Коррекция лексико-грамматической стороны речи» для ребенка 5 лет ОНР 3 ур

РАССМОТРЕНО на заседании
педагогического совета МКОУ «ЦДК»
протокол № __2__
от « 13__» сентября_ 2024г.

УТВЕРЖДАЮ
директор МКОУ «ЦДК»
____________ Лосяков С. В.
приказ № 17 от «13» сентября 2024г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
«Коррекция лексико-грамматической стороны речи»
для ребенка 5 лет с ОНР III уровень

составитель Гафарова Юлия Владимировна, учитель-логопед
высшая квалификационной категории

Емельяново, 2024

Пояснительная записка.
Актуальность и перспективность программы.
Традиционно речь рассматривается, как необходимый компонент гармонично
развивающейся личности. Ни одна форма психической деятельности не протекает без
прямого или косвенного участия речи. Возникновение речи существенным образом
перестраивает память, восприятие и мышление, позволяя совершенствовать
мыслительные операции. В непосредственной зависимости от речи находится
становление эмоций, характера, личности в целом, что подтверждает наличие тесной
связи между эмоциональным, когнитивным и речевым развитием на которую указывали
Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн.
Неотделимостью речи от других аспектов развития объясняется ее признание
одним из главных показателей психического развития ребенка. Все психические процессы
у ребенка - воспитание, память, внимание, воображение, мышление, целенаправленное
поведение – развиваются с прямым участием речи (Л.С. Выготский, А.Р. Лурия, А.В.
Запорожец). Все достижения и проблемы растущего человека отражаются в речи,
развитие которой определяется рядом факторов. К ним относятся: сохранность
нейрофизиологических механизмов, богатое языковое и социальное окружение,
организованная соответствующим образом предметная среда, а также выраженное
желание взаимодействовать с другими людьми. На фоне этого в большинстве случаев у
детей присутствуют в той или иной степени нарушения звукопроизношения, не
исправление которого вызывает трудности в общении с окружающими, вызывает
закомплексованность, мешает детям учиться, т.к. нарушения устной речи, как правило,
переносятся на письмо. Нормативный возраст для формирования правильного
произношения звуков – от 4 до 6 лет.
В последние годы в МКОУ «ЦДК» Емельяновского района увеличилось
количество обращений родителей у детей, которых не сформирована фразовая речь,
имеется недоразвитие лексики, грамматики, нарушены фонематические процессы, а также
в речи присутствуют различные дефекты звукопроизношения. Речь представлена
простыми предложениями. При этом остаются сохранными слух и интеллект. Данное
недоразвитие речи принято относить к общему недоразвитию речи с ОНР III уровня.
Попадая в общеобразовательную школу, такие дети, из-за своего нарушенного речевого
развития, становятся неуспевающими учениками, что препятствует формированию их
полноценной учебной деятельности.
Комплексный подход к диагностике и коррекции речевого нарушения может быть
осуществлен в Центре диагностики и консультирования, как в одной из современных
форм психолого-педагогической и медико-социальной помощи детям, имеющим
проблемы в развитии, обучении и социальной адаптации. Программа для детей, имеющих
такое нарушение предполагает комплексный подход к коррекции речевого нарушения,
поэтому программа направлена на коррекцию звукопроизносительной стороны речи,
параллельно отработка поставленных звуков будет проходить на учебном материале,
позволяющем скоррегировать остальные проблемные стороны речи ребенка.
Это и определило необходимость составления рабочей программы «Коррекция
лексико-грамматической стороны речи» для ребенка 5 лет с ОНР III уровень. Данная
рабочая программа является модификацией программы «Обучение детей с недоразвитием
фонематического строя речи» Каше Г.А.. Программа данного автора предполагает
преемственность в работе логопеда и воспитателя логопедической группы,
предусматривает обучение грамоте, достижением по завершению прохождения занятий
по данной программе становится норма речевого развития, также данная программа
предполагает четкую организацию пребывания детей в детском саду. В связи с этим
программа была модифицирована: сокращено количество часов, цель программы стала
более узкой, автоматизацией и дифференциацией, поставленных звуков, будет заниматься

логопед и родитель, реализовываться данная программа будет в условиях Центра
диагностики и консультирования.
Актуальность рабочей программы определяется распространенностью нарушений
звукопроизношения среди детей с общим недоразвитием речи, стойкой тенденции к росту
частоты обращений родителей детей с ОНР III уровня в МКОУ «ЦДК», необходимостью
своевременного оказания этим детям коррекционной, логопедической помощи,
позволяющей предупредить вторичные отклонения в развитии и снизить риск
дезадаптации.
Научные, методологические, нормативно-правовые и методологические
основания программы.
Теоретической и методологической основой программы являются: положение Л.С.
Выготского о ведущей роли обучения и воспитания в психическом развитии ребенка;
учение Р.В. Левиной о трех уровнях речевого развития детей и психолого-педагогическом
подходе в системе специального обучения; исследования закономерностей развития
детской речи в условиях ее нарушения, проведенные Т.Б. Филичевой и Г.В. Чиркиной.
Рабочая программа составлена в соответствии с:
1. Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012
года № 273-ФЗ;
2. Письмом Минобрнауки России от 10.02.2015 № ВК-268/07 «О совершенствовании
деятельности центров психолого-педагогической, медицинской и социальной
помощи» (вместе с «Рекомендациями Министерства образования и науки РФ органам
государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере образования по
совершенствованию деятельности центров психолого-педагогической, медицинской и
социальной помощи»);
3. Федеральным Законом «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ» № 124-ФЗ от
24.07.1998г;
4. СанПин 2.4.4.3.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству,
содержанию и организации режима работы образовательных организаций
дополнительного образования детей»;
5. Приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 09.11.2018г. № 196 г.
«Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
6. Уставом Муниципального казенного образовательного учреждения, для детей,
нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи «Центр
диагностики и консультирования».
Коррекционно-педагогический процесс для детей с нарушениями речи организуется в
соответствии с возрастными потребностями и индивидуально-типологическими
особенностями развития детей, объединяющей характеристикой которых является
наличие у них специфических нарушений речи, обусловленных несформированностью
или недоразвитием психологических или физиологических механизмов речи на ранних
этапах онтогенеза, при наличии нормального слуха и сохранного интеллекта.
Практическая направленность программы.
Рабочая программа имеет коррекционно-развивающую, логопедическую
направленность. Помимо формирования звукопроизносительной стороны речи, активно
способствует когнитивному и эмоционально-личностному развитию, при закреплении
поставленных звуков активно восполняются пробелы в лексико-грамматическом и
фонематическом строях речи. Параллельно предполагается работа по совершенствованию
мелкой и общей моторики. Данная рабочая программа является модификацией программы
«Обучение детей с недоразвитием фонематического строя речи» Каше Г.А.
При отборе содержания основывалась на следующие принципы:
1. Принцип природосообразности, который учитывает общность развития
нормально развивающихся детей и детей с общим недоразвитием речи и

основывается на онтогенетическом принципе, учитывая закономерности
развития детской речи в норме;
2. Принцип комплексности (тесной взаимосвязи работы специалистов
педагогического и медицинского профилей) способствует более высоким
темпам общего и речевого развития детей;
3. Принцип построения образовательной деятельности на основе
индивидуальных особенностей каждого ребенка;
4. Принцип содействия и сотрудничества детей и взрослых;
5. Принцип единства диагностики и коррекции;
6. Принцип возрастной адекватности: соответствие условий, требований,
методов возрасту и особенностям развития.
Цель – коррекция лексико-грамматической стороны речи, для профилактики
вторичных нарушений развития.
Задачи:
1. Активизация речевой деятельности и развитие лексико-грамматических
средств языка;
2. Развитие произносительной стороны речи;
3. Развитие самостоятельной фразовой речи;
4. Способствование развитию фонематического строя речи.
Адресность программы:
Программа «Коррекция лексико-грамматической стороны речи» для ребенка 5 лет
с ОНР III уровень, предназначена для ребенка, у которого помимо не достаточной
сформированности фразовой речи, недоразвития лексики, грамматики, нарушений
слоговой структуры слова, нарушенных фонематических процессов, имеются
значительные нарушения звукопроизношения, нарушено произношение звуков [С], [З],
[Ц], [Ж], [Ш], [Л], [Ль], требуют уточнения и автоматизации звуки раннего генезе при
этом остаются сохранными слух и интеллект.
По данной программе невозможна коррекция речи у детей с ОНР речи первого и
второго уровней речевого развития, а также у детей с системным и грубым системным
недоразвитием речи.
Продолжительность программы.
C 2 по 13 сентября проводится диагностика речевого развития, выявляются
особенности
звукопроизносительной,
лексико-грамматической
и
фонетикофонематической сторон речи, с 14 сентября по 27 декабря проводятся занятия, с 11 по 15
ноября проводится текущий контроль успеваемости, с 16 по 20 декабря проводится
промежуточная аттестация. Форма реализации программы – индивидуальная. Программа
предусматривает проведение 34 занятий. Продолжительность занятия 20 минут.
Требования к результату усвоения программы:
При условии успешной реализации данной программы будет наблюдаться
положительная динамика в накоплении и обогащении словарного запаса, развитии
фразовой речи и активной подражательной речевой деятельности; развитии
произносительной стороны речи; на достаточном уровне будут сформированы общие
речевые навыки, лексико-грамматический строй речи.
Система оценки достижения планируемых результатов.
Освоение адаптированных дополнительных общеразвивающих программ
сопровождается проведением текущего контроля успеваемости и промежуточной
аттестации обучающихся, осуществляется в форме – психолого-педагогической
диагностики, с применением методов, установленных учебными планами:
наблюдение;
беседа;
анализ продуктов деятельности;
мониторинг.

Учебно-тематический план:
№
п/
п

Название разделов и тем

Коли
чест
во
заня
тий
I
Диагностика речевого развития
4
1. Диагностика
1
2. Диагностика
1
3. Диагностика
1
4. Диагностика
1
II Формирование общих речевых навыков
8
1. Речевое диафрагмальное нижнереберное дыхание
1
2. Длительный плавный ротовой выдох
1
3. Речевое подражание на базе гласных звуков 1
«у,а,о,и», их слияний
4. Протягивание гласных звуков с различной 1
громкостью по подражанию и по инструкции
5. Сила и динамика голоса
1
6. Элементарные артикуляторные навыки
1
7. Статические артикуляционные упражнения
1
8. Динамические артикуляционные упражнения
1
III Развитие лексико-грамматических средств языка 11
1. Обобщающее значение слова
1
2. Преобразование
глаголов
повелительного 1
наклонения 2го лица ед.ч. в глаголы изъявительного
наклонения3го лица ед. и мн.ч.
3. Диалогическая форма речи
1
4. Притяжательные местоимения «мой, моя, мое»
1
5. Существительные с уменьшительно-ласкательными 1
суффиксами
6. Глаголы с приставками (на-, по-, вы-)
1
7. Относительные прилагательные со значением 1
соотнесенности к продуктам питания, растениям
8. Название признаков по назначению и по вопросам 1
«Какой? Какая? Какое»
9. Текущий контроль
1
10. Согласование прилагательных с существительными 1
в роде
11. Согласование прилагательных с существительными 1
в числе
IV Развитие фразовой речи
11
1. Составление простых предложений по вопросам
1
2. Составление
простых
предложений
по 1
демонстрации действий
3. Составление простых предложений по картинке
1
4. Составление простых предложений по модели сущ. 1
+согл.гл.+прямое дополнение
5. Составление простых предложений по модели сущ. 1
+согл.гл.+2 сущ. в косв.п.

Дата проведения
Планируем Фактиче
ая
ская

05.09
06.09
12.09
13.09
19.09
20.09
26.09
27.09
03.10
04.10
10.10
11.10
17.10
18.10

24.10
25.10
31.10
01.11
07.11
08.11
14.11
15.11
21.11

22.11
28.11
29.11
05.12
06.12

6. Короткий рассказ
7. Диалог (просьба, беседа)
8. Промежуточная аттестация
9. Предложения с однородными членами
10. Сложносочиненные предложения
11. Сложноподчиненные предложения
Итого:

1
1
1
1
1
1
34

12.12
13.12
19.12
20.12
26.12
27.12

Список литературы:
1. Богомолова А.И. Логопедическое пособие для занятий с детьми. - ТОО «Издательство
Библиополис». СПб., 1994.
2. Большакова С.Е. Речевые нарушения и их преодоление: Сборник упражнений, - М.: ТЦ
Сфера, 2005.
3. Быстрова Г.А., Сизова Э.А., Шуйская Т.А.. Логосказки. СПб. Каро.2001.
4. Васильева С.А. Рабочая тетрадь по развитию речи дошкольников. Москва 2007
5. Гвоздев А.Н. Вопросы изучения детской речи. – М.: Изд-во АПН РСФСР,1961.
6. Громова О.Е. Логопедическое лото «Учим звук Ш».- м.: Изд-во «Творческий Центр
Сфера»;
7. Громова О.Е. Логопедическое лото «Учим звук Ж».- м.: Изд-во «Творческий Центр
Сфера»;
8. Громова О.Е. Логопедическое лото «Учим звук С».- м.: Изд-во «Творческий Центр
Сфера»;
9. Громова О.Е. Логопедическое лото «Учим звук З».- м.: Изд-во «Творческий Центр
Сфера»;
10. Ефименкова Л.Н. Формирование речи у дошкольников. – М., 1981.
11. Жукова Н.С. Отклонения в развитии детской речи.- М., 1994.
12. Жукова Н.С. Преодоление недоразвития речи у детей: Учеб.-метод.пособие. — М.: Соц.полит, журн., 1994.
13. Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Индивидуально-подгрупповая работа по коррекции
звукопроизношения. Пособие для логопедов. – М.: «Гном-пресс», Новая школа, 1998.
14. Крупенчук О.И.. Научите меня говорить правильно. Пособие по логопедии для детей и
родителей. Изд. дом ЛИТЕРА.2001.
15. Лалаева Р.И., Серебрякова Н.В. Коррекция общего недоразвития речи у дошкольников
(формирование лексики и грамматического строя). –СПб.: СОЮЗ, 1999.
16. Леонтьев А.А. Психолингвистические единицы и порождение речевого высказывания. М., 1969.
17. Логопедия: Учеб. Для студ. дефектол. фак. пед. высш. учеб. Заведений. /Под ред. Л.С.
Волковой, С.Н. Шаховской. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Гуманит. изд. центр
ВЛАДОС, 2003.
18. Лямина Г.М. Особенности развития речи детей дошкольного возраста. – М., 1992.
19. Нарушение речи у дошкольников. //Под. ред. Р.А. Белова-Давыдова,- М., 1997.
20. Нищева Н.В. Программа коррекционно-развивающей работы в логопедической группе
детского сада для детей с общим недоразвитием речи (с 4-7 лет). – СПб.: ДЕТСТВО –
ПРЕСС, 2006
21. Нищева Н.В. Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с общим
недоразвитием речи. – СПб., 2005
22. Новотворцева Н.В. Рабочие тетради по развитию речи. Звуки С, З, Ш, Ж.
23. Основы логопедической работы с детьми: Учебное пособие для логопедов, воспитателей
детских садов, учителей начальных классов, студентов педагогических училищ / Под общ.
ред. д.п.н., проф. Г.В. Чиркиной. – 2-е изд., испр. – М.: АРКТИ, 2003.
24. Пожиленко Е.А. Волшебный мир звуков и слов. – м.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС,
1999.
25. Программа обучения детей с недоразвитием фонетического строя речи. М.
«ПРОСВЕЩЕНИЕ» 1978. Рекомендовано к изданию Управлением по дошкольному
воспитанию Министерства просвещения СССР Программа разработана научными
сотрудниками сектора логопедии НИИ дефектологии АПН СССР С о с т а в и т е л и : Г.
А. Каше, Т. Б. Филичева.
26. Самсонов Ф.А., Крапухин А.В. Наследственный фактор в патологии речи// Речевые
расстройства у детей и методы их устранения: сб. научных трудов. - М.: МГПИ, 1978
27. Седых Н.А. Воспитание правильной речи у детей. – М.:АСТ; Сталкер, 2005.

28. Филичева Т.Б.., А.Р. Соболева. Развитие речи дошкольника. Екатеринбург: Изд. «АРГО».
1996.
29. Филичева Т.Б., Чиркина Г. В., Туманова Т.В // Коррекционное обучение и воспитание
детей с общим недоразвитием речи. - М.2009
30. Чиркина Г.В. Программы дошкольных образовательных учреждений компенсирующего
вида для детей с нарушениями речи. – М.: Просвещение, 2009.

Муниципальное казенное образовательное учреждение для детей,
нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи
«Центр диагностики и консультирования»
Мониторинг текущего контроля успеваемости
2024-2025 учебный год.
ФИО специалиста: Гафарова Ю.В.
Должность специалиста: Учитель-логопед
Возраст обучающегося: 5 лет
Название программы: «Коррекция лексико-грамматической стороны речи» для ребенка 5
лет с ОНР III уровень
Дата заполнения: ___14__.11.2024г.
Оцениваемые параметры

Емельянова Арина
Результат освоения
программы

Формирование общих Говорит понятно (не только для близких,
речевых навыков
но и для посторонних людей)
Отчетливо произносит слова, разделяет их
в речи
Коррекция
Правильно произносит звуки раннего
звукопроизносительной генеза
стороны речи
Правильно произносит звук С
Правильно произносит звук Сь
Правильно произносит звук Зь
ЛексикоСвободно
использует
сложные
грамматический строй предложения разных видов
речи
Знает слова синонимы, подбирает эпитеты
Фонематическое
Различает звуки в словах
восприятие
Делит слова на слоги
Уровень освоения программы:
Примечание фиксация результатов:
Результат освоения программы
Владеет (+)

Уровень освоения программы
Высокий уровень

Частично владеет (×)

Средний уровень

Не владеет (−)

Низкий уровень

Гафарова Ю.В. _____________________

Муниципальное казенное образовательное учреждение для детей,
нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи
«Центр диагностики и консультирования»
Мониторинг промежуточной аттестации
2024-2025 учебный год.
ФИО специалиста: Гафарова Ю.В.
Должность специалиста: Учитель-логопед
Возраст обучающегося: 5 лет
Название программы: «Коррекция звукопроизносительной стороны речи» для ребенка 5
лет с ОНР III уровень
Дата заполнения: ____19__.12.2024г.
Оцениваемые параметры

Емельянова Арина
Результат освоения
программы

Формирование
общих речевых
навыков
Коррекция
звукопроизнос
ительной
стороны речи

Лексикограмматически
й строй речи

Говорит понятно (не только для близких, но и для
посторонних людей)
Отчетливо произносит слова, разделяет их в речи
Правильно произносит звуки раннего генеза
Правильно произносит звук С
Правильно произносит звук Сь
Правильно произносит звук З
Правильно произносит звук Зь
Правильно произносит звук Ц
Правильно произносит звук Ш
Правильно произносит звук Ж
Правильно произносит звук Ч
Правильно произносит звук Щ
Правильно произносит звук Ль
Способен логично продолжить начатый рассказ
Задает вопросы (в т.ч. почему?)
Понимает заданные вопросы и отвечает на них
Строит сложные предложения
Правильно употребляет имена прилагательные и
местоимения
Правильно употребляет множественное число
Пытается объяснить наблюдаемые явления и
события
Использует в речи вежливые обращения,
различные интонации, мимику соответственно
содержанию
Правильно использует слова-обобщения (фрукты,
овощи деревья, птицы, посуда, мебель)
Описывает положение предметов по отношению
к себе («передо мной на тумбочке»)
Правильно согласовывает слова в предложениях,
использует предлоги
Свободно использует все части речи

Фонематическо
е восприятие

Устанавливает связь между историями и
собственным опытом («Я тоже видел…», «И у
нас было»)
Пересказывает сказки, истории, рассказы
Заучивает стихи и читает их перед зрителями
(другими детьми и взрослыми)
Узнает первый звук в слове

Подбирает к буквам соответствующие слова
Уровень усвоения программы:
Примечание фиксация результатов:
Результат освоения программы
Программа освоена (+)
Частично освоена (×)
Не освоена (−)

Уровень освоения программы
Высокий – полностью освоил программный
курс
Средний
–
не
полностью
освоил
программный курс
Низкий – не освоил программный курс

Уровень обученности обучающегося (результат промежуточной аттестации):
Результат освоения
программы

Уровень освоения программы

Программа освоена

Высокий – полностью освоил
программный курс
Программа частично Средний - не полностью освоил
освоена
программный курс
Программа не освоена Низкий - не освоил программный
курс
Всего обучающихся

Гафарова Ю.В. _____________________

Количество
обучающихся

Процент освоения
программы


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».