Муниципальное казенное образовательное учреждение для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи «Центр диагностики и консультирования» Рассмотрена на заседании педагогического совета МКОУ «ЦДК» Протокол №2 от 13.09.2024г. Утверждаю директор МКОУ «ЦДК» _______________ Лосяков С.В. Приказ № 17 от 14.09.2024 г. ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯПРОГРАММА СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ПО ПОЗНАВАТЕЛЬНОМУ РАЗВИТИЮ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА. Разработчики: Лосяков С.В директор, руководитель методического совета Быконя Е.Д, начальник отдела ранней помощи Гафарова Ю.В. пгт. Емельяново 2024г 1.1. Пояснительная записка (общая характеристика программы): Направленность (профиль) программы - социально-педагогическая. Актуальность программы - Необходимость логически мыслить у дошкольников является актуальной проблемой. Ребёнок с хорошо развитым логическим мышлением легко вступает в общение с окружающим его миром. Он может понятно выразить свои мысли, желания, посоветоваться со сверстниками, родителями, педагогами. Неясная речь ребёнка затрудняет его общение и накладывает на характер ребёнка много комплексов, которые будут нуждаться во внимании специалистов, таких как логопед, дефектолог, психолог и других. Содержание программы позволяет создать условия для: – развития любознательности, познавательной активности, познавательных способностей детей; – развития представлений в разных сферах знаний об окружающей действительности, - решение разного рода нестандартных задач в дошкольном возрасте способствует формированию и совершенствованию общих умственных способностей: логики мысли, рассуждений и действий, гибкости мыслительного процесса, смекалки и сообразительности, пространственных представлений. Настоящая программа востребована родителями (законными представителями) детей. Отличительные особенности программы–программа реализуется на базе районного центра МКОУ «ЦДК» Емельяновского района. Центр уникальное учреждение которое проводит работу с детьми дошкольного возраста не посещающих образовательные учреждения. Адресат программы – дети дошкольного возраста (4-7 лет). Целевые ориентиры развития среднего дошкольного возраста (4 – 5 года) Социально-коммуникативное развитие. После 4-х лет ребенок внеситуативно общается с взрослым, вступает в ролевое взаимодействие со сверстниками в сюжетно-ролевой игре. Он может выбрать конкретную роль в игредля себя и для другого ребенка, согласовать и обсудить с ним свои действия. Во взаимоотношениях появляется индивидуальная избирательность, которая характеризуется в предпочтении одних детей другим. В группах выделяются лидеры, появляются конкурентность, соревновательность, что ведет к совершенствованию образа я и представлений о других, развивается самооценка. В среднем дошкольном возрасте формируется потребность в уважении со стороны взрослого, для ребенка чрезвычайно важной оказывается похвала. Это приводит к повышенной чувствительности и эмоциональным реакциям на происходящее, обидчивости на замечания, рассматриваемая в качествевозрастного феномена. В изобразительной и конструктивной деятельности дети планируют и действуют по замыслу: рисунок становится предметным и детализированным, а самостоятельные постройки из 5-7 деталей из разного конструктора. Познавательное развитие. В процессе развития продуктивных видов деятельности в этот период совершенствуются познавательные процессы: внимание, восприятие, память, образное мышление. К концу среднего дошкольного возраста восприятие становится более развитым. Ребенок 5 лет может назвать форму, на которую похож тот или иной предмет; вычленить в сложных объектах простые формы, из отдельных форм воссоздать сложные объекты; упорядочить группы предметов по сенсорному признаку — величине, цвету; выделить такие параметры, как высота, длина и ширина. Совершенствуется ориентация в пространстве. Возрастают возможности памяти: увеличивается ее объем, ребенок запоминает до 6-7 названий предметов. Складывается произвольное запоминание: появляется способность принять задачу на запоминание, запомнить поручения взрослых, выучить небольшое стихотворение и т. д. Происходит переход к наглядно-образному мышлению: простые схематизированные изображения используются для решения несложных задач. В этом возрасте появляется возможность конструировать поделки по схеме, решать лабиринтные задачи. Речевое развитие. В среднем дошкольном возрасте слово является организующим элементом деятельности ребенка и передачи ему знания, но пока не имеет никаких преимуществ перед наглядными способами передачи опыта. Поэтому словесное инструктирование и передача опыта в словесной форме еще нуждаются в чувственной опоре. Развивается грамматическая сторона речи. Дошкольники занимаются словотворчеством на основе грамматических правил. Речь детей при взаимодействии друг с другом носит ситуативный характер. У них вызывают интерес ритмическая структура речи, рифмы. Физическое развитие. Двигательная сфера характеризуется позитивными изменениями крупной и мелкой моторики: развивается ловкость, координация движений, равновесие, согласованность действий обеих рук (умение ловить мячи). Целевые ориентиры развития старшего дошкольного возраста (5- 6 лет) Социально-коммуникативное развитие. В старшем дошкольном возрасте ребенку становятся доступны социальные отношения, он начинает понимать подчиненность позиций в различных видах детской деятельности. В общении со сверстниками и взрослыми использует вежливую форму обращения – по имени к другу, ребенку, по имени/ отчеству к взрослому; может рассказать о себе – назвать свое имя и фамилию, адрес проживания; транспорт, на котором едет до дома или который знает; может высказать собственное мнение и предложить версию решения конкретной ситуации; способен выполнять инструкцию и действовать самостоятельно, может описать выполненные действия и рассказать сверстнику способ выполнения действия; достигает цели и доводит действие до конца. Игра дошкольника носит творческий характер: он может действовать в воображаемой ситуации, привносить новые сюжеты в знакомые игры и по ходу игры менять или брать на себя новые роли. В детских рисунках отражает схематичные изображения различных объектов, они могут отличаться оригинальностью композиционного решения, статичностью и динамичностью отношений. Рисунки приобретают сюжетный характер; достаточно часто встречаются многократно повторяющиеся сюжеты с небольшими или, напротив, существенными изменениями. Изображение человека становится более детализированным и пропорциональным. По рисунку можно судить о половой принадлежности и эмоциональном состоянии изображенного человека. Конструирование характеризуется умением анализировать условия, в которых протекает эта деятельность; осуществляется на основе схемы, по замыслу и по условиям. Ребенок знает и называет детали деревянного конструктора, может заменить детали постройки в зависимости от имеющегося материала; овладевает обобщенным способом обследования предмета-образца; способен выделять основные части предполагаемой постройки. Конструирование часто развивается в ходе совместной деятельности, при этом ребенок осваивает два способа конструирования: от природного материала к художественному образу («достраивает» природный материал до целостного образа, дополняя его различными деталями), от художественного образа к природному материалу (подбирает необходимый материал, для того чтобы воплотить образ). Конструкции могут выполняться из бумаги путем складывания ее в несколько раз (два, четыре, шесть сгибаний), а также из природного материала. Познавательное развитие. В старшем дошкольном возрасте продолжают совершенствоваться все познавательные процессы: во многих случаях наблюдается возможность перехода от непроизвольного внимания к произвольному. Восприятие характеризуется анализом сложных форм и объектов. Происходит овладение системой сенсорных эталонов, в активной речи появляется слово-обобщение для обозначения выделенного свойства; умение определить место предмета или признака в ряду других (например, они расставляют матрешек по росту и вставляют в этот ряд недостающую, на глаз правильно определив ее место в ряду), т. е. осуществляют перцептивную систематизацию. Изменяется и восприятие отдельных предметов. Оно становится более целостным, четким и в то же время дифференцированным: ребенок не только хорошо знает общие очертания предмета, но и умеет выделять его существенные части, правильно представлять себе их форму, соотносить по величине, учитывать расположение в пространстве. Эти умения дают возможность ребенку дошкольного возраста безошибочно складывать разрезные картинки (кубики), узнавать целое по части, дорисовывать предметы, собирать их из готовых форм и т. п. Кроме того, развитие целостного восприятия становится основой возникновения и развития навыка предметного рисунка. Постепенно ребенок начинает оперировать в уме сложными представлениями о предметах, их свойствах, связях и отношениях. Так, он способен заранее представить себе целый предмет, который можно составить из имеющихся частей (т.е. мысленно соединить части в целое); как могут перемещаться предметы или их части в пространстве относительно друга друга во время постройки и т. д. На основе зрительной ориентировки происходит оперирование образами-представлениями в социальной ситуации и предметном мире, воссоздаются образы знакомого предмета по памяти из (6-7 элементов) геометрических фигур после демонстрации образца. К старшему дошкольному возрасту становится все более обобщенным нагляднообразное мышление: ребенок понимает сложные схематические изображения, представляет на их основе и даже самостоятельно создает такие изображения. Развитие наглядно-образного мышления тесно связано с речью, в которой фиксируются (закрепляются) образы-представления: формируются схематизированные представления о цикличности изменений в природе, формируется умение обобщать и устанавливать причинные зависимости. Речевое развитие. К старшему дошкольному возрасту слово начинает служить источником знаний, передачи общественного опыта в пределах определенного содержания. Совершенствуется звуковая сторона речи, фонематический слух, интонационная выразительность речи, грамматический строй. В активной речи ребенок употребляет все части речи, занимается словотворчеством, обогащается его лексика (использует антонимы, синонимы). Развивается связная речь: появляется умение составить рассказ по сюжетной картинке или по серии сюжетных картинок, выучить и рассказать стихи, потешки, считалки. Физическое развитие в старшем дошкольном возрасте совершенствуется и характеризуется увеличивающейся выносливостью, качественными изменениями крупной и мелкой моторики: развивается ловкость, координация движений, равновесие, согласованность действий обеих рук (ловля мячей). Целевые ориентиры развития в подготовительной к школе группе (6- 7 лет) Социально-коммуникативное развитие. После 6 лет ребенок продуктивно сотрудничает, понимает и принимает инструкцию, удерживает цель задания, планирует свои действия и оценивает их результат. Его общение трансформируется из внеситуативно-познавательной формы во внеситуативно-личностную. В этот возрастной период ребенок проявляет способность к общению со сверстниками, готовность к адекватным межличностным отношениям; инициативу и самостоятельность в игре и общении; умеет выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности. Как правило такое развитие касается межличностных отношений в среде сверстников, когда необходимо учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам, радоваться успехам, адекватно проявлять эмпатию и другие нравственные чувства (взаимопомощь и отзывчивость); подчиняться общим правилам и социальным нормам в разных ситуациях. В процессе совершенствования игровой деятельности развиваются умения включаться в сюжет игры, действовать по правилам, соблюдать очередность в настольнопечатных и подвижных играх, проявляя волевые качества; улучшается регуляция и контроль деятельности и поведения. У ребенка появляется стойкий интерес и основные умения в изобразительной деятельности, конструировании из разного материала. В продуктивных видах деятельности используются знания, полученные в ходе прогулок и наблюдений, знакомства с художественной литературой, картинным материалом, народным творчеством. В процессе разных видов деятельности у ребенка формируется положительное отношение к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе. Появляются умения обладать чувством собственного достоинства, стремление к самостоятельности, проявления относительной независимости от взрослого. В этом возрасте у ребенка полностью сформированы навыки самообслуживания и представления о здоровом образе жизни, умения соблюдать правила безопасного поведения и личной гигиены. Познавательное развитие. В старшем дошкольном возрасте продолжает развиваться внимание: оно становится более произвольным, совершенствуется и восприятие. Овладевая навыками восприятия свойств и отношений предметов, ребенок седьмого года жизни приобретает представления о пространстве, у него развивается пространственная ориентировка на основе воспринятых ранее пространственных свойств и отношений предметов, которые он может обозначить словом. Изменяется и восприятие отдельных предметов. Оно становится более целостным, четким и в то же время дифференцированным: дошкольник не только хорошо знает общие очертания предмета, но и умеет выделить его существенные части, правильно представлять себе их форму, соотношение по величине, пространственное расположение. Это дает ему возможность безошибочно решать познавательные задачи: складывать разрезные картинки (кубики), узнавать целое по части, дорисовывать предметы, собирать их из готовых форм и т. д. Кроме того, развитие целостного восприятия становится основой возникновения и развития навыка предметного рисунка. В этот возрастной период совершенствуется оперирование образами-представлениями об окружающей действительности, появляется возможность оперировать количественными представлениями, решать простые устные задачи на сложение и вычитание в пределах 6-и. На основе образного мышления начинает формироваться словесно-логическое мышление, которое дает возможность решения более широкого круга задач, усвоения новых знаний. Ребенок понимает временную последовательность, может описать явления природы в форме рассказа, нарисовать образ близкого человека с характерными деталями. Речевое развитие. К 7 году жизни у дошкольника развивается связная речь, совершенствуется ее звуковая сторона, грамматический строй и лексика: ребенок стремится к речевому общению, участвует в диалоге. В детских высказываниях отражаются как расширяющийся словарь, так и характер обобщений, формирующихся в этом возрасте. Активно употребляются обобщающие существительные, синонимы, антонимы, прилагательные и т. д. В результате правильно организованной образовательной работы у детей развиваются диалогическая и некоторые виды монологической речи. Развивается регулирующая функция речи, которая имеет большое значение в организации деятельности и поведения детей. Физическое развитие. На седьмом году жизни удошкольника сформированы представления о принципах здорового образа жизни; общие физические навыки в движениях; появляется способность выполнять сложные двигательные акты; улучшается техника выполнения движений, совершенствуются двигательные качества. Сформирована пространственная организация движений, слухо-зрительно-моторная координация и чувства ритма. К концу дошкольного возраста ребенок обладает высоким уровнем познавательного и личностного развития, что позволяет ему в дальнейшем успешно учиться в школе. Его основные достижения связаны с освоением мира вещей как предметов человеческой культуры; освоением форм позитивного общения с людьми; развитием половой идентификации, формированием социальной позиции школьника. Объем программы - общее количество учебных часов (занятий) запланированных на период обучения, необходимых для освоения программы - 102-114 занятия. Форма обучения - очная. Методы обучения организации занятий: Словесные методы: устное изложение, беседа, объяснение. Наглядные методы: показ иллюстраций, показ педагогом приемов исполнения, наблюдение, работа по образцу. Практические методы: тренировочные упражнения. Тип занятия: используемые в работе диагностический, комбинированный, практический, тренировочный. Формы проведения занятий: практическое занятие, выставка, занятие-игра, игра сюжетно-ролевая, консультация, мастер-класс, наблюдение, праздник. Срок освоения программы определяется содержанием программы – 3 года. - Режим занятий - занятия проводятся 2 раза в неделю, продолжительность занятий определяется в соответствии с санитарными нормами учитывающие возраст ребенка. Продолжительность занятий: Возраст детей 4-5 лет 5-6 лет 6-7 лет Продолжительность занятий Не более 20 минут Не более 25 минут Не более 30 минут 1.2. Цель и задачи программы: Цель реализации Программы – Обеспечение развития личности детей дошкольного возраста в различных видах общения и деятельности с учетом их возрастных, индивидуальных, психологических особенностей в развитии. Задачи реализации Программы: Возраст 4 - 5 лет Задачи обучения и воспитания Формирование средств ориентировки в окружающей действительности, формирование мышления и речи: продолжать формировать целостное восприятие предметов, образы-представления о предметах, их свойствах, выделять основные признаки предметов в процессе различных видов детской деятельности (конструировании, на занятиях с сюжетными игрушками, рисовании и т.п.); закрепить образы восприятия знакомых предметов и их свойства: учить запоминать предметы по основному признаку (мячик – круглый, кубик – квадратный, крыша дома – треугольная), группировать предметы или изображения по основному признаку на 2 части – «Что бывает круглым, что бывает квадратным?»); продолжать формировать образы-представления: учить группировать предметы по заданному признаку, называть словом сходство и различия сравниваемых групп; совершенствовать наглядно-действенное и наглядно-образное мышление в игровых заданиях по сюжетам русских народных сказок: «Колобок», «Теремок», «Курочка Ряба», «Репка» и др.: подобрать персонажу сказки нужный предмет и повторить действие этого героя; развивать вкусовые ощущения и умение их словесно описать (сладкое-горькое, кислое, холодное-горячее, вкусно-не вкусно и т.п.). Формирование элементов учебной деятельности: ориентировка на количественный признак и счет; временных представлений, развитие речи: совершенствовать количественные представления, учить пересчитывать предметы в пределах 5-и; выделять из множества по слову предметы в пределах 5-и; соотносить число с количеством пальцев на руке, число с количеством предметов на картинке с реальными предметами; уметь выделять из множества заданное количество 1-5 (на слух, по карточке, на ощупь), выполнять счетные операции в пределах 4-5-и; учить сравнивать предметы по количеству – больше-меньше, одинаково; формировать графический образ цифры в пределе 5-ти, соотносить цифры с количеством предметов, обводить графически цифры, лепить по контуру, уметь найти заданную цифру среди других; совершенствовать действия с пишущим предметом по показу и по образцу на различных поверхностях – мольберт, альбомный лист (проводить простые линиидорожки, дорисовывать предметные изображения, выполнять графические бордюры по образцу на крупных листах и т.п.); учить различать по признакам времена года – зима-лето, подбирать иллюстрации по характерным признакам времени года в играх с использованием дидактических пособий, называть словом время года и признаки времени года, наблюдать на прогулках за изменениями в природе, фиксировать наблюдения и впечатления в продуктивных видах деятельности (рисовании, лепке, аппликации). Возраст - 5-6 лет Задачи обучения и воспитания Формирование средств ориентировки в окружающей действительности, формирование мышления и речи: продолжать формировать целостный образ предметов, собирать игрушки и предметы из нескольких частей, предметные и сюжетные картинки из 4-6 частей с разными вариантами разреза, определять какой детали не хватает в предмете; совершенствовать восприятие основных цветов и закрепить в активной речи слова, обозначающие цвет; совершенствовать восприятие основных форм и закрепить слова, обозначающие основные формы (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал); учить сравнивать предметы по нескольким признакам – величине, форме, цвету, узнавать предметы по описанию (например, угадывать загадки - фрукты-овощи, цветы-деревья), фиксировать основной признак предмета словом; совершенствовать наглядно-образное мышление: учить решать простыезадачи; учить раскладывать последовательно сюжетные картинки (3-4), уметь рассказать, что произошло, чем завершилось действие; выявлять причинно-следственные связи и зависимости в конкретной игровой ситуации. Формирование элементов учебной деятельности: количественных и временных представлений, развитие речи и др.: совершенствовать количественные представления: продолжать соотносить количество предметов с количеством пальцев, пересчитывать предметы в пределе 5-6, сравнивать количество (больше-меньше), выделять заданное количество на слух («Стукни, хлопни столько раз, сколько покажу»); продолжать учить правильному захвату пишущего предмета, совершенствовать графические умения. Возраст - 6-7 лет Задачи обучения и воспитания продолжать учить сравнивать, группировать, устанавливать связи и отношения между предметами, планировать последующие действия; продолжать формировать целостный образ предметов, складывать предметные и сюжетные картинки из 6-8 частей с разными вариантами разреза; продолжать формировать графический образ цифры (1-10), соотносить количество и цифру, выбрать цифру, обозначающую количество сделанных хлопков, отстучать нужное количество по цифре на карточке и т.п., закрепить графику цифры в продуктивных видах деятельности; учить самостоятельно составлять простые задачи с опорой на реальные предметы, по иллюстрациям; формировать представления о звуках (гласные-согласные, звонкие-глухие, твердые-мягкие) – выделять заданный звук в слове, петь гласные звуки первого ряда (а, у, о, и, ы, э), определять на слух позицию звука в слове (начало, конец); формировать графический образ гласных букв, соотносить графемы с фонемой, т.е. букву со звуком (обводить буквы, лепить, доставать на ощупь из волшебного мешочка, находить среди других букв и т.п.); учить различать короткие – длинные слова, соотносить слова с картинкой, выкладывать полоски-слова на столе; учить отхлопывать слоги в словах, соотносить модель слога – короткую полоску, выкладывать условное обозначение слова по слогам; формировать представление о предложении как законченной мысли, учить соотносить предложение с условным обозначением в виде длинной полоски, учить моделировать предложение, подкладывать нужное количество произнесенных слов в предложении, считать слова, определять место слова в предложении; учить выполнять задания самостоятельно по составлению предложений по картинке, по реальным действиям взрослого или ребенка, своим действиям с предметами; учить слушать простые тексты литературных произведений и подбирать картинку прочитанному сюжету; учитьразличать пространственные отношения между предметами и определять свое расположение в пространстве по отношению к детям группы, по словеснойинструкции (далеко, близко, рядом, высоко, низко, посередине и т.п.); активизировать действия с пишущим предметом: фломастером, карандашом, ручкой), выполнять графические действия по образцу и словесной инструкции на различных поверхностях – мольберт, альбомный и тетрадный листы (проводить простые линии-дорожки, дорисовывать предметные изображения, геометрические формы, копировать геометрические бордюры по образцу, затем элементы букв и цифры и т.п.); совершенствовать пространственную ориентировку на различных поверхностях (доска, мольберт, альбомный лист, тетрадный лист в крупную клетку и линейку); совершенствовать временные представления - определять по иллюстрациям времена года, называть их признаки (зима, весна, лето, осень), уметь отобразить признаки в продуктивных видах деятельности (рисовании, лепке, аппликации), учить различать зимние, летние, осенние, весенние месяцы, ориентироваться в календаре природы; закреплять представления о времени суток, выкладывать последовательно действия детей по картинкам (что делает мальчик утром, днем, вечером); по фотографиям из личного опыта ребенка (показывать, что делает утром, днем, вечером); формировать представления о времени по часам, учить ровное время на часах (6, 9, 12, 3, 4, 5), соотносить время с реальными действиями ребенка по распорядку дня, проговаривать в речи, выставлять на пособиях - детских часах заданное время, составить личный распорядок дня; продолжать формировать слуховое внимание, представления о звуках окружающей действительности (различать звуки природных явлений, бытовые шумы, звучание музыкальных инструментов, звуки животных и речь человека). 1.3. Содержание программы: Пояснительная записка к учебному плану МКОУ «ЦДК» ДОП социально-педагогической направленности по познавательному развитию детей дошкольного возраста на 2024/25 учебный год I 1.3.1. Учебный план муниципального казённого образовательного учреждения для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи Центр диагностики и консультирования Емельяновского района Красноярского края (далее Учебный план МКОУ «ЦДК») является локальным нормативным актом МКОУ «ЦДК», устанавливающим перечень образовательных областей и объём учебного времени, отводимого на проведение непосредственно образовательной деятельности, определяющим формы реализации и содержание дополнительных развивающих программ на 2024-2025 учебный год. 1.3.2. Учебный план является составной частью дополнительной образовательной программы социально – педагогической направленности по познавательному развитию детей дошкольного возраста МКОУ «ЦДК». 1.3.3. Учебный план разработан в соответствии с: Федеральным законом от 29.12.2012г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (ред. от 21.07.2014г.) Приказом Минобрнауки России от 09.11.2018 №196 Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам. Санитарно-эпидемиологическими требованиями к учреждениям дополнительного образования детей СанПиН 2.4.4.3172-14; локальными актами МКОУ «ЦДК». 1.3.4. Учебный план МКОУ «ЦДК» соответствует Уставу МКОУ «ЦДК» и гарантирует ребенку получение комплекса дополнительных образовательных услуг. 1.3.5. Учебный план устанавливает перечень курсов социально-педагогической направленности, срок реализации, количество часов по программе по возрастам, общее количество часов в неделю, количество часов в полугодиях, в год, формы текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации. Образовательный процесс регламентируется годовым планом работы МКОУ «ЦДК», расписанием занятий. 1.3.6. Учебный план обеспечивает развитие личности детей раннего и дошкольного возраста в различных видах общения и деятельности с учетом их возрастных, индивидуальных психологических и физиологических особенностей. 1.3.7. Объем нагрузки определен в соответствии Санитарно-эпидемиологическими требованиями к учреждениям дополнительного образования детей СанПиН 2.4.4.3172-14; Продолжительность занятий: Возраст детей 4-5 лет Продолжительность занятий Не более 20 минут 5-6 лет 6-7 лет Не более 25 минут Не более 30 минут 1.3.8. В середине занятия проводятся физкультурные минутки. 1.3.9. Учебный план предусматривает работу в режиме 5-дневной рабочей недели (кроме субботы и воскресенья), с 8.00 часов до 17.00 часов 1.3.10. Обучение ведётся на русском языке, по очной форме обучения. 1.3.11Начало и окончание учебного года, продолжительность обучения, сроки проведения текущего контроля успеваемости и сроки промежуточной аттестации устанавливается в соответствии с годовым календарным учебным графиком МКОУ «ЦДК». В соответствии с годовым календарным учебным графиком МКОУ «ЦДК» продолжительность учебного года составляет 36 недель, включая промежуточную аттестацию и текущий контроль. Начало учебного года – 02.09.2024 года; окончание учебного года – 30.05.2025 года. Продолжительность учебного года – 36 недель. Диагностическое обследование 02.09.2024 – 13.09.2024, 2-е полугодие - 09.01.25 – 22.01.25. Начало занятий по годовым программам и программам на первое полугодие с 16.09. 2024. Начало занятий по программам второго полугодия с 23.01.2025. Продолжительность обучения: по программам первого полугодия – 17 недель, по программам второго полугодия - 19 недель. Окончание занятий по программам первого полугодия – 27.12.24, по программам второго полугодия - 27.05.25 Текущий контроль с целью оценки качества усвоения содержания компонентов части программы проводится в сроки с 11-15 ноября 2024 года, 10 -14 марта 2025 года Промежуточная аттестация реализации программ (оценка индивидуального развития обучающихся) с целью оценки качества освоения обучающимися содержания всего объёма программы проводится 16-20 декабря 2024 года, и с 1216 мая 2025 года. 1.3.12.Форма занятий – индивидуальная и групповая. Комплектование учебных групп и детей на индивидуальные занятия осуществляется в августе, сентябре. Срок пребывания обучающихся в группах соответствует продолжительности рабочих программ. Количество детей в группах 8-10 человек в зависимости от цели и задач дополнительной образовательной программы и имеющихся условий, соответствующих требованиям к помещениям для организации основных видов деятельности. 1.3.13.Зачисление обучающихся производится приказом директора МКОУ «ЦДК». 1.3.14.Форма промежуточной аттестации обучающихся: в форме – психологопедагогической диагностики, с применением методов, установленных учебными планами: наблюдение; беседа; анализ продуктов деятельности; мониторинг. Срок реализации ДОП количество занятий Количество занятий в неделю год Всего занятий в полугодии Образовательная область Учебный план МКОУ «ЦДК» к ДОП социально-педагогической направленности по познавательному развитию детей дошкольного возраста на 2024/25 учебный год № Название курса Форма Количество Форма/методы Форма/методы п/п занятия занятий в неделю текущего промежуточной по возрастам контроля аттестации успеваемости 4 5 6 года лет лет «Развитие групповое познавательной сферы детей 6 лет» * * 2 34 2/34 2/68 Развитие индивидуальное познавательной сферы ребенка 4 лет 2 * * 34 2/34 2/68 Развитие индивидуальное познавательной сферы ребенка 4 лет 2 * * 34 2/34 2/68 психологопедагогическая диагностика/ наблюдение; беседа; анализ продуктов деятельности; мониторинг. психологопедагогическая диагностика/ наблюдение; беседа; анализ продуктов деятельности; мониторинг. психологопедагогическая диагностика/ наблюдение; беседа; анализ продуктов деятельности; мониторинг. психологопедагогическая диагностика/ наблюдение; беседа; анализ продуктов деятельности; мониторинг. психологопедагогическая диагностика/ наблюдение; беседа; анализ продуктов деятельности; мониторинг. психологопедагогическая диагностика/ наблюдение; беседа; анализ продуктов деятельности; мониторинг. 1.4. Планируемые результаты Возраст - 4-5 лет. Ориентиры развития к концу пятого года жизни Дети могут научиться: группировать предметы по одному-двум внешним признакам (размер, форма, цвет); строить из объемных деталей конструктора по показу и образцу, обозначать ведущий признак предмета словом; пересчитывать предметы, называть итоговое число (в пределах 5-и); соотносить количество пальцев на руке, подбирать цифру, с заданным количеством предметов (1-5); осуществлять простые графические действия с пишущим предметом (проводить различные линии по образцу, штриховать контуры предметов и т.п.); проводить графические линии по слуховому сигналу, сопровождать графическое действие произнесением звуков (звукоподражание); воспроизводить предметно-игровые действия по сюжету знакомой сказки; различать времена года по характерным признакам (зима-лето), подбирать к ним иллюстрации, воспроизводить признаки в рисунке; обозначать словом вкусовые ощущения, называть свои предпочтения при выборе пищи и т.п. Возраст - 5-6 лет. Ориентиры развития к концу шестого года жизни Дети могут научиться: группировать предметы по величине, форме, цвету, назначению, обозначать ведущий признак в группировке словом; складывать разрезные картинки (предметные и сюжетные) из 4-6 частей; пересчитывать предметы, определять итоговое число, соотносить количество предметов с пальцами на руке, с изображением на картинке; сравнивать множества предметов (больше-меньше, больше-меньше на…), раскладывать поровну. Возраст - 6-7 лет. Ориентиры развития к концу седьмого года жизни. Дети могут научиться: группировать предметы по заданным признакам (внешнему признаку, назначению, материалу и т.п.); выделять заданное количество на слух, называть итоговое число, показать соответствующую цифру; изобразить графически знакомую цифру; составить простую задачу в пределе 1-7 с опорой на счетный материал, иллюстрацию; ориентироваться на альбомных и тетрадных листах; различать слова, слоги, слова – короткие –длинные, отхлопывать заданное количество слов в словах, выкладывать условные обозначения в соответствии с заданными образцами; 2. различать звуки речи и бытовые шумы, звуки речи: гласные-согласные звуки, звонкие-глухие; определять позицию звука в слове (начало-середина-конец); различать простые предложения, составлять предложения по картинке, по своим действиям, составлять схему предложения; определять последовательность и количество слов в предложении; подбирать картинку к прочитанному литературному тексту, сказки; раскладывать последовательно серию сюжетных картинок, рассказать по картинкам последовательно действия героев по сюжету; определять в реальности и по иллюстрациям времена года, назвать основные признаки времени (действия людей, изменения в природе и в жизни диких животных); отображать изобразительными средствами признаки конкретного времени года (в лепке, рисунке, аппликации); определять время суток, в речи озвучить свои действия и действия сверстников в соответствии со временем суток (режим дня); ориентироваться на циферблате часов, знать части часов (стрелки, цифры, назначение), определить ровное время по часам (9,12, 3, 6). Комплекс организационно-педагогических условий: 3. 4. Муниципальное казенное образовательное учреждение для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи 6. «Центр диагностики и консультирования» 7. 663020 пгт. Емельяново, ул. Декабристов, 15 п.1 8. E-mail: cdk_emel@mail 9. Рассмотрен на заседании Утверждаю педагогического совета МКОУ «ЦДК» директор МКОУ «ЦДК» Протокол №____ от ____ .____ .2024г С.В. Лосяков 5. Приказ от . .2024г. № ____ 10. Годовой календарный учебный график МКОУ «ЦДК» 2024-2025 учебный год 11. № Этапы образовательного процесса Сроки п/п 1 Начало учебного года 02.09.2024г. 2 Окончание учебного года 30.05.2025г. 3 Продолжительность учебного года 36 недель 4 Диагностическое обследование программы программы 1 – го полугодия 2 – го полугодия 02.09.2024 – 09.01.25 – 13.09.2024 22.01.25 5 Начало занятий 16.09.2024 23.01.2025 6 Окончание занятий 27.12.2024 27.05.2025 7 Психолого-педагогическая и логопедическая диагностика будущих 28-30.05.2025 первоклассников «Скоро в школу» Текущий контроль успеваемости 11-15 ноября 10-14 марта 2024 года 2025 года 9 Промежуточная аттестация 16-20 декабря 12-16 мая 2025 года 2024 года 10 Праздничные и выходные дни 04.11.24, 30.12.2024, 31.12.2024, 01.01.25 – 08.01.25, 01.05.25, 02.05.25, 08.05.25, 09.05.25. 11 Перенос праздничных и выходных 04.11.2024 на 02.11.2024 по расписанию понедельника дней 01.05.2025 на 22.05.2025 по расписанию четверга 02.05.2025 на 23.05.2025 по расписанию пятницы 08.05.2025 на 26.05.2025 по расписанию четверга 09.05.2025 на 27.05.2025 по расписанию пятницы 12 Режим работы учреждения 08.00 – 17.00. Обед - 12.00 – 13.00 Пятидневная рабочая неделя (понедельник - пятница) Суббота, воскресенье – выходной 13 Количество коррекционно-развивающих, компенсирующих занятий с обучающимися, логопедическая помощь обучающимся - за 1-ое полугодие – 34 занятия (17 недель x 2 занятия в неделю) Количество коррекционно-развивающих, компенсирующих занятий с обучающимися, логопедическая помощь обучающимся - за 2-ое полугодие – 38 занятий (19 недель x 2 занятия в неделю) 14 Организация работы в летний период 02.06.2025 - 29.08.2025 согласно плану работы 2.2. Условия реализации программы - В учреждении имеется специализированные и рабочие кабинеты для педагогической работы, оборудованных в соответствии с требованиями, предъявляемыми к кабинетам специалистов. Все кабинеты оборудованы в соответствии с требованиями охраны труда и правил техники безопасности. Кабинеты имеют соответствующее методическое и дидактическое обеспечение, оснащены специализированным оборудованием и инвентарем.Специалистами разрабатываются программы по развитию детей раннего и дошкольного возраста. Необходимым условием реализации программы является создание информационной образовательной среды. Для реализации данной цели в центре создана система доступа специалистов Центра, родителей (законных представителей), педагогов к сетевым источникам информации, к информационно-методическим фондам: методические пособия и рекомендации по всем направлениям и видам деятельности, наглядные пособия, мультимедийные, аудио- и видеоматериалы. Разработан и функционирует сайт центра, на котором размещается информация о структуре и направлениях работы центра, видах психолого-педагогической помощи, которую могут получить дети и родители в рамках работы Центра. Адрес сайта http://emruo.24kras.ru/CDK/ 8 2.3. Формы аттестации – освоение адаптированных дополнительных общеразвивающих программ сопровождается проведением текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся, осуществляется в форме – психологопедагогической диагностики, с применением методов, установленных учебными планами: наблюдение; беседа; анализ продуктов деятельности; мониторинг. Текущий контроль –это оценка качества усвоения содержания компонентов какой-либо части (темы) конкретного учебного предмета, курса (модуля), в процесс ее изучения обучающимися по результатам проверок. Проводится педагогом данной учебной дисциплины, курса, модуля. Промежуточная аттестация - процедура, проводимая с целью оценки качества освоения обучающимися содержания всего объема одной дисциплины, курса, модуля, после завершения его изучения. Проводится педагогом данной учебной дисциплины, курса, модуля. Целью текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации является изучение достижения обучающимися планируемых итоговых результатов освоения программ на основе возможных достижений обучающихся. Задачи: определение динамики уровня обученности в определенной образовательной области; выявление пробелов в изученных темах и составление планов их коррекции; использование полученных показателей для проектирования и реализации образовательных маршрутов обучающихся. Текущий контроль успеваемости и промежуточнаяаттестация предусматривает сбор, обработку и анализ информации о результатах освоения образовательных программ 2 раза в год, (текущий контроль успеваемости 1 раз в год), промежуточная аттестация 1 раз в год) организуется и проводится специалистами Центра, непосредственно отвечающие за реализацию образовательных программ в соответствии с годовым календарным учебным графиком. Используемые методы не должны приводить к переутомлению обучающихся и не должны нарушать ход образовательного процесса. Материалы текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации дают объективную оценку усвоения обучающимися материала программы (программного материала) и отражаются в таблицах Приложение №1, 2. Максимальный уровень обученности воспитанников, освоения ими учебного плана программы оценивается согласно таблице: Мониторинг текущего контроля успеваемости (критерии). Результат освоения программы Владеет (+) Частично освоена (*) Не владеет (-) Уровень освоения программы Высокий уровень Средний уровень Низкий уровень Мониторинг промежуточной аттестации (критерии). Результат освоения программы Программа освоена (+) Частично освоена (*) Не освоена (-) Уровень освоения программы Высокий – полностью освоил программный курс. Средний - не полностью освоил программный курс Низкий - не освоил программный курс. Уровень обученности обучающегося (результат промежуточной аттестации): Результат освоения программы Уровень освоения программы Количество обучающихся Процент освоения программы Программа освоена Высокий – полностью освоил программный курс Программа частично Средний - не полностью освоил освоена программный курс Программа не освоена Низкий - не освоил программный курс Всего обучающихся 2.4. Методические материалы–для реализации программы специалисты в работе с детьми применяют: Современные образовательныетехнологии: разноуровневое обучение; технология использования в обучающих игр; обучении игровых методов: ролевых, обучение в сотрудничестве (командная, групповая работа); информационно-коммуникационные технологии; здоровьесберегающие технологии. Методическая литература, лекционные материалы. Диагностические методики обследования детей раннего и дошкольного возраста. Дидактический материал (виды дидактических материалов). Для обеспечения наглядности и доступности изучаемого материала педагогив работе с детьми на занятиях использует наглядные пособия следующих видов: естественный и натуральный (гербарии, образцы материалов, живые объекты, игрушки животных, людей, машины т.п.); объемный (действующие модели машин, механизмов, макеты и муляжи растений и их плодов, образцы изделий); схематический или символический (оформленные стенды таблицы, рисунки, развертки, шаблоны и т.п.); картинный и картинно-динамический (картины, иллюстрации, слайды, фотоматериалы и др.); звуковой (аудиозаписи); дидактические пособия (карточки, рабочие тетради, раздаточный материал, вопросы и задания для устного или письменного опроса, практические задания, упражнения и др.); игрушки. 2.5. Рабочие программы (модули) курсов, дисциплин, которые входят в состав программы (для модульных, интегрированных, комплексных и т.п. программ) (п. 9 ст. 2, п. 5 ст. 47 ФЗ N 273). Содержание дополнительной образовательной программы раскрывается (без указания часов) в именительном падеже через краткое описание разделов и тем внутри разделов, например: При включении в дополнительную образовательную программу экскурсий, игровых занятий, досуговых и массовых мероприятий в содержании указываются тема и место проведения каждой экскурсии, игры, мероприятия и др. Программы по познавательному развитию детей дошкольного возраста: 1. «Развитие познавательной сферы ребенка 4 лет» 2. «Развитие познавательной сферы ребенка 5 лет» 3. «Развитие познавательной сферы ребенка 6 лет» 4. «Развитие познавательной сферы детей 6 лет» 5. «Развитие познавательной сферы детей 5 лет» 3. Список литературы 1. Болотова А.Н., Макарова И.В. Прикладная психология. Учебник для вузов. - М.; Аспект Пресс, 2001. 2. Бородич А.А. Стребелева Е.А. Дошкольная олигофренопедагогика.- М., 1998 3. Борисенко М. Г., Камышникова О. Е., Кирьянова Т. Ф., Рачковская Н. Н. Руководство для психологов и других специалистов, работающих с детьми раннего дошкольного возраста. Санкт-Петербург, «Паритет» 2002. 4. Волков Б.Е., Волкова Н.Е. Детская психология в вопросах и ответах. М., 2001.. 5. Венгер Л.А., Мухина В.С. Психология. Москва « Просвещение» 1988. 6. Власова Т.А. Певзнер М, С. О детях с отклонениями в развитии. - М., 1973. 7. Выготский Л.С. Вопросы детской психологии. Санкт-Петербург. 1997. 8. Выготский Л.С. Мышление и речь. - М ., 1982. 9. Гарбер Е. Ребенок от рождения до школы. М., 2001. 10. Дошкольная педагогика /под ред. В, И, Логиновой, П.Г. Саморуковой. М., 1988. 11. Детская практическая психология: Учебник/ под ред. проф. Т.Д. Марцинковской. М.; Гардарики, 2005. 12. Дошкольная педагогика. Под ред. Логиновой В.И., Саморуковой П.Г. М.,1988 13. Детство: Программа развития и воспитания детей в детском саду. /под ред. В.И. Логиновой, Т.И. Бабаевой и др. - СПБ: «Детство-Пресс», 14. ЕлагинаМ.Г. Новые исследования в психологии. - М., - 1989. 15. Лебединский В.В. ''Нарушения психического развития у детей'' М, 1984 г. 16. Жинкин Н.И. Речь как проводник информации. - М ., 1982. 17. Забрамная С.Д. Наглядный материал для психолого-педагогического обследования детей в медико-педагогических комиссиях. - М., 1985. 18. Леонтьев А.Н. Деятельность, сознание, личность. - Н.,1975. С.7 19. Леонтьев А.А. Психолингвистические единицы и порождение речевого порождение речевого высказывания. М.. 1969. Приложение №1 Муниципальное казенное образовательное учреждение для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи «Центр диагностики и консультирования» Мониторинг текущего контроля успеваемости 2021-2022 учебный год. ФИО специалиста: Должность специалиста: Возраст обучающегося (обучающихся): Название программы: Дата заполнения: Оцениваемые параметры Уровень освоения программы: ФИ обучающегося (обучающихся) Иванов Петров К. Ж. Результат освоения программы + + + + + + + Высокий Низкий уровень уровень Примечание фиксация результатов: Результат освоения программы Владеет (+) Уровень освоения программы Высокий уровень Частично владеет (×) Средний уровень Не владеет (−) Низкий уровень ФИО специалиста _____________________ Приложение №2 Муниципальное казенное образовательное учреждение для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи «Центр диагностики и консультирования» Мониторинг промежуточной аттестации 2021-2022 учебный год. ФИО специалиста: Должность специалиста: Возраст ребенка (детей): Название программы: Дата заполнения: Оцениваемые параметры Уровень освоения программы: ФИ обучающегося (обучающихся) Иванов Петров К. Ж. Результат освоения программы + + + + + + + Высокий Низкий уровень уровень Примечание фиксация результатов: Результат освоения программы Программа освоена (+) Частично освоена (×) Не освоена (−) Уровень освоения программы Высокий – полностью освоил программный курс Средний – не полностью освоил программный курс Низкий – не освоил программный курс Уровень обученности обучающегося (результат промежуточной аттестации): Результат освоения программы Уровень освоения программы Программа освоена Высокий – полностью освоил программный курс Программа частично Средний - не полностью освоил освоена программный курс Программа не Низкий не освоил освоена программный курс Всего обучающихся ФИО специалиста _____________________ Количество обучающихся Процент освоения программы