РАССМОТРЕНО на заседании педагогического совета МКОУ «ЦДК» протокол № __2__ от « 13__» сентября_ 2024г. УТВЕРЖДАЮ директор МКОУ «ЦДК» ____________ Лосяков С. В. приказ № 17 от «13» сентября 2024г. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «Коррекция лексико-грамматической стороны речи» для ребенка 4 лет с недостаточной сформированностью средств языка. Составитель: Гафарова Юлия Владимировна, учитель-логопед Высшая квалификационная категория Емельяново, 2024 Пояснительная записка. Актуальность и перспективность программы. Развитие речи имеет принципиальное значение для формирования познавательной деятельности ребенка, для становления личности и для полноценного общения с другими людьми. Нарушения речи наблюдаются при различных вариантах психического дизонтогенеза. У ребенка с задержкой психического развития, недоразвитие речи в структуре нарушений занимает особое место и особым образом влияет на психическое развитие в целом. Чаще отмечаются лексико-грамматические нарушения: ограниченный словарный запас, несформированность словообразовательных операций, недостатки синтаксической системы языка (ошибки в построении предложений) и морфологической системы (недостатки словоизменения и словообразования). Проблема речевого недоразвития, а также разработка методов диагностики и коррекции речевых нарушений у детей с задержкой психического развития является важной и актуальной для теории и практики логопедии и специальной педагогики. Различные исследования помогли уточнить категориально-терминологический аппарат в логопедии, сформулировать общие закономерности изучения нарушений речи и интеллекта, выработать систему психолого-педагогического воздействия, адекватную природе воздействия. Исследования М.Е. Хватцева, Р.Е. Левиной, Г.А. Каше, Р.И. Лалаевой и др. раскрыли психолингвистическую характеристику овладения ребенком речью, процессом порождения речевого высказывания. Были сформированы различные аспекты уровневого подхода к анализу нарушений речи и других отклонений в развитии. Основываясь на этих подходах, речь ребенка рассматривается как специфическая, иерархически организованная деятельность. Выделяются различные уровни порождения речевого высказывания: мотивационный, смысловой, языковой, сенсомоторный. При разных видах нарушений у детей отмечается несформированность одного или нескольких названных уровней. Как всякая другая деятельность, речь характеризуется мотивированностью, целенаправленностью, определенной структурой. В системе порождения речевого высказывания могут нарушаться одно, несколько или все звенья этой системы. Соответственно коррекционная работа направляется на формирование отсутствующего компонента. Недоразвитие речи отрицательно влияет на общее психическое развитие ребенка, затрудняет его общение с окружающими. Способствует появлению трудностей, а порой и стойкой неуспеваемости по русскому языку. Поэтому представляется актуальной коррекция дефектов речи у детей с задержкой психического развития, что позволит им в дальнейшем максимально адаптироваться в окружающем мире. В последние увеличилось количество обращений родителей детей, имеющих нарушения речевого развития, обусловленные задержкой психического развития. Данное недоразвитие речи принято относить к недоразвитию речи вторичного характера. Речь детей с задержкой психического развития удовлетворяет потребности повседневного общения, но им трудно грамотно выражать свои мысли, речь их отличается бессвязностью, отсутствием логики, ясности, выразительности. Речь таких детей отличается бедностью словаря и грамматических конструкций, у них недостаточно развит фонематический слух, дефектное произношение всех звуков и способность различать их на слух. Фонематическая недостаточность порождает ошибки на замену согласных, сходных по артикуляционному и акустическому признакам: б-п, в-ф, г-к, д-т, з-с, ж-ш, а также ч-щ, ц-с, ц-ч, м-н, р-л. Комплексный подход к диагностике и коррекции данного речевого нарушения может быть осуществлен на логопедических занятиях. Это и определило необходимость составления рабочей программы «Коррекция лексико-грамматической стороны речи» для ребенка 4 лет с недостаточной сформированностью средств языка. Данная рабочая программа является модификацией учебно-методического пособия «Нарушения речи и их коррекция у детей с задержкой психического развития» под редакцией Р.И. Лалаевой, Н.В. Серебряковой, СВ. Зориной. Пособие данных авторов предполагает комплексную коррекцию речевого развития у детей с ЗПР, описывает методики коррекции всех сторон речи ребенка с ЗПР. В связи с этим программа была модифицирована: сокращено количество часов, цель программы стала более узкой. Научные, методологические, нормативно-правовые и методологические основания программы. Теоретической и методологической основой программы являются: положение Л.С. Выготского о ведущей роли обучения и воспитания в психическом развитии ребенка; учение Р.В. Левиной о трех уровнях речевого развития детей и психолого-педагогическом подходе в системе специального обучения; исследования закономерностей развития детской речи в условиях ее нарушения, проведенные Т.Б. Филичевой и Г.В. Чиркиной. Рабочая программа составлена в соответствии с: 1. Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ; 2. Письмом Минобрнауки России от 10.02.2015 № ВК-268/07 «О совершенствовании деятельности центров психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи» (вместе с «Рекомендациями Министерства образования и науки РФ органам государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере образования по совершенствованию деятельности центров психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи»); 3. Федеральным Законом «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ» № 124-ФЗ от 24.07.1998г; 4. СанПин 2.4.4.3.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей»; 5. Приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 09.11.2018г. № 196 г. «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» 6. Концепцией развития дополнительного образования детей в РФ № 1726-р от 4 сентября 2014г.»; 7. Уставом Муниципального казенного образовательного учреждения, для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи «Центр диагностики и консультирования». Практическая значимость рабочей программы. Рабочая программа имеет коррекционно-развивающую направленность. Помимо совершенствования фонетико-фонематической стороны речи, активно способствует когнитивному и эмоционально-личностному развитию. При отборе содержания основывалась на следующие принципы: 1. Принцип природосообразности, который учитывает общность развития нормально развивающихся детей и детей с общим недоразвитием речи и основывается на онтогенетическом принципе, учитывая закономерности развития детской речи в норме; 2. Принцип комплексности (тесной взаимосвязи работы специалистов педагогического и медицинского профилей) способствует более высоким темпам общего и речевого развития детей; 3. Принцип построения образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка; 4. Принцип содействия и сотрудничества детей и взрослых; 5. Принцип единства диагностики и коррекции. Коррекционно-педагогический процесс для ребенка с нарушением речи организуется в соответствии с возрастными потребностями и индивидуально-типологическими особенностями развития, обусловленными несформированностью или недоразвитием психологических, физиологических механизмов речи, сниженным уровнем интеллектуального развития. Цель - совершенствование лексико-грамматического строя речи, речевой деятельности, способствующее дальнейшему совершенствованию речевых навыков. Задачи: 1. Формирование общих речевых навыков; 2. Развитие лексико-грамматических средств языка; 3. Развитие фразовой речи. Адресность программы: Программа «Коррекция лексико-грамматической стороны речи» для ребенка 4 лет с недостаточной сформированностью средств языка предназначена для ребенка, у которого присутствуют бедность словарного запаса, недостаточная сформированность фонетикофонематического и лексико-грамматического строев речи, наличие аграмматизмов, инертность в овладении ребенком новыми для него словами, задержка психического развития. Фонематический слух сформирован недостаточно: слабо дифференцирует оппозиционные фонемы (тадата- тадада, дата-датя, бапа-баба, маба-мама), неправильно дифференцирует слова: почка-бочка, пашня-башня. Фонематический анализ и синтез не сформированы. Имеются нарушения в звукобуквенном анализе: не называет начальный и конечный гласный звук, конечный согласный, не составляет слова из отдельных звуков, не определяет последовательность и количество звуков в слове, его место в слове, не определяет положение звука в слове. Наблюдается недостаточное развитие связной речи. Предложения простые, нераспространенные. Словарный запас ниже возрастной нормы, ограничен бытовой лексикой. Пассивный и активный словари характеризуются бедностью. Не подбирает антонимы, синонимы, однокоренные слова. В речи чаще применяет имена существительные, глаголы, чем прилагательные, наречия. Грамматический строй речи недостаточно сформирован для данного возраста. Имеются несогласования слов во фразе, аграмматизмы. Ошибки при преобразовании имен существительных во множественное число (рот-ртов, стул-стулов), имеются ошибки в согласовании прилагательного и существительного (оранжевое апельсин), навыком образования притяжательных прилагательных и согласованием относительных прилагательных не владеет. По данной программе не возможна коррекция речи у детей с ОНР первого и второго уровня речевого развития. Продолжительность программы. C 2 по 13 сентября проводится диагностика речевого развития, выявляются особенности звукопроизносительной, лексико-грамматической и фонетикофонематической сторон речи, с 14 сентября по 27 декабря проводятся занятия, с 11 по 15 ноября проводится текущий контроль успеваемости, с 16 по 20 декабря проводится промежуточная аттестация. Форма реализации программы – индивидуальная. Программа предусматривает проведение 34 занятий. Продолжительность занятия 20 минут. Требования к результату усвоения программы: При условии успешной реализации данной программы будет наблюдаться положительная динамика в накоплении и обогащении словарного запаса, развитии понимания речи и активной подражательной речевой деятельности; развитии произносительной стороны речи; на достаточном уровне будут сформированы общие речевые навыки. Ребенок сможет: Соотносить предметы с их качественными признаками и функциональным назначением; Узнавать по словесному описанию знакомые предметы; Понимать простые грамматические категории: единственного и множественного числа существительных; Фонетически правильно оформлять согласные звуки раннего генеза; Воспроизводить отраженно и самостоятельно ритмико-интонационную структуру двух- и трехсложных слов; Общаться используя в речи словосочетания и простые не распространенные предложения. Требования к фонетической правильности высказывания не предъявляются, но обращается внимание на грамматическое оформление высказывания. Система оценки достижения планируемых результатов. Освоение адаптированных дополнительных общеразвивающих программ сопровождается проведением текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся, осуществляется в форме – психолого-педагогической диагностики, с применением методов, установленных учебными планами: наблюдение; беседа; анализ продуктов деятельности; мониторинг. Учебно-тематический план: № п/ п Название разделов и тем Коли чест во заня тий I Диагностика речевого развития 4 1. Диагностика 1 2. Диагностика 1 3. Диагностика 1 4. Диагностика 1 II Формирование общих речевых навыков 8 1. Речевое диафрагмальное нижнереберное дыхание 1 2. Длительный плавный ротовой выдох 1 3. Речевое подражание на базе гласных звуков «у,а,о,и», 1 их слияний 4. Протягивание гласных звуков с различной 1 громкостью по подражанию и по инструкции 5. Сила и динамика голоса 1 6. Элементарные артикуляторные навыки 1 7. Статические артикуляционные упражнения 1 8. Динамические артикуляционные упражнения 1 III Развитие понимания речи 7 1. Умение вслушиваться в обращенную речь 1 2. Название предметов 1 3. Название признаков предметов 1 4. Название действий 1 5. Обобщающее значение слова 1 6. Подготовка к овладению диалогической речи 1 7. Подготовка к овладению монологической речи 1 IV Активизация речевой деятельности и развитие 15 лексико-грамматических средств языка 1. Называние слов односложной слоговой структуры 1 2. Текущий контроль успеваемости 1 3. Называние слов двухсложной слоговой структуры 1 4. Образование существительных с уменьшительно- 1 ласкательных суффиксом -ик 5. Образование существительных с уменьшительно- 1 ласкательных суффиксом -к 6. Единственное число имени существительного с 1 прилагательным 7. Множественное число имени существительного с 1 прилагательным 8. Дифференциация названия предметов по категории 1 одушевленности/неодушевленности 9. Качественные прилагательные (большой, маленький) 1 10. Качественные прилагательные (вкусный, сладкий) 1 11. Качественные прилагательные (высокий, низкий) 1 12. Промежуточная аттестация 1 Дата проведения Планируем Фактиче ая ская 02.09 05.09 09.09 12.09 16.09 19.09 23.09 26.09 30.09 03.10 07.10 10.10 14.10 17.10 21.10 24.10 28.10 31.10 02.11 07.11 11.11 14.11 18.11 21.11 25.11 28.11 02.12 05.12 09.12 12.12 16.12 13. Притяжательные прилагательные мужского и 1 женского рода 14. Согласование притяжательных прилагательных с 1 существительными 15. Составление простых предложений 1 Итого: 34 19.12 23.12 26.12 Список литературы: 1. Агранович З.Е. В помощь логопедам и родителям. Сборник домашних заданий для преодоления недоразвития фонематической стороны речи у старших дошкольников. – СПб., 2005. 2. Аксенова А.К., Галунчикова Н.Г. Развитие речи учащихся на уроках грамматики и правописания. - М.: Просвещение, 2004. - 68с. 3. Аксенова А.К. Методика обучения русскому языку в коррекционной школе. - М.: Владос, 2002. - 154с. 4. Абрамова Н.А. преодоление нарушений языкового анализа и синтеза. Логопедические занятия 1-3 класс. Изд.: Учитель. Волгоград 2013. 5. Безруких М.М., С.П.Ефимова. Упражнения для занятий с детьми, имеющими трудности при обучению письму. – Тула, 1997. 6. Выготский JI.C. Вопросы детской (возрастной) психологии. - М.: Просвещение, 1984. - т.4-318с. 7. Гаврикова М.Ю.. Коррекционно-логопедические занятия с младшими школьниками. – Волгоград: «Панорама», 2006. 8. Гаврикова М.Ю.. Коррекционно-развивающие занятия. Развитие речи (1-4 класс). Учебно-методическое пособие. – М.: «Глобус», 2007. 9. Ефименкова Л.Н.. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов. – М.: «Просвещение», 1991. 10. Зубарева Л.В. Коррекция письма на уроках 1-4 классы. Изд.: Учитель. Волгоград 2008г. 11. Козырева Л.М. Программно-методические материалы для логопедических занятий с младшими школьниками.- Ярославль:Академия развития, 2006. 12. Корнев А.Н Нарушение чтения и письма у детей.-М.:просвещение,97. 13. Косинова Е. Пальчиковая гимнастика. – М.: «Эксмо», 2003. 14. Каше Г.А., Р.И.Шуйфер, Н.А.Никашина, Э.А.Евлахова. Исправление недостатков произношения, чтения и письма учащихся. – М., 1960. 15. Лалаева Р.И.. Логопедическая работа в коррекционных классах. – М.: «Владос», 1999. 16. Рау Е.Ф, В.И.Рождественская. Исправление недостатков произношения у школьников. – М.: «Просвещение», 1969. 17. Садовникова И.Н. нарушение письменной речи у младших школьников. М. Просвещение 1983. 18. Филичева Т.Г., Н.А.Чевелёва, Т.В.Чиркина. Основы логопедии. – М.: «Просвещение»,1989. 19. Ястребова А.В., Т.П.Бессонова. Обучаем читать и писать без ошибок: Комплекс упражнений для работы учителей-логопедов с младшими школьниками по предупреждению и коррекции недостатков чтения и письма. – М., 2007. Муниципальное казенное образовательное учреждение для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи «Центр диагностики и консультирования» Мониторинг текущего контроля успеваемости 2024-2025 учебный год. ФИО специалиста: Гафарова Ю.В. Должность специалиста: учитель-логопед Возраст обучающегося: 4 года Название программы: «Коррекция лексико-грамматической стороны речи» для ребенка 4 лет с недостаточной сформированностью средств языка Дата заполнения: _11__.11.2024г. Оцениваемые параметры Матюшенко Дарина Результат освоения программы Развитие понимания речи Вслушивается в обращенную речь Называет предметы Называет признаки предметов Называет действия Знает обобщающее значение слов Овладел диалогической речью Овладел монологической речью Активизация Называние слов односложной слоговой структуры речевой Называние слов двухсложной слоговой структуры деятельности и Называние слов трехсложной слоговой структуры развитие Образование существительных с уменьшительнолексиколаскательных суффиксом –ик, -к грамматических Единственное и множественное число имен средств языка существительного с прилагательным Дифференциация названия предметов по категории одушевленности/неодушевленности Качественные прилагательные Притяжательные прилагательные мужского и женского рода Согласование притяжательных прилагательных с существительными Составление простых предложений Развитие Произносит короткие двустишия самостоятельной Ведет диалог фразовой речи Умеет выслушать вопрос, понять содержание Отвечает на заданный вопрос Уровень усвоения программы: Примечание фиксация результатов: Результат освоения программы Владеет (+) Уровень освоения программы Высокий уровень Частично владеет (×) Средний уровень Не владеет (−) Низкий уровень Гафарова Ю.В. _____________________ Муниципальное казенное образовательное учреждение для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи «Центр диагностики и консультирования» Мониторинг промежуточной аттестации 2024-2025 учебный год. ФИО специалиста: Гафарова Ю.В. Должность специалиста: учитель-логопед Возраст обучающегося: 4 года Название программы: «Коррекция лексико-грамматической стороны речи» для ребенка 4 лет с недостаточной сформированностью средств языка Дата заполнения: ___16_.12.2024г. Оцениваемые параметры Формирование общих речевых навыков Коррекция звукопроизнос ительной стороны речи Лексикограмматически й строй речи Говорит понятно (не только для близких, но и для посторонних людей) Отчетливо произносит слова, разделяет их в речи Правильно произносит звуки раннего генеза Правильно произносит звук С Правильно произносит звук Сь Правильно произносит звук З Правильно произносит звук Зь Правильно произносит звук Ц Правильно произносит звук Ш Правильно произносит звук Ж Правильно произносит звук Ч Правильно произносит звук Щ Правильно произносит звук Ль Способен логично продолжить начатый рассказ Задает вопросы (в т.ч. почему?) Понимает заданные вопросы и отвечает на них Строит сложные предложения Правильно употребляет имена прилагательные и местоимения Правильно употребляет множественное число Пытается объяснить наблюдаемые явления и события Использует в речи вежливые обращения, различные интонации, мимику соответственно содержанию Правильно использует слова-обобщения (фрукты, овощи деревья, птицы, посуда, мебель) Описывает положение предметов по отношению к себе («передо мной на тумбочке») Правильно согласовывает слова в предложениях, использует предлоги Свободно использует все части речи Матюшенко Дарина Результат освоения программы Фонематическо е восприятие Устанавливает связь между историями и собственным опытом («Я тоже видел…», «И у нас было») Пересказывает сказки, истории, рассказы Заучивает стихи и читает их перед зрителями (другими детьми и взрослыми) Узнает первый звук в слове Подбирает к буквам соответствующие слова Уровень усвоения программы: Примечание фиксация результатов: Результат освоения программы Программа освоена (+) Частично освоена (×) Не освоена (−) Уровень освоения программы Высокий – полностью освоил программный курс Средний – не полностью освоил программный курс Низкий – не освоил программный курс Уровень обученности обучающегося (результат промежуточной аттестации): Результат освоения программы Уровень освоения программы Программа освоена Высокий – полностью освоил программный курс Программа частично Средний - не полностью освоил освоена программный курс Программа не освоена Низкий - не освоил программный курс Всего обучающихся Гафарова Ю.В. _____________________ Количество обучающихся Процент освоения программы