Муниципальное казенное образовательное учреждение для детей, нуждающихся в психологопедагогической и медико-социальной помощи «Центр диагностики и консультирования» Рассмотрена на заседании педагогического совета МКОУ «ЦДК» Протокол №2 от 13.09.2024г. Утверждаю директор МКОУ «ЦДК» _______________ Лосяков С.В. Приказ № 17 от 14.09.2024г. ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ПО РЕЧЕВОМУ РАЗВИТИЮ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА. Разработчики: Лосяков С.В директор, руководитель методического совета Быконя Е.Д, начальник отдела ранней помощи Гафарова Ю.В. пгт. Емельяново 2024 1.1. Пояснительная записка (общая характеристика программы): Направленность (профиль) программы - социально-педагогическая. Актуальность программы – традиционно речь рассматривается, как необходимый компонент гармонично развивающейся личности. Ни одна форма психической деятельности не протекает без прямого или косвенного участия речи. Возникновение речи существенным образом перестраивает память, восприятие и мышление, позволяя совершенствовать мыслительные операции. В непосредственной зависимости от речи находится становление эмоций, характера, личности в целом, что подтверждает наличие тесной связи между эмоциональным, когнитивным и речевым развитием на которую указывали Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн. Все достижения и проблемы растущего человека отражаются в речи, развитие которой определяется рядом факторов. К ним относятся: сохранность нейрофизиологических механизмов, богатое языковое и социальное окружение, организованная соответствующим образом предметная среда, а также выраженное желание взаимодействовать с другими людьми. В связи с отсутствием многих факторов в большинстве случаев у детей присутствуют нарушения речи, не исправление которых вызывает трудности в общении с окружающими, вызывает закомплексованность, мешает учиться, т.к. нарушения устной речи, как правило, переносятся на письмо. Становится актуальным оказание развивающей помощи детям дошкольного возраста, имеющим речевые нарушения, чтобы в последующем данные дети не попали в основную группу риска по школьной неуспеваемости, особенно при овладении чтением и письмом. Актуальность рабочей программы определяется распространенностью нарушений речи у детей дошкольного возраста, стойкой тенденцией к росту частоты обращений в МКОУ «ЦДК» родителей детей с речевыми нарушениями разного уровня, необходимостью своевременного оказания этим детям логопедической помощи, позволяющей предупредить вторичные отклонения в развитии и снизить риск дезадаптации, предупредить нарушения письменной речи в школе. Отличительные особенности программы–программа реализуется на базе МКОУ «ЦДК» Емельяновского района. Центр - это уникальное учреждение, специалисты которого проводят работу с детьми раннего и дошкольного возраста. Адресат программы – дети дошкольного возраста, имеющие недостатки речевого развития. Характеристика речи детей дошкольного возраста Речевое развитие детей 3-4 лет Четвертый год — это возраст «почемучек». Дети постоянно задают взрослым вопросы, которые нельзя оставлять без внимания. Надо терпеливо и доступно отвечать на все «почему?», «зачем?», «как?». В этот период обнаруживается наибольшая чуткость ребенка к языку. Звукопроизношение (см. «Речевое развитие детей 2-3 лет»). Ребенок четвертого года жизни правильно произносит свистящие звуки [с], [з] и [ц]. В этом возрасте он еще не всегда может верно произнести шипящие звуки [ш], [ж], [ч’], [щ’] и часто заменяет их свистящими [с], [з], [ц]: «каса» (каша), «нозык» (ножик), «клюц» (ключ). Сонорные [р], [р’], [л] малыш может заменять звуком [л’], реже [й]: «лябота» (работа), «лека» (река), «лямпа» (лампа), «каяндас» (карандаш), «устай» (устал). Слоговая структура слова. В некоторых словах ребенок опускает или переставляет не только звуки, но и целые слоги, например, он может произнести слово автомобиль как «амабиль», магазин как «гамазин», чемодан как «чедоман», температура как «тематура» и т.д. Но это относится к словам сложной слоговой структуры, к длинным и новым словам. Словарный запас. К четырем годам активный словарь ребенка почти удваивается и составляет примерно 2000 слов. В его речи кроме существительных и глаголов все чаще встречаются местоимения (мой, твой, наш), наречия (холодно, вкусно), появляются числительные (один, два). Если раньше ребенок употреблял только качественные прилагательные (мягкий, теплый), то теперь использует и притяжательные (дядина шляпа, кошкин хвост). Грамматический строй речи еще формируется, поэтому допустимы неверные употребления окончаний, суффиксов, приставок, согласований слов в предложении («Купи синюю шарик!», «Этот собачонок сидел под стулом», «Я рисоваю»). Произвольное обращение с ударением — тоже вариант нормы: «хОлодная вода», «бОлит рука». Фразовая речь. Усложняется и построение фраз. Если раньше малыш, прося яблоко, говорил: «Дай яблоко», то теперь эту фразу он может произнести и так: «Дай мне большое (маленькое или красное) яблоко», то есть указать величину или цвет предмета. Тем не менее, ребенок не всегда может связно и понятно рассказать, что он видел на улице, пересказать сказку. Речевое развитие детей 4-5 лет На пятом году жизни речь ребенка становится разнообразнее, правильнее, богаче. Звукопроизношение. Дети данного возраста овладевают четким и чистым произношением шипящих звуков [ш], [ж], [ч’], [щ’], многие начинают верно произносить звуки [р], [р’], [л], но еще не всегда умеют употреблять их во всех словах. Так, например, ребенок правильно произнесет звук [р] в слове сарай и в то же время этот же звук в слове крыша может произнести как [л]: клыша. В норме пятилетние дети должны научиться четко произносить все звуки в составе слов и предложений. Интонация, высота, сила голоса. Дети улавливают в речи взрослых различные интонационные средства выразительности и подражают им, пересказывая сказку. Они произвольно могут менять высоту, силу голоса с учетом содержания рассказа. В этом возрасте умеют уже говорить шепотом. Формирование навыков звукового анализа. Новообразованием пятого года жизни становится возможность узнавать звук в слове, а также подбор слов с заданным звуком, то есть развиваются простейшие формы звукового анализа. Словарный запас. Увеличение активного словаря (к пяти годам он достигает 3000 слов) дает возможность ребенку точнее излагать свои мысли, свободно общаться как с взрослыми, так и с детьми. Если пятилетний ребенок не знает, как назвать тот или иной предмет, то он, стремясь найти подходящее слово, создает свои слова. К. И. Чуковский в книге «От двух до пяти» приводит такие примеры словотворчества детей: огонята (маленький огонь), сердитки (морщинки), обувало, ползук (червяк), мазелин (вазелин), цепля (петля). Большой интерес дети проявляют к звуковому оформлению слова, начинают подбирать созвучные пары слов, составлять небольшие стихи. В этот период совершенствуется речевой слух детей. Они получают возможность различать слова, отличающиеся одной фонемой (палка — балка, мишка — мышка). Грамматический строй речи еще формируется, поэтому допустимы неверные употребления окончаний, суффиксов, приставок, согласований слов в предложении («Купи синюю шарик!», «Этот собачонок сидел под стулом», «Я рисоваю»). Произвольное обращение с ударением — тоже вариант нормы: «холодная вода», «болит рука». Связная речь. Дети начинают овладевать монологической речью. Ребенок среднего дошкольного возраста должен уметь связно рассказать о событиях из собственной жизни, описать животных или заменяющие их игрушки, рассказать об изображенном событии на картинке или на серии картинок. Он в состоянии пересказать знакомый текст. Свои ответы ребенок пятого года жизни способен строить фразы, состоящие из сложносочиненных и сложноподчиненных предложений. Речевое развитие детей 5-6 лет Развитие речи старшего дошкольника, умение связно, последовательно, логично излагать свои мысли, развитие фонематического слуха — важнейшие моменты в подготовке детей к школе. Звукопроизношение. К пяти годам заканчивается формирование правильного звукопроизношения. Дети способны научиться четко произносить все звуки в составе слов и предложений. Интонация, высота, сила голоса. Большинство детей может произвольно менять силу и высоту голоса в зависимости от целей высказывания (вопрос, восклицание). К пяти годам нужно нормализовать темп речи. Формирование навыков звукового анализа. При соответствующем обучении ребенок может не только определять позиции звука в слове (начало, середина, конец слова), но и устанавливать точное место звука в слове, называя звуки по порядку их следования в слове. Словарный запас. После пяти лет словарный запас растет стремительно. Если в предыдущие годы можно было примерно сосчитать, сколько слов в активном употреблении, то сейчас это сделать уже труднее. Непроизвольная память — основа пополнения словаря — в этом возрасте достигает своего расцвета. Слова запоминаются как бы сами собой, без волевых усилий. Один раз услышанное слово легко входит в активный словарь. Грамматический строй речи. Дети способны усваивать не только типичные формы словоизменений и словообразований, но и исключения из правил, морфемы также становятся по своим местам, случаев словотворчества становится все меньше. Тем не менее могут оставаться ошибки в употреблении форм с чередованиями звуков (хочу - хочут), в употреблении форм множественного числа существительных в именительном и родительном падежах (дерево — дерева, карандаши — нет карандашов) и так далее. Связная речь. Ребенок имеет достаточно развитую активную речь, пользуется в ходе общения развернутыми фразами, точно и понятно отвечает на вопросы, способен рассказать о событиях, свидетелем которых он был. Речевое развитие детей 6-7 лет В этом возрасте завершается дошкольный период развития ребенка, основным результатом которого является готовность к систематическому обучению. Звукопроизношение. К шести годам звукопроизношение у детей вполне нормализовалось, и работа идет по улучшению дикции, то есть умения правильно пользоваться звуками в потоке речи. Фонематический слух. Шестилетние дети четко различают на слух все звуки родного языка, в том числе и близкие по своим акустическим характеристикам: глухие и звонкие, твердые и мягкие. Формирование навыков звукового анализа. Получает свое развитие способность узнавать звуки в потоке речи, вычленять их из слова, устанавливать последовательность звуков в том или ином слове. Словарный запас. Словарь дошкольников шести-семи лет достаточно велик и уже не поддается точному учету, тем более существует большой разрыв в количественном отношении у детей с разным речевым развитием: есть дети, обладающие богатейшим словарным запасом, очень осведомленные в разных областях знаний, и дети, чей словарь очень беден и ограничивается бытовой тематикой. Грамматический строй. Практической грамматикой дошкольники уже овладели, ошибки могут оставаться в употреблении форм, являющихся исключениями: некоторые глагольные формы спряжений (ехать — ехают); несклоняемые существительные (в пальте) и другие речевые ошибки, характерные не только для дошкольников, но встречающиеся и в речи взрослых людей, так как являются объективно трудными для усвоения формами. Связная речь. На вопросы отвечает развернутыми фразами, пользуется сложноподчиненными и сложносочиненными предложениями. Он может самостоятельно составить рассказ по картинке, пересказать знакомую сказку или рассказ, поделиться впечатлениями о просмотренном мультфильме, книге. Ребенок может фантазировать, сочинять сказки. Объем программы - общее количество учебных занятий запланированных на период обучения, необходимых для освоения программы – 102-114 занятий. Форма обучения - очная. Методы обучения организации занятий: Словесные методы: устное изложение, беседа, объяснение. Наглядные методы: показ иллюстраций, показ педагогом приемов исполнения, наблюдение, работа по образцу. Практические методы: тренировочные упражнения. Тип занятия: используемые в работе диагностический, комбинированный, практический, тренировочный. Формы проведения занятий: практическое занятие, выставка, занятие-игра, игра сюжетно-ролевая, консультация, мастер-класс, наблюдение, праздник. Срок освоения программы определяется содержанием программы – 3 года. Режим занятий - занятия проводятся 2 раза в неделю, продолжительность занятий определяется от 20 до 30 минут в соответствии с санитарными нормами учитывающие возраст ребенка. Продолжительность занятий: Возраст детей 4-5 лет 5-6 лет 6-7 лет Продолжительность занятий Не более 20 минут Не более 25 минут Не более 30 минут 1.2. Цель и задачи программы: Цель реализации Программы – обеспечение речевого развития детей дошкольного возраста в различных видах общения и деятельности с учетом их возрастных, индивидуальных, психологических особенностей в развитии. Задачи реализации Программы: развивать коммуникативную, сопровождающую, познавательную и регулирующую функции речи; формировать общую культуру, развивать нравственные, эстетические и личностные качества; формировать предпосылки учебной деятельности; устанавливать партнерские взаимоотношений с семьей, оказание ей психологопедагогической поддержки, повышение компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития детей. 1.3. Содержание программы: Пояснительная записка к учебному плану МКОУ «ЦДК» ДОП социально-педагогической направленности по речевому развитию детей дошкольного возраста на 2024/25 учебный год I 1.3.1. Учебный план муниципального казённого образовательного учреждения для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи Центр диагностики и консультирования Емельяновского района Красноярского края (далее Учебный план МКОУ «ЦДК») является локальным нормативным актом МКОУ «ЦДК», устанавливающим перечень образовательных областей и объём учебного времени, отводимого на проведение непосредственно образовательной деятельности, определяющим формы реализации и содержание дополнительных развивающих программ на 2024-2025 учебный год. 1.3.2. Учебный план является составной частью дополнительной образовательной программы социально – педагогической направленности по речевому развитию детей дошкольного возраста МКОУ «ЦДК». 1.3.3. Учебный план разработан в соответствии с: Федеральным законом от 29.12.2012г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (ред. от 21.07.2014г.) Приказом Минобрнауки России от 09.11.2018 №196 Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам. Санитарно-эпидемиологическими требованиями к учреждениям дополнительного образования детей СанПиН 2.4.4.3172-14; локальными актами МКОУ «ЦДК». 1.3.4. Учебный план МКОУ «ЦДК» соответствует Уставу МКОУ «ЦДК» и гарантирует ребенку получение комплекса дополнительных образовательных услуг. 1.3.5. Учебный план устанавливает перечень курсов социально-педагогической направленности, срок реализации, количество часов по программе по возрастам, общее количество часов в неделю, количество часов в полугодиях, в год, формы текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации. Образовательный процесс регламентируется годовым планом работы МКОУ «ЦДК», расписанием занятий. 1.3.6. Учебный план обеспечивает развитие личности детей дошкольного возраста в различных видах общения и деятельности с учетом их возрастных, индивидуальных психологических и физиологических особенностей. 1.3.7. Объем нагрузки определен в соответствии Санитарно-эпидемиологическими требованиями к учреждениям дополнительного образования детей СанПиН 2.4.4.317214; Продолжительность занятий: Возраст детей Продолжительность занятий 4-5 лет Не более 20 минут 5-6 лет Не более 25 минут 6-7 лет Не более 30 минут 1.3.8. В середине занятия проводятся физкультурные минутки. 1.3.9. Учебный план предусматривает работу в режиме 5-дневной рабочей недели (кроме субботы и воскресенья), с 8.00 часов до 17.00 часов 1.3.10.Обучение ведётся на русском языке, по очной форме обучения. 1.3.11. Начало и окончание учебного года, продолжительность обучения, сроки проведения текущего контроля успеваемости и сроки промежуточной аттестации устанавливается в соответствии с годовым календарным учебным графиком МКОУ «ЦДК». В соответствии с годовым календарным учебным графиком МКОУ «ЦДК» продолжительность учебного года составляет 36 недель, включая промежуточную аттестацию и текущий контроль. Начало учебного года – 02.09.2024 года; окончание учебного года – 30.05.2025 года. Продолжительность учебного года – 36 недель. Диагностическое обследование 02.09.2024 – 13.09.2024, 2-е полугодие - 09.01.25 – 22.01.25. Начало занятий по годовым программам и программам на первое полугодие с 16.09. 2024. Начало занятий по программам второго полугодия с 23.01.2025. Продолжительность обучения: по программам первого полугодия – 17 недель, по программам второго полугодия - 19 недель. Окончание занятий по программам первого полугодия – 27.12.24, по программам второго полугодия - 27.05.25 Текущий контроль с целью оценки качества усвоения содержания компонентов части программы проводится в сроки с 11-15 ноября 2024 года, 10 -14 марта 2025 года Промежуточная аттестация реализации программ (оценка индивидуального развития обучающихся) с целью оценки качества освоения обучающимися содержания всего объёма программы проводится 16-20 декабря 2024 года, и с 12-16 мая 2025 года. 1.3.12.Форма занятий – индивидуальная. Комплектование детей на индивидуальные занятия осуществляется в августе, сентябре, январе. Срок пребывания обучающихся соответствует продолжительности рабочих программ. 1.3.13.Зачисление обучающихся производится приказом директора МКОУ «ЦДК». 1.3.14.Форма промежуточной аттестации обучающихся: в форме – психолого-педагогической диагностики, с применением методов, установленных учебными планами: наблюдение; беседа; анализ продуктов деятельности; мониторинг. Учебный план для ДОП по речевому развитию детей дошкольного возраста 2024/25 учебный год Количество занятий в неделю по возрастам 4 5 6 года лет лет Срок реализации ДОП / количество занятий Форма занятия Количество занятий в неделю год Речевое развитие Название курса Всего занятий в полугодии I. Образовательная область № п/п Форма/методы текущего контроля успеваемости Форма/методы промежуточной аттестации «Коррекция звукопроизносительной стороны речи» для ребенка 5 лет с ФФН. индивидуальная * 2 * 34 2/34 3/102 психологопедагогическа я диагностика/ наблюдение; беседа; анализ продуктов деятельности; мониторинг. психологопедагогическа я диагностика/ наблюдение; беседа; анализ продуктов деятельности; мониторинг. психологопедагогическа я диагностика/ наблюдение; беседа; анализ продуктов деятельности; психологопедагогическая диагностика/ наблюдение; беседа; анализ продуктов деятельности; мониторинг. «Коррекция звукопроизносительной стороны речи для ребенка 5 лет с ФФН». индивидуальная * 2 * 34 2/34 3/102 индивидуальная «Коррекция лексикограмматической стороны речи» для ребенка 5 лет с ОНР II уровня. * 2 * 34 2/34 3/102 психологопедагогическая диагностика/ наблюдение; беседа; анализ продуктов деятельности; мониторинг. психологопедагогическая диагностика/ наблюдение; беседа; анализ продуктов деятельности; мониторинг. «Коррекция звукопроизносительной стороны речи» для ребенка 6 лет с ОНР III уровня. индивидуальная * * 2 34 2/34 3/102 «Коррекция звукопроизносительной стороны речи» для ребенка 6 лет с ФД. индивидуальная * * 2 34 2/34 3/102 «Коррекция звукопроизносительной стороны речи» для ребенка 4 лет с ФФН. индивидуальная 2 * * 34 2/34 3/102 «Коррекция звукопроизносительной стороны речи» для ребенка 5 лет с ФФН. индивидуальная * 2 * 34 2/34 3/102 мониторинг. психологопедагогическа я диагностика/ наблюдение; беседа; анализ продуктов деятельности; мониторинг. психологопедагогическа я диагностика/ наблюдение; беседа; анализ продуктов деятельности; мониторинг. психологопедагогическа я диагностика/ наблюдение; беседа; анализ продуктов деятельности; мониторинг. психологопедагогическа я диагностика/ наблюдение; беседа; анализ продуктов деятельности; мониторинг. психологопедагогическая диагностика/ наблюдение; беседа; анализ продуктов деятельности; мониторинг. психологопедагогическая диагностика/ наблюдение; беседа; анализ продуктов деятельности; мониторинг. психологопедагогическая диагностика/ наблюдение; беседа; анализ продуктов деятельности; мониторинг. психологопедагогическая диагностика/ наблюдение; беседа; анализ продуктов деятельности; мониторинг. «Коррекция звукопроизносительной стороны речи» для ребенка 5 лет с ОНР 3 уровня. индивидуальная * 2 * 34 2/34 3/102 «Коррекция звукопроизносительной стороны речи» для ребенка 6 лет с ФФН. индивидуальная * * 2 34 2/34 3/102 «Коррекция звукопроизносительной стороны речи» для ребенка 6 лет с ОНР 3 уровня. индивидуальная * * 2 34 2/34 3/102 «Коррекция лексикограмматической стороны речи» для ребенка 5 лет с ФД уровня. индивидуальная * 2 * 34 2/34 3/102 «Коррекция лексико- индивидуальная * 2 * 34 2/34 3/102 психологопедагогическа я диагностика/ наблюдение; беседа; анализ продуктов деятельности; мониторинг. психологопедагогическа я диагностика/ наблюдение; беседа; анализ продуктов деятельности; мониторинг. психологопедагогическа я диагностика/ наблюдение; беседа; анализ продуктов деятельности; мониторинг. психологопедагогическа я диагностика/ наблюдение; беседа; анализ продуктов деятельности; мониторинг. психолого- психологопедагогическая диагностика/ наблюдение; беседа; анализ продуктов деятельности; мониторинг. психологопедагогическая диагностика/ наблюдение; беседа; анализ продуктов деятельности; мониторинг. психологопедагогическая диагностика/ наблюдение; беседа; анализ продуктов деятельности; мониторинг. психологопедагогическая диагностика/ наблюдение; беседа; анализ продуктов деятельности; мониторинг. психолого- грамматической стороны речи» для ребенка 5 лет с ФД уровня. Коррекция речевой деятельности у ребёнка 4 лет с ринолалией норма индивидуальная 2 * * 34 2/34 3/102 Коррекция ФФН речи у ребёнка 4 лет норма индивидуальная 2 * * 34 2/34 3/102 педагогическа я диагностика/ наблюдение; беседа; анализ продуктов деятельности; мониторинг. психологопедагогическа я диагностика/ наблюдение; беседа; анализ продуктов деятельности; мониторинг. психологопедагогическа я диагностика/ наблюдение; беседа; анализ продуктов деятельности; мониторинг. педагогическая диагностика/ наблюдение; беседа; анализ продуктов деятельности; мониторинг. психологопедагогическая диагностика/ наблюдение; беседа; анализ продуктов деятельности; мониторинг. психологопедагогическая диагностика/ наблюдение; беседа; анализ продуктов деятельности; мониторинг. 1.4. Планируемые результаты Целевые ориентиры речевого развития детей дошкольного возраста (3-4 лет). Дети научаются: понимать обращенную речь и отвечать на вопросы взрослого; называть свое имя, к детям обращаться по имени; произносить фразу из 3-4 слов; использовать в речи простые предлоги, понимать по слову пространственное расположение предмета; проявлять интерес к прослушиванию сказки, рассказов, называть героев, их действия по сюжету; поддерживать диалог в роли героев сказки в игровых занятиях. Целевые ориентиры речевого развития детей дошкольного возраста (4-5 лет). Дети научаются: высказывать свои желания и потребности словом; различать звуки окружающей мира (речевые, неречевые); конструировать фразу из 3-5 слов; декламировать простые стихи, считалочки, потешки (четверостишье); использовать в речи предлоги, ориентироваться в пространстве по слову, находить игрушку по словесной инструкции; задавать вопросы по сюжету рассказа, сказки, отвечать на вопросы; использовать в речи уменьшительно-ласкательную форму существительных; учить согласовывать прилагательные и существительные в роде, числе, падеже; согласовывать существительные с глаголами в роде и числе; проявлять интерес к слушанию детских рассказов и сказок. Целевые ориентиры речевого развития детей дошкольного возраста (5-6 лет). Дети научаются: высказывать свои желания и потребности в активной речи; различать звуки окружающего мира (речевые, неречевые); пользоваться в речи фразой из 5-6 слов; использовать в речи предлоги, ориентироваться в пространстве, находить игрушку по словесной инструкции; задавать вопросы по сюжету рассказа, сказки, отвечать на вопросы; использовать в речи уменьшительно-ласкательную форму существительных; в речевых высказываниях согласовывать прилагательное с существительным по роду, числу и падежу; согласовывать существительные с глаголами, изменяя их по числам, лицам; проявлять интерес к слушанию детских рассказов и сказок. Целевые ориентиры речевого развития детей дошкольного возраста (6-7 лет). Дети научаются: пользоваться развернутой фразовой речью в повседневной жизни для выражения своих желаний, потребностей, для обозначения своего эмоционального состояния и близких людей; планировать в речи предстоящие действия; поддержать диалог с взрослым: задавать и отвечать на вопросы; оставить рассказ по серии сюжетных картинок (4-5); пересказать короткий сюжет сказки, детского литературного произведения (рассказ, стихотворение); различать короткие и длинные слова, уметь отхлопать слова по слогам; различать на слух гласные и согласные звуки; выделять предложение из двух слов без предлогов; предложение разбивать на слова, определять количество слов в предложении; загадывать загадки, петь песенки, читать детские стихи наизусть. 2. Комплекс организационно-педагогических условий: Муниципальное казенное образовательное учреждение для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи «Центр диагностики и консультирования» 663020 пгт. Емельяново, ул. Декабристов, 15 п.1 E-mail: cdk_emel@mail Рассмотрен на заседании педагогического совета МКОУ «ЦДК» Протокол №____ от ____ .____ .2024г Утверждаю директор МКОУ «ЦДК» С.В. Лосяков Приказ от . .2024г. № ____ Годовой календарный учебный график МКОУ «ЦДК» 2024-2025 учебный год № Этапы образовательного п/п процесса 1 Начало учебного года 2 Окончание учебного года 3 Продолжительность учебного года 4 Диагностическое обследование 8 Начало занятий Окончание занятий Психолого-педагогическая и логопедическая диагностика будущих первоклассников «Скоро в школу» Текущий контроль успеваемости 9 Промежуточная аттестация 10 Праздничные и выходные дни 11 Перенос праздничных и выходных дней 12 Режим работы учреждения 5 6 7 Сроки 02.09.2024г. 30.05.2025г. 36 недель программы 1 – го полугодия 02.09.2024 – 13.09.2024 16.09.2024 27.12.2024 программы 2 – го полугодия 09.01.25 – 22.01.25 23.01.2025 27.05.2025 28-30.05.2025 11-15 ноября 10-14 марта 2024 года 2025 года 16-20 декабря 12-16 мая 2025 года 2024 года 04.11.24, 30.12.2024, 31.12.2024, 01.01.25 – 08.01.25, 01.05.25, 02.05.25, 08.05.25, 09.05.25. 04.11.2024 на 02.11.2024 по расписанию понедельника 01.05.2025 на 22.05.2025 по расписанию четверга 02.05.2025 на 23.05.2025 по расписанию пятницы 08.05.2025 на 26.05.2025 по расписанию четверга 09.05.2025 на 27.05.2025 по расписанию пятницы 08.00 – 17.00. Обед - 12.00 – 13.00 Пятидневная рабочая неделя 13 14 (понедельник - пятница) Суббота, воскресенье – выходной Количество коррекционно-развивающих, компенсирующих занятий с обучающимися, логопедическая помощь обучающимся - за 1-ое полугодие – 34 занятия (17 недель x 2 занятия в неделю) Количество коррекционно-развивающих, компенсирующих занятий с обучающимися, логопедическая помощь обучающимся - за 2-ое полугодие – 38 занятий (19 недель x 2 занятия в неделю) Организация работы в летний 02.06.2025 - 29.08.2025 согласно плану работы период 2.2. Условия реализации программы - в учреждении имеется специализированные и рабочие кабинеты для педагогической работы, оборудованных в соответствии с требованиями, предъявляемыми к кабинетам специалистов. Все кабинеты оборудованы в соответствии с требованиями охраны труда и правил техники безопасности. Кабинеты имеют соответствующее методическое и дидактическое обеспечение, оснащены специализированным оборудованием и инвентарем. Специалистами разрабатываются программы по развитию детей раннего возраста. Необходимым условием реализации программы является создание информационной образовательной среды. Для реализации данной цели в центре создана система доступа специалистов Центра, родителей (законных представителей), педагогов к сетевым источникам информации, к информационно-методическим фондам: методические пособия и рекомендации по всем направлениям и видам деятельности, наглядные пособия, мультимедийные, аудио- и видеоматериалы. Разработан и функционирует сайт центра, на котором размещается информация о структуре и направлениях работы центра, видах психолого-педагогической помощи, которую могут получить дети и родители в рамках работы Центра. Адрес сайта: http://cdk.krskschool.ru 2.3. Формы аттестации – освоение адаптированных дополнительных общеразвивающих программ сопровождается проведением текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся, осуществляется в форме – психологопедагогической диагностики, с применением методов, установленных учебными планами: наблюдение; беседа; анализ продуктов деятельности; мониторинг. Текущий контроль –это оценка качества усвоения содержания компонентов какой-либо части (темы) конкретного учебного предмета, курса (модуля), в процесс ее изучения обучающимися по результатам проверок. Проводится педагогом данной учебной дисциплины, курса, модуля. Промежуточная аттестация - процедура, проводимая с целью оценки качества освоения обучающимися содержания всего объема одной дисциплины, курса, модуля, после завершения его изучения. Проводится педагогом данной учебной дисциплины, курса, модуля. Целью текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации является изучение достижения обучающимися планируемых итоговых результатов освоения программ на основе возможных достижений обучающихся. Задачи: определение динамики уровня обученности в определенной образовательной области; выявление пробелов в изученных темах и составление планов их коррекции; использование полученных показателей для проектирования и реализации образовательных маршрутов обучающихся. Текущий контроль успеваемости и промежуточная аттестация предусматривает сбор, обработку и анализ информации о результатах освоения образовательных программ 2 раза в год, (текущий контроль успеваемости 1 раз в год), промежуточная аттестация 1 раз в год) организуется и проводится специалистами Центра, непосредственно отвечающие за реализацию образовательных программ в соответствии с годовым календарным учебным графиком. Используемые методы не должны приводить к переутомлению обучающихся и не должны нарушать ход образовательного процесса. Материалы текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации дают объективную оценку усвоения обучающимися материала программы (программного материала) и отражаются в таблицах Приложение №1, 2. Максимальный уровень обученности воспитанников, освоения ими учебного плана программы оценивается согласно таблице: Мониторинг текущего контроля успеваемости (критерии). Результат освоения программы Владеет (+) Частично освоена (*) Не владеет (-) Уровень освоения программы Высокий уровень Средний уровень Низкий уровень Мониторинг промежуточной аттестации (критерии). Результат освоения программы Программа освоена (+) Частично освоена (*) Не освоена (-) Уровень освоения программы Высокий – полностью освоил программный курс. Средний - не полностью освоил программный курс Низкий - не освоил программный курс. Уровень обученности обучающегося (результат промежуточной аттестации): Результат освоения программы Уровень освоения программы Количество обучающихся Процент освоения программы Программа освоена Высокий – полностью освоил программный курс Программа частично Средний - не полностью освоил освоена программный курс Программа не освоена Низкий - не освоил программный курс Всего обучающихся В примечании к мониторингу заданы параметры качественной оценки результатов достижений ребенка. По итогам проведенного мониторинга проводится заседание психологопедагогического консилиума Центра. По окончании учебного года, на основании таблицы Мониторинг промежуточной аттестации, определяется эффективность проведенной работы по реализации программ, сопоставление с нормативными показателями развития, вырабатываются и определяются проблемы, пути их решения и приоритетные задачи Центра для реализации в новом учебном году. Данные, полученные в результате оценки являются профессиональными материалами самого педагога и не подлежат проверке в процессе контроля и надзора. 2.4. Методические материалы–для реализации программы специалисты в работе с детьми применяют: Современные образовательныетехнологии: разноуровневое обучение; технология использования в обучении игровых методов: ролевых, обучающих игр; обучение в сотрудничестве (командная, групповая работа); информационно-коммуникационные технологии; здоровьесберегающие технологии. Методическая литература, лекционные материалы. Диагностические методики обследования детей раннего и дошкольного возраста. Дидактический материал (виды дидактических материалов). Для обеспечения наглядности и доступности изучаемого материала педагоги в работе с детьми на занятиях использует наглядные пособия следующих видов: естественный и натуральный (гербарии, образцы материалов, живые объекты, игрушки животных, людей, машины т.п.); объемный (действующие модели машин, механизмов, макеты и муляжи растений и их плодов, образцы изделий); схематический или символический (оформленные стенды таблицы, рисунки, развертки, шаблоны и т.п.); картинный и картинно-динамический (картины, иллюстрации, слайды, фотоматериалы и др.); звуковой (аудиозаписи); дидактические пособия (карточки, рабочие тетради, раздаточный материал, вопросы и задания для устного или письменного опроса, практические задания, упражнения и др.); игрушки. 2.5. Названия рабочих программ 1. «Коррекция звукопроизносительной стороны речи» для ребенка 5 лет с ФФНР. 2 занятия в неделю/ 34 занятия в полугодие 2. «Коррекция звукопроизносительной стороны речи для ребенка 5 лет с ФФН». 2 занятия в неделю/ 34 занятия в полугодие 3. «Коррекция звукопроизносительной стороны речи» для ребенка 5 лет с ОНР II уровня. 2 занятия в неделю/ 34 занятия в полугодие 4. «Коррекция звукопроизносительной стороны речи» для ребенка 5 лет с ОНР III уровня. 2 занятия в неделю/ 34 занятия в полугодие 5. «Коррекция звукопроизносительной стороны речи» для ребенка 5 лет с ОНР III уровня. 2 занятия в неделю/ 34 занятия в полугодие 6. «Коррекция звукопроизносительной стороны речи» для ребенка 5 лет с ФФН. 2 занятия в неделю/ 34 занятия в полугодие 7. «Коррекция звукопроизносительной стороны речи» для ребенка 5 лет с ФФН. 2 занятия в неделю/ 34 занятия в полугодие 8. «Коррекция звукопроизносительной стороны речи» для ребенка 5 лет с ФФНР. 2 занятия в неделю/ 34 занятия в полугодие 9. «Коррекция звукопроизносительной стороны речи» для ребенка 6 лет с ФФН. 2 занятия в неделю/ 34 занятия в полугодие 10. «Коррекция звукопроизносительной стороны речи» для ребенка 6 лет с ФФН. 2 занятия в неделю/ 34 занятия в полугодие 11. «Коррекция звукопроизносительной стороны речи» для ребенка 6 лет с ФД. 2 занятия в неделю/ 34 занятия в полугодие 12. «Коррекция звукопроизносительной стороны речи» для ребенка 6 лет с ФФН. 2 занятия в неделю/ 34 занятия в полугодие. 3. Список литературы 1. Богомолова А.И. Нарушение звукопроизношения у детей. - М., 1979 2. Болотова А.Н., Макарова И.В. Прикладная психология. Учебник для вузов. - М.; Аспект Пресс, 2001. 3. Бородич А.А. Стребелева Е.А. Дошкольная олигофренопедагогика.- М., 1998 4. Власова Т.А. Певзнер М, С. О детях с отклонениями в развитии. - М., 1973. 5. Выготский Л.С. Вопросы детской психологии. Санкт-Петербург. 1997. 6. Выготский Л.С. Мышление и речь. - М ., 1982. 7. Гарбер Е. Ребенок от рождения до школы. М., 2001. 8. Галанов А.С. Психическое и физическое развитие ребенка от одного года до трех лет. М.,2000. 9. Гальперин П.Я. Методы обучения и. умственное развитие ребенка. - М., 1967. 10. Дети с отклонениями в развитии: методическое пособие /. сост. Н, Д. Шматко. - М,, 1997. 11. Дошкольная педагогика /под ред. В, И, Логиновой, П.Г. Саморуковой. М., 1988. 12. Детская практическая психология: Учебник/ под ред. проф. Т.Д. Марцинковской. М.; Гардарики, 2005. 13. Дошкольная педагогика. Под ред. Логиновой В.И., Саморуковой П.Г. М.,1988 14. Детство: Программа развития и воспитания детей в детском саду. /под ред. В.И. Логиновой, Т.И. Бабаевой и др. - СПБ: «Детство-Пресс», 15. ЕлагинаМ.Г. Новые исследования в психологии. - М., - 1989. 16. Лебединский В.В. ''Нарушения психического развития у детей'' М, 1984 г. 17. Жинкин Н.И. Речь как проводник информации. - М ., 1982. 18. Исаев Д.Н. Психическое недоразвитие у детей. - М ., 1982. 19. Катаева А.А., Стребелева Е.А. Дошкольная олигофренопедагогика. - М., 1998. 20. Крючкова Л.Л. / Развитие личности ребенка - в условиях материнской депривации,Санк. - Петер, 1997, с. 5-10. 21. Лазуренко С.Б. Содержание деятельности педагога-дефектолога в системе комплексной реабилитации детей. «Воспитание и обучение детей с нарушением развития» №1, 2002, с. 4-7. 22. Леонтьев А.Н. Деятельность, сознание, личность. - Н.,1975. С.7 23. Леонтьев А.А. Психолингвистические единицы и порождение речевого порождение речевого высказывания. - М.. 1969. Приложение №1 Муниципальное казенное образовательное учреждение для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи «Центр диагностики и консультирования» Мониторинг текущего контроля успеваемости 2021-2022 учебный год. ФИО специалиста: Должность специалиста: Возраст обучающегося (обучающихся): Название программы: Дата заполнения: Оцениваемые параметры Уровень освоения программы: ФИ обучающегося (обучающихся) Иванов Петров К. Ж. Результат освоения программы + + + + + + + Высокий Низкий уровень уровень Примечание фиксация результатов: Результат освоения программы Владеет (+) Уровень освоения программы Высокий уровень Частично владеет (×) Средний уровень Не владеет (−) Низкий уровень ФИО специалиста _____________________ Приложение №2 Муниципальное казенное образовательное учреждение для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи «Центр диагностики и консультирования» Мониторинг промежуточной аттестации 2021-2022 учебный год. ФИО специалиста: Должность специалиста: Возраст ребенка (детей): Название программы: Дата заполнения: Оцениваемые параметры Уровень освоения программы: ФИ обучающегося (обучающихся) Иванов Петров К. Ж. Результат освоения программы + + + + + + + Высокий Низкий уровень уровень Примечание фиксация результатов: Результат освоения программы Программа освоена (+) Частично освоена (×) Не освоена (−) Уровень освоения программы Высокий – полностью освоил программный курс Средний – не полностью освоил программный курс Низкий – не освоил программный курс Уровень обученности обучающегося (результат промежуточной аттестации): Результат освоения программы Уровень освоения программы Программа освоена Высокий – полностью освоил программный курс Программа частично Средний - не полностью освоил освоена программный курс Программа не Низкий не освоил освоена программный курс Всего обучающихся ФИО специалиста _____________________ Количество обучающихся Процент освоения программы