Муниципальное казенное образовательное учреждение для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи «Центр диагностики и консультирования» Рассмотрена на заседании педагогического совета МКОУ «ЦДК» Протокол №2 от 13.09.2024г. Утверждаю директор МКОУ «ЦДК» _______________ Лосяков С.В. Приказ № 17 от 14.09.2024г. ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ПО РЕЧЕВОМУ РАЗВИТИЮ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА. Разработчики: Лосяков С.В директор, руководитель методического совета Быконя Е.Д, начальник отдела ранней помощи Гафарова Ю.В. пгт. Емельяново 2024г. 1.1. Пояснительная записка (общая характеристика программы): Направленность (профиль) программы - социально-педагогическая. Актуальность программы – В последние годы в нашей стране наблюдается рост рождаемости. Однако, родители, после появления малыша вскоре сталкиваются с проблемами речевого развития детей. Раннее детство – особый период становления органов и систем организма и, прежде всего, функций мозга. Доказано, что функции коры головного мозга не только фиксированы наследственно, они развиваются в результате взаимодействия организма с окружающей средой. Особенно интенсивно это происходит в первые три года жизни. В данный период наблюдается максимальный темп формирования предпосылок, обусловливающих все дальнейшее развитие организма, речевого развития, поэтому важно своевременно закладывать основы для полноценного речевого развития и здоровья ребенка. Чем раньше начинается оказание психолого-педагогической коррекционной помощи детям, тем больше вероятность компенсации речевых нарушений, получение детьми образования совместно со сверстниками, с минимальным психолого-педагогическим сопровождением, и тем ниже порог инвалидизации общества в целом. Также в первые три года жизни закладываются наиболее важные и фундаментальные человеческие способности – познавательная активность, любознательность, уверенность в себе и доверие к другим людям, целенаправленность и настойчивость, воображение, творческая позиция и многие другое. Причём все эти способности не возникают сами по себе, как следствие маленького возраста ребёнка, а требуют непременного участия взрослого и соответствующих возрасту форм деятельности. Именно поэтому возникла необходимость создания данной программы, направленной на нормализацию речевого развития детей раннего возраста. Отличительные особенности программы–программа реализуется на базе МКОУ «ЦДК» Емельяновского района. Центр- это уникальное учреждение, специалисты которого проводят работу с детьми раннего и дошкольного возраста. Адресат программы – дети раннего возраста, имеющие недостатки речевого развития. Характеристика детей раннего возраста Ранний возраст охватывает период от 1 года до 3 лет. В этот период изменяется социальная ситуация развития ребенка. К началу раннего возраста ребенок, приобретая стремление к самостоятельности и независимости от взрослого, остается связанным со взрослым, ибо нуждается в его практической помощи, оценке и внимании. Это противоречие находит разрешение в новой социальной ситуации развития ребенка, которая представляет собой сотрудничество или совместную деятельность ребенка и взрослого. Изменяется и ведущая деятельность ребенка. Если младенец не выделяет еще способа действия с предметом и его назначения, то уже на втором году жизни содержанием предметного сотрудничества ребенка со взрослым становится усвоение общественно-выработанных способов употребления предметов. Взрослый не только дает ребенку в руки предмет, но вместе с предметом «передает» способ действия с ним. В таком сотрудничестве общение перестает быть ведущей деятельностью, оно становится средством овладения общественными способами употребления предметов. В раннем возрасте происходит интенсивное психическое развитие, главными компонентами которого являются: • предметная деятельность и деловое общение со взрослым; • активная речь; • произвольное поведение; • формирование потребности в общении со сверстниками; • начало символической игры; • самосознание и самостоятельность. В раннем возрасте наблюдается совершенно особое отношение ребенка к действительности, эту особенность принято называть ситуативностью. Ситуативность заключается в зависимости поведения и психики ребенка от воспринимаемой ситуации. Восприятие и чувствование еще не отделены друг от друга и представляют собой неразрывное единство, которое вызывает непосредственное действие в ситуации. Вещи имеют особую притягательную силу для ребенка. Ребенок воспринимает вещь непосредственно здесь и сейчас, не привнося в ситуацию своего замысла и знания о других вещах. Овладение речью является одним из главных событий в развитии ребёнка раннего возраста. Овладение речью происходит не сразу, а проходит ряд этапов. На первом году жизни речи ещё нет. Ребёнок понимает обращённую к нему речь, но его собственную речь заменяют другие, невербальные средства общения — эмоциональные выражения, мимика, затем жесты, позы, локомоции, вокализации. На третьем году жизни ребёнок в основном усваивает человеческий язык и начинает общаться с помощью речи. Между этими двумя периодами существует этап, когда ребёнок начинает говорить, но не на настоящем, а на своём, детском языке. Этот этап в детской психологии называют этапом «автономной детской речи». «Детский язык» отличается от взрослого и звучанием слов (фонетикой), и смысловой стороной, т.е. значением слов. Звуковой состав первых слов ребёнка резко отличается от звукового состава слов взрослых. Иногда это совершенно не похожие на слова взрослых звукосочетания, иногда — сильно искажённые слова взрослых, но сохраняющие их ритмический рисунок, или отдельные слоги. Например, «тися» вместо «часы», «ооня» вместо «ворона», «па» вместо «упал». Среди первых слов много звукоподражательных, например «ав-ав» (собака), «му-у» (корова), «ту-ту» (машина) и др. Детские слова отличаются от слов взрослых и своеобразным значением. Обозначение ребёнком предметов носит неустойчивый характер. Одним и тем же словом он называет разные предметы. Так, «кис-кис» может относиться и к кошке, и к меховой шапке, и к волосам, словом, обозначать всё мягкое и пушистое. И наоборот — одному и тому же предмету ребёнок даёт разные названия. Например, игрушечную утку он один раз может назвать так же, как игрушечную собаку, а другой раз — как чайник только на том основании, что все эти предметы жёлтого цвета. Предметы могут называться одним словом по самым различным признакам: по признаку цвета, вкуса, по звуковому сходству, по принадлежности человеку. Например, словом «папа» малыш может называть все аксессуары мужского туалета. Это свидетельствует о том, что первые обобщения ребёнка строятся не на основе существенных признаков предметов, а на случайных, ситуативных совпадениях их отдельных качеств. В своих первых обобщениях малыш руководствуется прежде всего непосредственным ощущением и своим собственным опытом. Слова ребёнка могут иметь смысл целого предложения, высказывания. И этот смысл может меняться в зависимости от ситуации. Обычно такие слова сопровождаются мимикой и жестами. Так, слово «мама» в ситуации, в которой ребёнок, произнося это слово, тянется рукой к мячику, обозначает: «Дай мне мячик», а в ситуации, когда он, ударившись, зовёт маму, за этим словом стоит жалоба: «Мне больно, пожалей меня». Общение с детьми в этот период возможно только по поводу конкретной ситуации (поэтому оно и называется ситуативным). Слово может обозначать только тот предмет, который ребёнок непосредственно воспринимает. Если предмет находится перед глазами, то сразу понятно, о чём идёт речь. Но понять значение этих слов, когда они оторваны от ситуации, невозможно. Если слова взрослых могут замещать ситуацию, то слова автономной детской речи не несут этой функции. Слова ребёнка не могут замещать отсутствующие предметы, но могут в наглядной ситуации указать на её отдельные стороны и дать им названия. Они имеют указательную функцию, функцию наименования. Своеобразие автономной детской речи отражает особенности мышления ребёнка на данном этапе развития. Мыслить с помощью слов вне наглядной ситуации ребёнок ещё не может. Речь малыша передаёт воспринимаемые впечатления, констатирует их, но не обобщает и не умозаключает. Значение слов ребёнка крайне неустойчиво — оно «скользит» по окружающим предметам, вбирая в себя всё новые. Это скорее указательные голосовые жесты, чем настоящие слова. Следующий этап развития речи ребёнка знаменуется появлением его первых настоящих слов. Долгое время принято было считать, что детская речь возникает из прямого подражания речевым звукам взрослого. Такое подражание действительно имеет место, однако оно не является главным. Умение подражать, воспринимать и воспроизводить чужие слова ещё не ведёт к появлению собственных слов ребёнка. Речепорождающая ситуация взаимодействия взрослого с ребёнком не может сводиться к прямому копированию малышом слов, а должна содержать их предметное сотрудничество. Слово — это прежде всего знак, т.е. заместитель другого предмета. Значит, за каждым словом должно стоять то, что оно обозначает, т.е. его значение. Если такого предмета нет, если мать и ребёнок до полутора лет ограничиваются проявлениями взаимной любви, первые слова могут не появиться, как бы много мать ни разговаривала с ребёнком и как бы хорошо он ни воспроизводил её слова. В том случае, если малыш постоянно играет с предметами в одиночестве, появление активных слов также задерживается: у него не возникает потребности назвать предмет, обратиться к взрослому с просьбой или выразить свои впечатления. Потребность и необходимость говорить предполагают два главных условия: потребность в общении со взрослым и потребность в предмете, который нужно назвать. Ни то ни другое в отдельности к появлению слова ещё не ведёт. И только ситуация предметного сотрудничества со взрослым (т.е. ситуативно-делового общения) создаёт у ребёнка необходимость назвать предмет и, значит, произнести своё слово, т.е. использовать слово как средство общения. Инициативное самостоятельное использование ребёнком слов служит критерием появления у него активной речи. На протяжении второго года жизни активная речь ребёнка интенсивно развивается: быстро увеличивается словарный запас; слова, обозначающие предметы, становятся более устойчивыми и однозначными. Ребёнок начинает осваивать грамматическую структуру речи. Кроме существительных в ней появляются глаголы и некоторые грамматические формы, такие, как прошедшее время, третье лицо. К концу второго года ребёнок образует предложения из нескольких слов, речь становится основным средством общения. Малыш обращается к окружающим взрослым по разным поводам: он просит, требует, указывает, называет, а в дальнейшем и сообщает. Третий год жизни характеризуется резко возрастающей речевой активностью ребёнка. Дети говорят много, сопровождая речью почти все свои действия, порой ни к кому при этом не адресуясь. Они повторяют всё, что слышат, воспроизводят сложные речевые конструкции и незнакомые слова, часто даже не понимая их смысла; «играют» словами, повторяя одно слово с разными интонациями, с удовольствием рифмуют слова. Речь становится особым объектом внимания малышей, они открывают в ней всё новые и новые стороны. На третьем году ребёнок в основном овладевает предлогами и наречиями (над, под, на, рядом), некоторыми союзами (как, потому что, а, и, когда, только и пр.). Разнообразятся и усложняются поводы его обращения посредством речи к взрослому. Малыш может выразить словами свои желания, поделиться переживаниями, ищет объяснения непонятного, просит показать, как надо что-то сделать, задаёт вопросы по поводу всего, что видит вокруг себя. Малыша пока ещё интересуют внешние свойства вещей, но этот интерес является ступенькой к следующему возрастному этапу — дошкольному, возрасту «почемучек». Характерно, что один и тот же вопрос ребёнок может задавать и по поводу известного ему предмета и его названия. Этот факт свидетельствует о том, что он ищет у взрослого не только информацию об окружающем, но и побуждает его к общению. Постепенно речь ребёнка всё более отделяется от наглядной ситуации. Малыш может развёрнуто рассказать о произошедших ранее событиях (где был, что видел, что делал, с кем играл), придумать собственную историю. Овладение речью позволяет ребёнку преодолеть ограниченность ситуативного общения и перейти от чисто практического сотрудничества с взрослыми к сотрудничеству «теоретическому» — внеситуативнопознавательному общению. К трём годам ребёнок обладает большим словарным запасом, усложняется грамматическая структура его речи. Малыш использует почти все части речи, в ней появляются падеж и время. Он начинает пользоваться предложениями из трёх, четырёх и более слов, вопросительной и восклицательной формами, употреблять и сложные придаточные предложения. Речь ребёнка быстрыми темпами приближается к речи взрослого, открывая всё большие возможности для разностороннего общения малыша с окружающими людьми, в том числе и со сверстниками. Речь ребёнка начинает выполнять всё более разнообразные функции. Первоначально речь возникает и развивается как средство общения со взрослым. Первые слова ребёнка адресованы взрослому и выражают элементарные просьбы или требования. Параллельно с развитием речи как средства общения происходит становление её регулятивной функции, обеспечивающей произвольное поведение ребёнка. Первым шагом к произвольному поведению является выполнение речевых инструкций взрослого. Ребёнок охотно выполняет просьбы и поручения взрослого. Позже речь ребёнка становится средством контроля и управления своим собственным поведением. Например, двухлетний малыш, с трудом передвигая нагружённую игрушечную машину, неоднократно повторяет: «Веди, веди, Коля». К концу раннего возраста речь начинает выполнять планирующую функцию. Например, ребёнок сообщает маме, что он собирается построить гараж для машины, или рассказывает куклам о том, что им предстоит сделать: «Сейчас сварю тебе суп, потом будем есть». Развитие регулятивной функции речи в раннем возрасте можно рассматривать как первый этап в развитии произвольности ребёнка, на котором начинается преодоление ситуативности его поведения, зависимости от наглядной ситуации. Развитие коммуникативной и регулятивной функций речи тесно связаны: отставание в развитии коммуникативной речи сопровождается недоразвитием её регулятивной функции. Общение со сверстниками В младенческом возрасте проявление интереса одного ребенка к другому продиктовано потребностью в новых впечатлениях, интересом к живому объекту. В раннем возрасте сверстник выступает в качестве партнера по взаимодействию. Развитие потребности в общении со сверстниками проходит ряд этапов: • внимание и интерес к сверстнику (второй год жизни); • стремление привлечь к себе внимание сверстника и продемонстрировать свои успехи (конец второго года жизни); • появление чувствительности к отношению сверстника и его воздействиям (третий год жизни). Общение детей друг с другом в раннем возрасте имеет форму эмоциональнопрактического воздействия, характерными особенностями которого являются непосредственность, отсутствие предметного содержания, ненормированность, зеркальное отражение действий и движений партнера. Через сверстника ребенок выделяет себя, осознает свои индивидуальные особенности. При этом решающую роль в организации взаимодействия между детьми играют взрослые. Объем программы - общее количество учебных занятий запланированных на период обучения, необходимых для освоения программы – 102-114 занятий. Форма обучения - очная. Методы обучения организации занятий: Словесные методы: устное изложение, беседа, объяснение. Наглядные методы: показ иллюстраций, показ педагогом приемов исполнения, наблюдение, работа по образцу. Практические методы: тренировочные упражнения. Тип занятия: используемые в работе диагностический, комбинированный, практический, тренировочный. Формы проведения занятий: практическое занятие, выставка, занятие-игра, игра сюжетно-ролевая, консультация, мастер-класс, наблюдение, праздник. Срок освоения программы определяется содержанием программы – 3 года. Режим занятий - занятия проводятся 2 раза в неделю, продолжительность занятий определяется от 10 до 30 минут в соответствии с санитарными нормами учитывающие возраст ребенка. Продолжительность занятий: Возраст детей 0-3 года 3-4 года Продолжительность занятий До 10 минут Не более 15 минут 1.2. Цель и задачи программы: Цель реализации Программы – обеспечение речевого развития детей раннего возраста в различных видах общения и деятельности с учетом их возрастных, индивидуальных, психологических особенностей в развитии. Задачи реализации Программы: развивать коммуникативную, сопровождающую, познавательную и регулирующую функции речи; формировать общую культуру, развивать нравственные, эстетические и личностные качества; формировать предпосылки учебной деятельности; устанавливать партнерские взаимоотношений с семьей, оказание ей психологопедагогической поддержки, повышение компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития детей; обеспечивать равные возможности для полноценного развития каждого ребёнка в период раннего детства независимо от места жительства, пола, нации, языка, социального статуса, психофизических и других особенностей (в том числе ограниченных возможностей здоровья). 1.3. Содержание программы: Пояснительная записка к учебному плану МКОУ «ЦДК» ДОП социально-педагогической направленности по речевому развитию детей раннего возраста на 2024/25 учебный год I 1.3.1. Учебный план муниципального казённого образовательного учреждения для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи Центр диагностики и консультирования Емельяновского района Красноярского края (далее Учебный план МКОУ «ЦДК») является локальным нормативным актом МКОУ «ЦДК», устанавливающим перечень образовательных областей и объём учебного времени, отводимого на проведение непосредственно образовательной деятельности, определяющим формы реализации и содержание дополнительных развивающих программ на 2024-2025 учебный год. 1.3.2. Учебный план является составной частью дополнительной образовательной программы социально – педагогической направленности по речевому развитию детей раннего возраста МКОУ «ЦДК». 1.3.3. Учебный план разработан в соответствии с: Федеральным законом от 29.12.2012г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (ред. от 21.07.2014г.) Приказом Минобрнауки России от 09.11.2018 №196 Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам. Санитарно-эпидемиологическими требованиями к учреждениям дополнительного образования детей СанПиН 2.4.4.3172-14; локальными актами МКОУ «ЦДК». 1.3.4. Учебный план МКОУ «ЦДК» соответствует Уставу МКОУ «ЦДК» и гарантирует ребенку получение комплекса дополнительных образовательных услуг. 1.3.5. Учебный план устанавливает перечень курсов социально-педагогической направленности, срок реализации, количество часов по программе по возрастам, общее количество часов в неделю, количество часов в полугодиях, в год, формы текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации. Образовательный процесс регламентируется годовым планом работы МКОУ «ЦДК», расписанием занятий. 1.3.6. Учебный план обеспечивает развитие личности детей раннего и дошкольного возраста в различных видах общения и деятельности с учетом их возрастных, индивидуальных психологических и физиологических особенностей. 1.3.7. Объем нагрузки определен в соответствии Санитарно-эпидемиологическими требованиями к учреждениям дополнительного образования детей СанПиН 2.4.4.317214; Продолжительность занятий: Возраст детей Продолжительность занятий 0-3 года До 10 минут 3-4 года Не более 15 минут 1.3.8. В середине занятия проводятся физкультурные минутки. 1.3.9. Учебный план предусматривает работу в режиме 5-дневной рабочей недели (кроме субботы и воскресенья), с 8.00 часов до 17.00 часов 1.3.10. Обучение ведётся на русском языке, по очной форме обучения. 1.3.11. Начало и окончание учебного года, продолжительность обучения, сроки проведения текущего контроля успеваемости и сроки промежуточной аттестации устанавливается в соответствии с годовым календарным учебным графиком МКОУ «ЦДК». В соответствии с годовым календарным учебным графиком МКОУ «ЦДК» продолжительность учебного года составляет 36 недель, включая промежуточную аттестацию и текущий контроль. Начало учебного года – 02.09.2024 года; окончание учебного года – 30.05.2025 года. Продолжительность учебного года – 36 недель. Диагностическое обследование 02.09.2024 – 13.09.2024, 2-е полугодие - 09.01.25 – 22.01.25. Начало занятий по годовым программам и программам на первое полугодие с 16.09. 2024. Начало занятий по программам второго полугодия с 23.01.2025. Продолжительность обучения: по программам первого полугодия – 17 недель, по программам второго полугодия - 19 недель. Окончание занятий по программам первого полугодия – 27.12.24, по программам второго полугодия - 27.05.25 Текущий контроль с целью оценки качества усвоения содержания компонентов части программы проводится в сроки с 11-15 ноября 2024 года, 10 -14 марта 2025 года Промежуточная аттестация реализации программ (оценка индивидуального развития обучающихся) с целью оценки качества освоения обучающимися содержания всего объёма программы проводится 16-20 декабря 2024 года, и с 12-16 мая 2025 года. 1.3.12. Форма занятий – индивидуальная и групповая. Комплектование учебных групп и детей на индивидуальные занятия осуществляется в августе, сентябре. Срок пребывания обучающихся в группах соответствует продолжительности рабочих программ. Количество детей в группах 8-10 человек в зависимости от цели и задач дополнительной образовательной программы и имеющихся условий, соответствующих требованиям к помещениям для организации основных видов деятельности. 1.3.13. Зачисление обучающихся производится приказом директора МКОУ «ЦДК». 1.3.14. Форма промежуточной аттестации обучающихся: в форме – психолого-педагогической диагностики, с применением методов, установленных учебными планами: наблюдение; беседа; анализ продуктов деятельности; мониторинг. Учебный план для ДОП по речевому развитию детей раннего возраста 2024/25 учебный год Развитие речи детей групповое 3 лет * * 2 34 2/34 3/102 Развитие речи индивидуальное ребёнка 2 лет с ЗРР * 2 * 34 2/34 3/102 Коррекция ОНР 2 уровня у ребёнка 3 лет * * 2 34 2/34 3/102 индивидуальное Срок реализации ДОП количество занятий Речевое развитие Количество занятий в неделю по возрастам 1 2 3 год года года Количество занятий в неделю год I. Форма занятия Всего занятий в полугодии № Образовательная Название курса п/п область Форма/методы текущего контроля успеваемости Форма/методы промежуточной аттестации психологопедагогическая диагностика/ наблюдение; беседа; анализ продуктов деятельности; мониторинг. психологопедагогическая диагностика/ наблюдение; беседа; анализ продуктов деятельности; мониторинг. психологопедагогическая диагностика/ наблюдение; беседа; анализ продуктов деятельности; мониторинг. психологопедагогическая диагностика/ наблюдение; беседа; анализ продуктов деятельности; мониторинг. психологопедагогическая диагностика/ наблюдение; беседа; анализ продуктов деятельности; мониторинг. психологопедагогическая диагностика/ наблюдение; беседа; анализ продуктов деятельности; мониторинг. 1.4. Планируемые результаты Целевые ориентиры речевого развития детей раннего возраста (1 – 3 лет. В раннем возрасте интенсивно развивается речь. Освоение речи является одним из основных достижений детей второго-третьего года жизни. Она становится важнейшим средством передачи детям общественного опыта. Если к возрасту 1 года ребенок имеет в словаре 10–20 лепетных слов, то к 3-м годам его словарь насчитывает более 400 слов. На протяжении раннего возраста речь приобретает все большее значение для всего психического развития. Возникновение речи тесно связано с деятельностью общения, она появляется для целей общения и развивается в его контексте. Потребность в общении формируется при активном воздействии взрослого на ребенка. Смена форм общения также происходит при инициативном воздействии взрослого на ребенка. Он понимает и действует в соответствии со сложной речевой инструкцией, усваивает новую информацию через вербальные средства. Овладение фразовой речью с лексико-грамматическими нормами языка позволяет ребенку выражать свои потребности и желания, соблюдать социальные нормы (обращаться с просьбой, прощаться, приветствовать и др.). В речевых высказываниях «читается» его эмоциональное состояние, он может выразить свое отношение к эмоциональному состоянию других, словесно оценить свое поведение. Целевые ориентиры речевого развития детей 3 - 4 лет. Ребенок понимает и выполняет различные словесные инструкции, связанные с практическим опытом. На этом этапе развития речь еще не может служить ему надежной опорой для передачи новых знаний, поэтому лишь появляется возможность усвоения знаний на основе объяснений, но не изолированно, а только с опорой на четкие наглядные представления. К 4 годам ребенок способен поддерживать и участвовать в элементарном диалоге, отвечать на вопросы после прочтения небольших текстов (сказки, рассказа), используя слова или простые предложения для передачи смысла содержания прослушанного текста; может по просьбе взрослого рассказать небольшой стишок или потешку. 2. Комплекс организационно-педагогических условий: Муниципальное казенное образовательное учреждение для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи «Центр диагностики и консультирования» 663020 пгт. Емельяново, ул. Декабристов, 15 п.1 E-mail: cdk_emel@mail Рассмотрен на заседании педагогического совета МКОУ «ЦДК» Протокол №____ от ____ .____ .2024г Утверждаю директор МКОУ «ЦДК» С.В. Лосяков Приказ от . .2024г. № ____ Годовой календарный учебный график МКОУ «ЦДК» 2024-2025 учебный год № Этапы образовательного п/п процесса 1 Начало учебного года 2 Окончание учебного года 3 Продолжительность учебного года Сроки 02.09.2024г. 30.05.2025г. 36 недель 4 Диагностическое обследование 5 6 7 Начало занятий Окончание занятий Психолого-педагогическая и логопедическая диагностика будущих первоклассников «Скоро в школу» Текущий контроль успеваемости 8 9 10 11 12 13 14 программы 1 – го полугодия 02.09.2024 – 13.09.2024 16.09.2024 27.12.2024 программы 2 – го полугодия 09.01.25 – 22.01.25 23.01.2025 27.05.2025 28-30.05.2025 11-15 ноября 10-14 марта 2024 года 2025 года Промежуточная аттестация 16-20 декабря 12-16 мая 2025 года 2024 года Праздничные и выходные дни 04.11.24, 30.12.2024, 31.12.2024, 01.01.25 – 08.01.25, 01.05.25, 02.05.25, 08.05.25, 09.05.25. Перенос праздничных и 04.11.2024 на 02.11.2024 по расписанию выходных дней понедельника 01.05.2025 на 22.05.2025 по расписанию четверга 02.05.2025 на 23.05.2025 по расписанию пятницы 08.05.2025 на 26.05.2025 по расписанию четверга 09.05.2025 на 27.05.2025 по расписанию пятницы Режим работы учреждения 08.00 – 17.00. Обед - 12.00 – 13.00 Пятидневная рабочая неделя (понедельник - пятница) Суббота, воскресенье – выходной Количество коррекционно-развивающих, компенсирующих занятий с обучающимися, логопедическая помощь обучающимся - за 1-ое полугодие – 34 занятия (17 недель x 2 занятия в неделю) Количество коррекционно-развивающих, компенсирующих занятий с обучающимися, логопедическая помощь обучающимся - за 2-ое полугодие – 38 занятий (19 недель x 2 занятия в неделю) Организация работы в летний 02.06.2025 - 29.08.2025 согласно плану работы период 2.2. Условия реализации программы - В учреждении имеется специализированные и рабочие кабинеты для педагогической работы, оборудованных в соответствии с требованиями, предъявляемыми к кабинетам специалистов. Все кабинеты оборудованы в соответствии с требованиями охраны труда и правил техники безопасности. Кабинеты имеют соответствующее методическое и дидактическое обеспечение, оснащены специализированным оборудованием и инвентарем. Специалистами разрабатываются программы по развитию детей раннего возраста. Необходимым условием реализации программы является создание информационной образовательной среды. Для реализации данной цели в центре создана система доступа специалистов Центра, родителей (законных представителей), педагогов к сетевым источникам информации, к информационно-методическим фондам: методические пособия и рекомендации по всем направлениям и видам деятельности, наглядные пособия, мультимедийные, аудио- и видеоматериалы. Разработан и функционирует сайт центра, на котором размещается информация о структуре и направлениях работы центра, видах психолого-педагогической помощи, которую могут получить дети и родители в рамках работы Центра. Адрес сайта: http://cdk.krskschool.ru 2.3. Формы аттестации – освоение адаптированных дополнительных общеразвивающих программ сопровождается проведением текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся, осуществляется в форме – психологопедагогической диагностики, с применением методов, установленных учебными планами: наблюдение; беседа; анализ продуктов деятельности; мониторинг. Текущий контроль –это оценка качества усвоения содержания компонентов какой-либо части (темы) конкретного учебного предмета, курса (модуля), в процесс ее изучения обучающимися по результатам проверок. Проводится педагогом данной учебной дисциплины, курса, модуля. Промежуточная аттестация - процедура, проводимая с целью оценки качества освоения обучающимися содержания всего объема одной дисциплины, курса, модуля, после завершения его изучения. Проводится педагогом данной учебной дисциплины, курса, модуля. Целью текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации является изучение достижения обучающимися планируемых итоговых результатов освоения программ на основе возможных достижений обучающихся. Задачи: определение динамики уровня обученности в определенной образовательной области; выявление пробелов в изученных темах и составление планов их коррекции; использование полученных показателей для проектирования и реализации образовательных маршрутов обучающихся. Текущий контроль успеваемости и промежуточная аттестация предусматривает сбор, обработку и анализ информации о результатах освоения образовательных программ 2 раза в год, (текущий контроль успеваемости 1 раз в год), промежуточная аттестация 1 раз в год) организуется и проводится специалистами Центра, непосредственно отвечающие за реализацию образовательных программ в соответствии с годовым календарным учебным графиком. Используемые методы не должны приводить к переутомлению обучающихся и не должны нарушать ход образовательного процесса. Материалы текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации дают объективную оценку усвоения обучающимися материала программы (программного материала) и отражаются в таблицах Приложение №1, 2. Максимальный уровень обученности воспитанников, освоения ими учебного плана программы оценивается согласно таблице: Мониторинг текущего контроля успеваемости (критерии). Результат освоения программы Владеет (+) Частично освоена (*) Не владеет (-) Уровень освоения программы Высокий уровень Средний уровень Низкий уровень Мониторинг промежуточной аттестации (критерии). Результат освоения программы Уровень освоения программы Программа освоена (+) Частично освоена (*) Не освоена (-) Высокий – полностью освоил программный курс. Средний - не полностью освоил программный курс Низкий - не освоил программный курс. Уровень обученности обучающегося (результат промежуточной аттестации): Результат освоения программы Уровень освоения программы Количество обучающихся Процент освоения программы Программа освоена Высокий – полностью освоил программный курс Программа частично Средний - не полностью освоил освоена программный курс Программа не освоена Низкий - не освоил программный курс Всего обучающихся В примечании к мониторингу заданы параметры качественной оценки результатов достижений ребенка. По итогам проведенного мониторинга проводится заседание психологопедагогического консилиума Центра. По окончании учебного года, на основании таблицы Мониторинг промежуточной аттестации, определяется эффективность проведенной работы по реализации программ, сопоставление с нормативными показателями развития, вырабатываются и определяются проблемы, пути их решения и приоритетные задачи Центра для реализации в новом учебном году. Данные, полученные в результате оценки являются профессиональными материалами самого педагога и не подлежат проверке в процессе контроля и надзора. 2.4. Методические материалы–для реализации программы специалисты в работе с детьми применяют: Современные образовательныетехнологии: разноуровневое обучение; технология использования в обучении игровых методов: ролевых, обучающих игр; обучение в сотрудничестве (командная, групповая работа); информационно-коммуникационные технологии; здоровьесберегающие технологии. Методическая литература, лекционные материалы. Диагностические методики обследования детей раннего и дошкольного возраста. Дидактический материал (виды дидактических материалов). Для обеспечения наглядности и доступности изучаемого материала педагоги в работе с детьми на занятиях использует наглядные пособия следующих видов: естественный и натуральный (гербарии, образцы материалов, живые объекты, игрушки животных, людей, машины т.п.); объемный (действующие модели машин, механизмов, макеты и муляжи растений и их плодов, образцы изделий); схематический или символический (оформленные стенды таблицы, рисунки, развертки, шаблоны и т.п.); картинный и картинно-динамический (картины, иллюстрации, слайды, фотоматериалы и др.); звуковой (аудиозаписи); дидактические пособия (карточки, рабочие тетради, раздаточный материал, вопросы и задания для устного или письменного опроса, практические задания, упражнения и др.); игрушки. 2.5. Названия рабочих программ. 1. Развитие речи детей 1 года (2 занятия в неделю/34 занятия в полугодие) 2. Развитие речи детей 2 лет (2 занятия в неделю/34 занятия в полугодие) 3. Формирование речевой деятельности у ребёнка 2 лет (2 занятия в неделю/34 занятия в полугодие) 3. Список литературы 1. Аксёнова Л.И., Лисеев А.Л. и др. Программа ранней комплексной диагностики уровня развития ребёнка от рождения до 3-х лет. «Дефектология» №5, 2002, с.39-43 2. Аксарина Н.М. Воспитание детей раннего возраста. М.,1969. 3. Богомолова А.И. Нарушение звукопроизношения у детей. - М., 1979 4. Болотова А.Н., Макарова И.В. Прикладная психология. Учебник для вузов. - М.; Аспект Пресс, 2001. 5. Бородич А.А. Стребелева Е.А. Дошкольная олигофренопедагогика.- М., 1998 6. Борисенко М. Г., Камышникова О. Е., Кирьянова Т. Ф., Рачковская Н. Н. Руководство для психологов и других специалистов, работающих с детьми раннего дошкольного возраста. Санкт-Петербург, «Паритет» 2002. 7. Волков Б.Е., Волкова Н.Е. Детская психология в вопросах и ответах. М., 2001.. 8. Венгер Л.А., Мухина В.С. Психология. Москва « Просвещение» 1988. 9. Власова Т.А. Певзнер М, С. О детях с отклонениями в развитии. - М., 1973. 10. Выготский Л.С. Вопросы детской психологии. Санкт-Петербург. 1997. 11. Выготский Л.С. Мышление и речь. - М ., 1982. 12. Гарбер Е. Ребенок от рождения до школы. М., 2001. 13. Галанов А.С. Психическое и физическое развитие ребенка от одного года до трех лет. М.,2000. 14. Гальперин П.Я. Методы обучения и. умственное развитие ребенка. - М., 1967. 15. Дети с отклонениями в развитии: методическое пособие /. сост. Н, Д. Шматко. - М,, 1997. 16. Дошкольная педагогика /под ред. В, И, Логиновой, П.Г. Саморуковой. М., 1988. 17. Детская практическая психология: Учебник/ под ред. проф. Т.Д. Марцинковской. М.; Гардарики, 2005. 18. Дошкольная педагогика. Под ред. Логиновой В.И., Саморуковой П.Г. М.,1988 19. Детство: Программа развития и воспитания детей в детском саду. /под ред. В.И. Логиновой, Т.И. Бабаевой и др. - СПБ: «Детство-Пресс», 20. ЕлагинаМ.Г. Новые исследования в психологии. - М., - 1989. 21. Лебединский В.В. ''Нарушения психического развития у детей'' М, 1984 г. 22. Жинкин Н.И. Речь как проводник информации. - М ., 1982. 23. Забрамная С.Д. Наглядный материал для психолого-педагогического обследования детей в медико-педагогических комиссиях. - М., 1985. 24. Исаев Д.Н. Психическое недоразвитие у детей. - М ., 1982. 25. Катаева А.А., Стребелева Е.А. Дошкольная олигофренопедагогика. - М., 1998. 26. Крючкова Л.Л. / Развитие личности ребенка - в условиях материнской депривации,Санк. - Петер, 1997, с. 5-10. 27. Лазуренко С.Б. Содержание деятельности педагога-дефектолога в системе комплексной реабилитации детей. «Воспитание и обучение детей с нарушением развития» №1, 2002, с. 4-7. 28. Леонтьев А.Н. Деятельность, сознание, личность. - Н.,1975. С.7 29. Леонтьев А.А. Психолингвистические единицы и порождение речевого порождение речевого высказывания. - М.. 1969 Приложение №1 Муниципальное казенное образовательное учреждение для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи «Центр диагностики и консультирования» Мониторинг текущего контроля успеваемости 2021-2022 учебный год. ФИО специалиста: Должность специалиста: Возраст обучающегося (обучающихся): Название программы: Дата заполнения: Оцениваемые параметры Уровень освоения программы: ФИ обучающегося (обучающихся) Иванов Петров К. Ж. Результат освоения программы + + + + + + + Высокий Низкий уровень уровень Примечание фиксация результатов: Результат освоения программы Владеет (+) Уровень освоения программы Высокий уровень Частично владеет (×) Средний уровень Не владеет (−) Низкий уровень ФИО специалиста _____________________ Приложение №2 Муниципальное казенное образовательное учреждение для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи «Центр диагностики и консультирования» Мониторинг промежуточной аттестации 2021-2022 учебный год. ФИО специалиста: Должность специалиста: Возраст ребенка (детей): Название программы: Дата заполнения: Оцениваемые параметры Уровень освоения программы: ФИ обучающегося (обучающихся) Иванов Петров К. Ж. Результат освоения программы + + + + + + + Высокий Низкий уровень уровень Примечание фиксация результатов: Результат освоения программы Программа освоена (+) Частично освоена (×) Не освоена (−) Уровень освоения программы Высокий – полностью освоил программный курс Средний – не полностью освоил программный курс Низкий – не освоил программный курс Уровень обученности обучающегося (результат промежуточной аттестации): Результат освоения программы Программа освоена Уровень освоения программы Высокий – полностью освоил программный курс Программа частично Средний - не полностью освоил освоена программный курс Количество обучающихся Процент освоения программы Программа не Низкий не освоена программный курс Всего обучающихся ФИО специалиста _____________________ освоил