в играх с предметами, учить группировке предметов по 2-м признакам: разложить предметы на 2 группы - желтые, красные). Формирование средств ориентировки в окружающем, формирование мышления и речи: формировать наглядно-действенное мышление в дидактических играх: сачком достать шарики из воды, крючком подтянуть машинку, за веревочку провезти грузовичок, достать ложкой шарики из крупы; в игровых заданиях взрослый создает игровую ситуацию и предлагает ребенку выбрать предмет для разрешения ситуации – «Чем выловить рыбки из аквариума?» (сачок или крючок?), «Как грузовик поедет к домику?» (палочка или ленточка?) и т.п. Формирование элементов учебной деятельности: количественных и временных представлений, развитие речи и др.: формировать ориентировку на количественный признак предметов: различать предметы: один-много-мало-пусто (используя для обучения однородные счетные предметы – елочки, грибочки, яблоки, геометрические формы); учить различать объекты живой и неживой природы, наблюдать на прогулках за повадками птиц, животных; проводить игры с водой и песком, включение орудийных действий с предметами в игровых ситуациях, обращать внимание на свойства объектов неживой природы и их изменения (водичка льется, сухой песок сыпется, в ведерко насыпаем песок, в бутылку наливаем воду; мокрый песокможно делать куличики и т.п.). Развитие интереса к предметам и явлениям окружающего мира, познавательной мотивации, любознательности: обучать обследовать предмет, выделять главный признак предмета, его назначение (машину катать, молоточком стучать, сачком доставать и т.п.); формировать указательный жест в играх с предметами, по просьбе взрослого выделить игрушку, уметь показывать указательным пальцем на предмет, затем действовать с ним в заданной игровой ситуации; продолжать формировать ручные умения, развивать мелкую ручную моторику в играх с мелкими деталями, предметами, использовать крупную мозаику, конструктор ЛЕГО, крупные бусинки и т.п. Возраст 3-4 года Задачи обучения и воспитания Формировать деятельность, способы усвоения общественного опыта (уметь подражать, работать по показу, образцу и речевой инструкции): совершенствовать практическую ориентировку на внешние свойства предметов, пользоваться методом проб при выполнении практических и игровых заданий; продолжать учить различать величину – большой, средний, маленький, расставлять предметы по величине на 3 группы, закрепить в пассивном словаре слова, обозначающие размер предметов; совершенствовать предметные действия: выполнять соотносящие и орудийные действия в предметно-игровых ситуациях, организованным взрослым. Формирование средств ориентировки в окружающем, формирование мышления и речи: совершенствовать поисковые способы ориентировки – методом проб и ошибок, методом практического примеривания и зрительного соотнесения при выполнении практических и игровых заданий; совершенствовать наглядно-действенное мышление в практических проблемных ситуациях: достать игрушку из воды (выбор предмета-орудия среди других – сачок, лопатка, палочка), учить фиксировать свои действия в речевых высказываниях; формирование наглядно-образного мышления: представления детей о явлениях и предметах окружающего мира (выбери всех зверей; покажи, что бывает зимой?); формировать умение группировать предметы по ведущему признаку: игрушкипосуда, животные-растения; использовать обобщающее слово; закреплять представления о живой – неживой природе (расставить игрушки (изображения) на 2 группы – животные-птицы; посуда-игрушки). Развитие интереса к предметам и явлениям окружающего мира, познавательной мотивации, любознательности: формировать целостность восприятия предметного изображения: учить собирать разрезные картинки (3-4 части предметного изображения) с опорой на образец и без него; совершенствовать тактильно-двигательное восприятие: закреплять и обогащать чувственный опыт ребенка в играх с предметами и дидактическим материалом: осуществлять выбор предметов разных по величине, форме, материалу, опираясь на тактильный образец; учить соотносить предметы с их изображениями в пределах 3-4 образцов; продолжать развивать слуховое внимание и слуховое восприятие: учить различать громкое и тихое звучание детских музыкальных инструментов, запоминать последовательность звучания музыкальныхинструментов, различать звукоподражания животных, птиц; использовать звуковое сопровождение при обыгрывании сюжетов сказки – «Угадай, какой герой сказки к нам пришел?» и т.п. Формирование элементов учебной деятельности: количественных и временных представлений, развитие речи: продолжать формировать ориентировку на количественный признак предметов: различать один-много-мало-пусто, один, два, три; выбирать из количества однородных предметов по инструкции взрослого, с опорой на зрительный, слуховой и тактильный анализатор; обучать пользоваться пишущим предметом, формировать графические умения в играх с цветными карандашами, формировать интерес к проведению простых линий в процессе выполнения игровых заданий (дождик, дорожка, клубочек); воспитывать интерес к природе, бережное отношение к растениям и животным. 1.3. Содержание программы: Пояснительная записка к учебному плану МКОУ «ЦДК» ДОП социально-педагогической направленности по познавательному развитию детей раннего возраста на 2024/25 учебный год I 1.3.1. Учебный план муниципального казённого образовательного учреждения для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи Центр диагностики и консультирования Емельяновского района Красноярского края (далее Учебный план МКОУ «ЦДК») является локальным нормативным актом МКОУ «ЦДК», устанавливающим перечень образовательных областей и объём учебного времени, отводимого на проведение непосредственно образовательной деятельности, определяющим формы реализации и содержание дополнительных развивающих программ на 2024-2025 учебный год. 1.3.2. Учебный план является составной частью дополнительной образовательной программы социально – педагогической направленности по познавательному развитию детей раннего возраста МКОУ «ЦДК». 1.3.3. Учебный план разработан в соответствии с: Федеральным законом от 29.12.2012г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (ред. от 21.07.2014г.) Приказом Минобрнауки России от 09.11.2018 №196 Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам. Санитарно-эпидемиологическими требованиями к учреждениям дополнительного образования детей СанПиН 2.4.4.3172-14; локальными актами МКОУ «ЦДК». 1.3.4. Учебный план МКОУ «ЦДК» соответствует Уставу МКОУ «ЦДК» и гарантирует ребенку получение комплекса дополнительных образовательных услуг. 1.3.5. Учебный план устанавливает перечень курсов социально-педагогической направленности, срок реализации, количество часов по программе по возрастам, общее количество часов в неделю, количество часов в полугодиях, в год, формы текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации. Образовательный процесс регламентируется годовым планом работы МКОУ «ЦДК», расписанием занятий. 1.3.6. Учебный план обеспечивает развитие личности детей раннего и дошкольного возраста в различных видах общения и деятельности с учетом их возрастных, индивидуальных психологических и физиологических особенностей. 1.3.7. Объем нагрузки определен в соответствии Санитарно-эпидемиологическими требованиями к учреждениям дополнительного образования детей СанПиН 2.4.4.3172-14; Продолжительность занятий: Возраст детей Продолжительность занятий 0-3 года До 10 минут 3-4 года Не более 15 минут 1.3.8. В середине занятия проводятся физкультурные минутки. 1.3.9. Учебный план предусматривает работу в режиме 5-дневной рабочей недели (кроме субботы и воскресенья), с 8.00 часов до 17.00 часов 1.3.10. Обучение ведётся на русском языке, по очной форме обучения. 1.3.11. Начало и окончание учебного года, продолжительность обучения, сроки проведения текущего контроля успеваемости и сроки промежуточной аттестации устанавливается в соответствии с годовым календарным учебным графиком МКОУ «ЦДК». В соответствии с годовым календарным учебным графиком МКОУ «ЦДК» продолжительность учебного года составляет 36 недель, включая промежуточную аттестацию и текущий контроль. Начало учебного года – 02.09.2024 года; окончание учебного года – 30.05.2025 года. Продолжительность учебного года – 36 недель. Диагностическое обследование 02.09.2024 – 13.09.2024, 2-е полугодие - 09.01.25 – 22.01.25. Начало занятий по годовым программам и программам на первое полугодие с 16.09. 2024. Начало занятий по программам второго полугодия с 23.01.2025. Продолжительность обучения: по программам первого полугодия – 17 недель, по программам второго полугодия - 19 недель. Окончание занятий по программам первого полугодия – 27.12.24, по программам второго полугодия - 27.05.25 Текущий контроль с целью оценки качества усвоения содержания компонентов части программы проводится в сроки с 11-15 ноября 2024 года, 10 -14 марта 2025 года Промежуточная аттестация реализации программ (оценка индивидуального развития обучающихся) с целью оценки качества освоения обучающимися содержания всего объёма программы проводится 16-20 декабря 2024 года, и с 1216 мая 2025 года. 1.3.12.Форма занятий – индивидуальная и групповая. Комплектование учебных групп и детей на индивидуальные занятия осуществляется в августе, сентябре. Срок пребывания обучающихся в группах соответствует продолжительности рабочих программ. Количество детей в группах 8-10 человек в зависимости от цели и задач дополнительной образовательной программы и имеющихся условий, соответствующих требованиям к помещениям для организации основных видов деятельности. 1.3.13.Зачисление обучающихся производится приказом директора МКОУ «ЦДК». 1.3.14.Форма промежуточной аттестации обучающихся: в форме – психологопедагогической диагностики, с применением методов, установленных учебными планами: наблюдение; беседа; анализ продуктов деятельности; мониторинг. Учебный план к ДОП социально-педагогической направленности по познавательному развитию для детей раннего возраста 2024/25 учебный год Форма занятия Количество занятий в неделю год Количество занятий в неделю по возрастам 1 2 3 год года года Познавательное развитие «Развитие познавательной сферы детей 1 года» групповое 2 * * 34 2/34 3/102 «Развитие познавательной сферы детей 3 лет» индивидуально * * 2 34 2/34 3/102 «Развитие познавательной сферы ребенка 3 лет» индивидуально * * 2 34 2/34 3/102 Срок реализации ДОП количество занятий Название курса Всего занятий в полугодии I. Образовательная область Форма/методы текущего контроля успеваемости Форма/методы промежуточной аттестации психологопедагогическая диагностика/ наблюдение; беседа; анализ продуктов деятельности; мониторинг. психологопедагогическая диагностика/ наблюдение; беседа; анализ продуктов деятельности; мониторинг. психологопедагогическая диагностика/ наблюдение; беседа; анализ продуктов деятельности; психологопедагогическая диагностика/ наблюдение; беседа; анализ продуктов деятельности; мониторинг. психологопедагогическая диагностика/ наблюдение; беседа; анализ продуктов деятельности; мониторинг. психологопедагогическая диагностика/ наблюдение; беседа; анализ продуктов деятельности; «Развитие познавательной сферы ребенка 3 лет» индивидуально * * 2 34 2/34 3/102 «Развитие познавательной сферы ребенка 3 лет» индивидуально * * 2 34 2/34 3/102 Развитие познавательной сферы детей 2 лет групповое * 2 * 34 2/34 3/102 мониторинг. психологопедагогическая диагностика/ наблюдение; беседа; анализ продуктов деятельности; мониторинг. психологопедагогическая диагностика/ наблюдение; беседа; анализ продуктов деятельности; мониторинг. психологопедагогическая диагностика/ наблюдение; беседа; анализ продуктов деятельности; мониторинг. мониторинг. психологопедагогическая диагностика/ наблюдение; беседа; анализ продуктов деятельности; мониторинг. психологопедагогическая диагностика/ наблюдение; беседа; анализ продуктов деятельности; мониторинг. психологопедагогическая диагностика/ наблюдение; беседа; анализ продуктов деятельности; мониторинг. 1.4. Планируемые результаты Ориентиры развития к концу второго года жизни Дети могут научиться: дифференцировать предметы и игрушки, близкие по практическому опыту; различать звуки окружающей среды, находить источник звука; выделять игрушки по слову, называть знакомый предмет, соотносить предмет с его изображением; собирать предмет из 2-х частей (пользоваться соотносящими действиями); уметь использовать предметы-орудия для достижения цели в игровой ситуации; ориентироваться в пространстве вокруг себя – находить предметы по слову, использовать некоторые в соответствии с их функциональным назначением; выполнять соотносящие движения руками в пальчиковых упражнениях и двигательно-тактильных играх. Ориентиры развития к концу третьего года жизни Дети могут научиться: находить знакомый предмет по звучанию, достать нужную игрушку по слову из мешочка; собирать или сложить игрушку из 2-3 частей; различать предметы по величине, форме, цвету; группировать предметы по 2 признакам (цвет-форма, величина-форма, формацвет); различать предметы по количественному признаку (много-мало, мало-пусто, одинмного); пользоваться указательным жестом, называть предметы, выражать свои просьбы словом; пользоваться орудийными и соотносящими действиями в игровых ситуациях, различать предметы и объекты живой и неживой природы (игрушки-животные), раскладывать картинки на группы, называть знакомые предметы. Ориентиры развития к концу четвертого года жизни Дети могут научиться: различать на слух звуки окружающей действительности: речевые, различать звучание музыкальных инструментов, определять источник звука; выбирать предметы на ощупь по речевой инструкции; самостоятельно включать орудийные и соотносящие действия в игровую ситуацию, фиксировать конечный результат своих действий в словесных высказываниях; соотносить и выделять заданное количество предметов на слух, зрительно, тактильно (в пределах 3-х); определять предметы по контуру, изображать контуры знакомых предметов, опираясь на тактильный образец; активизировать умения пользоваться пишущим предметом: проводить простые графические линии по показу и образцу; узнавать и группировать предметы по ведущему признаку (назначению): употреблять обобщающие слова; выделять и называть ведущий признак в группировке предметов; решать предметно-практические проблемные задачи: учить соотносить свойства предмета цели и свойства предмета-орудия (предлагать выполнять практические игровые задачи (достать высоко или далеко находящуюся игрушку – «Достань ключик!»), учить фиксировать словесно результат выполненных действий; стимулировать познавательный интерес к обучающим занятиям с взрослым, положительно взаимодействовать в дидактических играх с сверстниками. 2. Комплекс организационно-педагогических условий: Муниципальное казенное образовательное учреждение для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи «Центр диагностики и консультирования» 663020 пгт. Емельяново, ул. Декабристов, 15 п.1 E-mail: cdk_emel@mail Рассмотрен на заседании педагогического совета МКОУ «ЦДК» Протокол №____ от ____ .____ .2024г Утверждаю директор МКОУ «ЦДК» С.В. Лосяков Приказ от . .2024г. № ____ Годовой календарный учебный график МКОУ «ЦДК» 2024-2025 учебный год № Этапы образовательного п/п процесса 1 Начало учебного года 2 Окончание учебного года 3 Продолжительность учебного года 4 Диагностическое обследование 8 Начало занятий Окончание занятий Психолого-педагогическая и логопедическая диагностика будущих первоклассников «Скоро в школу» Текущий контроль успеваемости 9 Промежуточная аттестация 10 Праздничные и выходные дни 11 Перенос праздничных и 5 6 7 Сроки 02.09.2024г. 30.05.2025г. 36 недель программы 1 – го полугодия 02.09.2024 – 13.09.2024 16.09.2024 27.12.2024 программы 2 – го полугодия 09.01.25 – 22.01.25 23.01.2025 27.05.2025 28-30.05.2025 11-15 ноября 10-14 марта 2024 года 2025 года 16-20 декабря 12-16 мая 2025 года 2024 года 04.11.24, 30.12.2024, 31.12.2024, 01.01.25 – 08.01.25, 01.05.25, 02.05.25, 08.05.25, 09.05.25. 04.11.2024 на 02.11.2024 по расписанию выходных дней 12 13 14 понедельника 01.05.2025 на 22.05.2025 по расписанию четверга 02.05.2025 на 23.05.2025 по расписанию пятницы 08.05.2025 на 26.05.2025 по расписанию четверга 09.05.2025 на 27.05.2025 по расписанию пятницы Режим работы учреждения 08.00 – 17.00. Обед - 12.00 – 13.00 Пятидневная рабочая неделя (понедельник - пятница) Суббота, воскресенье – выходной Количество коррекционно-развивающих, компенсирующих занятий с обучающимися, логопедическая помощь обучающимся - за 1-ое полугодие – 34 занятия (17 недель x 2 занятия в неделю) Количество коррекционно-развивающих, компенсирующих занятий с обучающимися, логопедическая помощь обучающимся - за 2-ое полугодие – 38 занятий (19 недель x 2 занятия в неделю) Организация работы в летний 02.06.2025 - 29.08.2025 согласно плану работы период 2.2. Условия реализации программы - В учреждении имеется специализированные и рабочие кабинеты для педагогической работы, оборудованных в соответствии с требованиями, предъявляемыми к кабинетам специалистов. Все кабинеты оборудованы в соответствии с требованиями охраны труда и правил техники безопасности. Кабинеты имеют соответствующее методическое и дидактическое обеспечение, оснащены специализированным оборудованием и инвентарем.Специалистами разрабатываются программы по развитию детей раннего и дошкольного возраста. Необходимым условием реализации программы является создание информационной образовательной среды. Для реализации данной цели в центре создана система доступа специалистов Центра, родителей (законных представителей), педагогов к сетевым источникам информации, к информационно-методическим фондам: методические пособия и рекомендации по всем направлениям и видам деятельности, наглядные пособия, мультимедийные, аудио- и видеоматериалы. Разработан и функционирует сайт центра, на котором размещается информация о структуре и направлениях работы центра, видах психолого-педагогической помощи, которую могут получить дети и родители в рамках работы Центра. 2.3. Формы аттестации – освоение адаптированных дополнительных общеразвивающих программ сопровождается проведением текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся, осуществляется в форме – психологопедагогической диагностики, с применением методов, установленных учебными планами: наблюдение; беседа; анализ продуктов деятельности; мониторинг. Текущий контроль –это оценка качества усвоения содержания компонентов какой-либо части (темы) конкретного учебного предмета, курса (модуля), в процесс ее изучения обучающимися по результатам проверок. Проводится педагогом данной учебной дисциплины, курса, модуля. Промежуточная аттестация - процедура, проводимая с целью оценки качества освоения обучающимися содержания всего объема одной дисциплины, курса, модуля, после завершения его изучения. Проводится педагогом данной учебной дисциплины, курса, модуля. Целью текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации является изучение достижения обучающимися планируемых итоговых результатов освоения программ на основе возможных достижений обучающихся. Задачи: определение динамики уровня обученности в определенной образовательной области; выявление пробелов в изученных темах и составление планов их коррекции; использование полученных показателей для проектирования и реализации образовательных маршрутов обучающихся. Текущий контроль успеваемости и промежуточнаяаттестация предусматривает сбор, обработку и анализ информации о результатах освоения образовательных программ 2 раза в год, (текущий контроль успеваемости 1 раз в год), промежуточная аттестация 1 раз в год) организуется и проводится специалистами Центра, непосредственно отвечающие за реализацию образовательных программ в соответствии с годовым календарным учебным графиком. Используемые методы не должны приводить к переутомлению обучающихся и не должны нарушать ход образовательного процесса. Материалы текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации дают объективную оценку усвоения обучающимися материала программы (программного материала) и отражаются в таблицах Приложение №1, 2. Максимальный уровень обученности воспитанников, освоения ими учебного плана программы оценивается согласно таблице: Мониторинг текущего контроля успеваемости (критерии). Результат освоения программы Владеет (+) Частично освоена (*) Не владеет (-) Уровень освоения программы Высокий уровень Средний уровень Низкий уровень Мониторинг промежуточной аттестации (критерии). Результат освоения программы Программа освоена (+) Частично освоена (*) Не освоена (-) Уровень освоения программы Высокий – полностью освоил программный курс. Средний - не полностью освоил программный курс Низкий - не освоил программный курс. Уровень обученности обучающегося (результат промежуточной аттестации): Результат освоения программы Уровень освоения программы Количество обучающихся Процент освоения программы Программа освоена Высокий – полностью освоил программный курс Программа частично Средний - не полностью освоил освоена программный курс Программа не освоена Низкий - не освоил программный курс Всего обучающихся 2.4. Методические материалы–для реализации программы специалисты в работе с детьми применяют: Современные образовательныетехнологии: разноуровневое обучение; технология использования в обучении игровых методов: обучающих игр; обучение в сотрудничестве (командная, групповая работа); информационно-коммуникационные технологии; ролевых, здоровьесберегающие технологии. Методическая литература, лекционные материалы. Диагностические методики обследования детей раннего и дошкольного возраста. Дидактический материал (виды дидактических материалов). Для обеспечения наглядности и доступности изучаемого материала педагогив работе с детьми на занятиях использует наглядные пособия следующих видов: естественный и натуральный (гербарии, образцы материалов, живые объекты, игрушки животных, людей, машины т.п.); объемный (действующие модели машин, механизмов, макеты и муляжи растений и их плодов, образцы изделий); схематический или символический (оформленные стенды таблицы, рисунки, развертки, шаблоны и т.п.); картинный и картинно-динамический (картины, иллюстрации, слайды, фотоматериалы и др.); звуковой (аудиозаписи); дидактические пособия (карточки, рабочие тетради, раздаточный материал, вопросы и задания для устного или письменного опроса, практические задания, упражнения и др.); игрушки. 2.5. Рабочие программы (модули) курсов, дисциплин 1. «Развитие познавательной сферы детей 1 года» 2. «Развитие познавательной сферы детей 2 лет» 3. «Развитие познавательной сферы детей 3 лет» 3. Список литературы 1. Аксёнова Л.И., Лисеев А.Л. и др. Программа ранней комплексной диагностики уровня развития ребёнка от рождения до 3-х лет. «Дефектология» №5, 2002, с.39-43 2. Аксарина Н.М. Воспитание детей раннего возраста. М.,1969. 3. Богомолова А.И. Нарушение звукопроизношения у детей. - М., 1979 4. Болотова А.Н., Макарова И.В. Прикладная психология. Учебник для вузов. - М.; Аспект Пресс, 2001. 5. Бородич А.А. Стребелева Е.А. Дошкольная олигофренопедагогика.- М., 1998 6. Борисенко М. Г., Камышникова О. Е., Кирьянова Т. Ф., Рачковская Н. Н. Руководство для психологов и других специалистов, работающих с детьми раннего дошкольного возраста. Санкт-Петербург, «Паритет» 2002. 7. Волков Б.Е., Волкова Н.Е. Детская психология в вопросах и ответах. М., 2001.. 8. Венгер Л.А., Мухина В.С. Психология. Москва « Просвещение» 1988. 9. Власова Т.А. Певзнер М, С. О детях с отклонениями в развитии. - М., 1973. 10. Выготский Л.С. Вопросы детской психологии. Санкт-Петербург. 1997. 11. Выготский Л.С. Мышление и речь. - М ., 1982. 12. Гарбер Е. Ребенок от рождения до школы. М., 2001. 13. Галанов А.С. Психическое и физическое развитие ребенка от одного года до трех лет. М.,2000. 14. Гальперин П.Я. Методы обучения и. умственное развитие ребенка. - М., 1967. 15. Дети с отклонениями в развитии: методическое пособие /. сост. Н, Д. Шматко. - М,, 1997. 16. Дошкольная педагогика /под ред. В, И, Логиновой, П.Г. Саморуковой. М., 1988. 17. Детская практическая психология: Учебник/ под ред. проф. Т.Д. Марцинковской. М.; Гардарики, 2005. 18. Дошкольная педагогика. Под ред. Логиновой В.И., Саморуковой П.Г. М.,1988 19. Детство: Программа развития и воспитания детей в детском саду. /под ред. В.И. Логиновой, Т.И. Бабаевой и др. - СПБ: «Детство-Пресс», 20. ЕлагинаМ.Г. Новые исследования в психологии. - М., - 1989. 21. Лебединский В.В. ''Нарушения психического развития у детей'' М, 1984 г. 22. Жинкин Н.И. Речь как проводник информации. - М ., 1982. 23. Забрамная С.Д. Наглядный материал для психолого-педагогического обследования детей в медико-педагогических комиссиях. - М., 1985. 24. Исаев Д.Н. Психическое недоразвитие у детей. - М ., 1982. 25. Катаева А.А., Стребелева Е.А. Дошкольная олигофренопедагогика. - М., 1998. 26. Крючкова Л.Л. / Развитие личности ребенка - в условиях материнской депривации,Санк. - Петер, 1997, с. 5-10. 27. Лазуренко С.Б. Содержание деятельности педагога-дефектолога в системе комплексной реабилитации детей. «Воспитание и обучение детей с нарушением развития» №1, 2002, с. 4-7. 28. Леонтьев А.Н. Деятельность, сознание, личность. - Н.,1975. С.7 29. Леонтьев А.А. Психолингвистические единицы и порождение речевого порождение речевого высказывания. - М.. 1969. Приложение №1 Муниципальное казенное образовательное учреждение для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи «Центр диагностики и консультирования» Мониторинг текущего контроля успеваемости 2021-2022 учебный год. ФИО специалиста: Должность специалиста: Возраст обучающегося (обучающихся): Название программы: Дата заполнения: Оцениваемые параметры ФИ обучающегося (обучающихся) Иванов Петров К. Ж. Результат освоения программы + + + + + + - Уровень освоения программы: + Высокий Низкий уровень уровень Примечание фиксация результатов: Результат освоения программы Владеет (+) Уровень освоения программы Высокий уровень Частично владеет (×) Средний уровень Не владеет (−) Низкий уровень ФИО специалиста _____________________ Приложение №2 Муниципальное казенное образовательное учреждение для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи «Центр диагностики и консультирования» Мониторинг промежуточной аттестации 2021-2022 учебный год. ФИО специалиста: Должность специалиста: Возраст ребенка (детей): Название программы: Дата заполнения: Оцениваемые параметры ФИ обучающегося (обучающихся) Иванов Петров К. Ж. Результат освоения программы + + - Уровень освоения программы: + + + + + Высокий уровень Низкий уровень Примечание фиксация результатов: Результат освоения программы Программа освоена (+) Частично освоена (×) Не освоена (−) Уровень освоения программы Высокий – полностью освоил программный курс Средний – не полностью освоил программный курс Низкий – не освоил программный курс Уровень обученности обучающегося (результат промежуточной аттестации): Результат освоения программы Уровень освоения программы Программа освоена Высокий – полностью освоил программный курс Программа частично Средний - не полностью освоил освоена программный курс Программа не Низкий не освоил освоена программный курс Всего обучающихся ФИО специалиста _____________________ Количество обучающихся Процент освоения программы