2 «Развитие познавательной сферы ребенка 4 лет»

Рассмотрено на заседании методического
совета МКОУ «ЦДК»
протокол № 2 от « 13 » сентября 2024 г.

УТВЕРЖДАЮ:
директор МКОУ «ЦДК»
__________ Лосяков С.В.
приказ № 17 от « 13 » сентября 2024 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
«Развитие познавательной сферы ребенка 4 лет»
Составитель Осанина Евгения Сергеевна,
педагог-психолог
1 квалификационной категории

Емельяново, 2024

Актуальность и перспективность.
После 4-х лет ребенок внеситуативно общается с взрослым, вступает в ролевое взаимодействие
со сверстниками в сюжетно-ролевой игре. Он может выбрать конкретную роль в игре для себя
и для другого ребенка, согласовать и обсудить с ним свои действия. Во взаимоотношениях
появляется индивидуальная избирательность, которая характеризуется в предпочтении одних
детей другим. В группах выделяются лидеры, появляются конкурентность, соревновательность,
что ведет к совершенствованию образа я и представлений о других, развивается самооценка. В
среднем дошкольном возрасте формируется потребность в уважении со стороны взрослого, для
ребенка чрезвычайно важной оказывается похвала. Это приводит к повышенной
чувствительности и эмоциональным реакциям на происходящее, обидчивости на замечания,
рассматриваемая в качестве возрастного феномена. В изобразительной и конструктивной
деятельности дети планируют и действуют по замыслу: рисунок становится предметным и
детализированным, а самостоятельные постройки из 5-7 деталей из разного конструктора. В
процессе развития продуктивных видов деятельности в этот период совершенствуются
познавательные процессы: внимание, восприятие, память, образное мышление. К концу
среднего дошкольного возраста восприятие становится более развитым. Ребенок может назвать
форму, на которую похож тот или иной предмет; вычленить в сложных объектах простые
формы, из отдельных форм воссоздать сложные объекты; упорядочить группы предметов по
сенсорному признаку — величине, цвету; выделить такие параметры, как высота, длина и
ширина. Совершенствуется ориентация в пространстве. Возрастают возможности памяти:
увеличивается ее объем, ребенок запоминает до 6-7 названий предметов. Складывается
произвольное запоминание: появляется способность принять задачу на запоминание, запомнить
поручения взрослых, выучить небольшое стихотворение и т. д. Происходит переход к нагляднообразному мышлению: простые схематизированные изображения используются для решения
несложных задач. В этом возрасте появляется возможность конструировать поделки по схеме,
решать лабиринтные задачи. В среднем дошкольном возрасте слово является организующим
элементом деятельности ребенка и передачи ему знания, но пока не имеет никаких
преимуществ перед наглядными способами передачи опыта. Поэтому словесное
инструктирование и передача опыта в словесной форме еще нуждаются в чувственной опоре.
Развивается грамматическая сторона речи. Дошкольники занимаются словотворчеством на
основе грамматических правил. Речь детей при взаимодействии друг с другом носит
ситуативный характер. У них вызывают интерес ритмическая структура речи, рифмы.
Двигательная сфера характеризуется позитивными изменениями крупной и мелкой моторики:
развивается ловкость, координация движений, равновесие, согласованность действий обеих рук
(умение ловить мячи).
Данная программа разработана для ребенка, у которого был выявлен замедленный темп
становления познавательной деятельности, отмечаются нарушения мелкой ручной моторики,
зрительного восприятия и пространственной ориентировки. Разработанный комплекс занятий
направлен на разностороннее развитие ребенка, составлен с учетом возрастных и
индивидуальных особенностей, способствует проведению коррекции интеллектуального
развития и позволяет в ходе выполнения игровых заданий развивать у ребенка мышление,
внимание, память, восприятие, воображение, мелкую моторику.
Научные, методологические, нормативно-правовые и методические основания
программы.
Теоретической и методологической основой программы являются: положение Л.С.
Выготского о ведущей роли обучения и воспитания в психическом развитии
ребенка;периодизация психического развития ребёнка, определяющая возрастные
психологические особенности развития личности и познания Д.Б. Эльконина.Культурноисторический
подход
(Л.С.Выготский,
А.В.Запорожец,
А.Н.Леонтьев,
Д.
Б.
Эльконин);личностный подход (Л.И.Божович, Л.С.Выготский, В.В.Давыдов, А.Н.Леонтьев,
В.А.Петровский); деятельностный подход (А.В.Запорожец, А.Н.Леонтьева, С.Л.Рубинштейн).
Рабочая программа составлена в соответствии с:

1. Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации»от 29 декабря 2012года №
273-ФЗ;
2. Письмом Минобрнауки России от 10.02.2015 № ВК-268/07 «О совершенствовании
деятельности центров психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи»
(вместе с «Рекомендациями Министерства образования и науки РФ органам
государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере образования по
совершенствованию деятельности центров психолого-педагогической, медицинской и
социальной помощи»);
3. Федеральным Законом «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ» № 124-ФЗ от
24.07.1998г;
4. СанПин 2.4.4.3.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству,
содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного
образования детей»;
5. Приказом Министерства просвещения РФ от 9.11.2018г. № 196 «Об утверждении Порядка
организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным
общеобразовательным программам» (с изменениями от 30.09.2020);
6. Уставом Муниципального казенного образовательного учреждения, для детей
нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи «Центр
диагностики и консультирования».
Коррекционно-педагогический процесс для детей организуется в соответствии с возрастными
потребностями и индивидуально-типологическими особенностями развития детей.
Практическая направленность.
Рабочая программа имеет коррекционно-развивающую направленность, способствует
когнитивному и эмоционально-личностному развитию. Параллельно предполагается работа по
совершенствованию мелкой и общей моторики.
Данная
программа
составлена
на
основе
следующих
программ:
Годовой курс занятий для детей 4-5 лет Е. Лазарь, Т.М. Мазанник и др.
Грамотейка. Интеллектуальное развитие детей 4-5 лет. Земцова О.Н.
Я считаю до пяти. Е.В. Колесникова
Дошкольное Обучение. Годовой курс. Я учусь считать. 4+. Давыдова Т.
Цель и задачи
Целью разработанной программы является развитие познавательной сферы ребенка среднего
дошкольного возраста (4лет) в соответствии с индивидуальными особенностями.
Для достижения поставленной цели решаются следующие задачи:
Формирование средств ориентировки в окружающей действительности, формирование
мышления и речи:
 продолжать формировать целостное восприятие предметов, образы-представления о
предметах, их свойствах, выделять основные признаки предметов в процессе различных
видов детской деятельности (конструировании, на занятиях с сюжетными игрушками,
рисовании и т.п.);
 закрепить образы восприятия знакомых предметов и их свойства: учить запоминать
предметы по основному признаку (мячик – круглый, кубик – квадратный, крыша дома –
треугольная), группировать предметы или изображения по основному признаку на 2
части – «Что бывает круглым, что бывает квадратным?»);
 продолжать формировать образы-представления: учить группировать предметы по
заданному признаку, называть словом сходство и различия сравниваемых групп.
Формирование элементов учебной деятельности: ориентировка на количественный признак и
счет; временных представлений, развитие речи:
 совершенствовать количественные представления, учить пересчитывать предметы в
пределах 5-и; выделять из множества по слову предметы в пределах 5-и; соотносить
число с количеством пальцев на руке, число с количеством предметов на картинке с
реальными предметами;



уметь выделять из множества заданное количество 1-5 (на слух, по карточке, на ощупь),
выполнять счетные операции в пределах 4-5-и; учить сравнивать предметы по
количеству – больше-меньше, одинаково;
 формировать графический образ цифры в пределе 5-ти, соотносить цифры с количеством
предметов, обводить графически цифры, лепить по контуру, уметь найти заданную
цифру среди других;
 совершенствовать действия с пишущим предметом по показу и по образцу на различных
поверхностях – мольберт, альбомный лист (проводить простые линии-дорожки,
дорисовывать предметные изображения, выполнять графические бордюры по образцу на
крупных листах и т.п.);
 учить различать по признакам времена года – зима-лето, подбирать иллюстрации по
характерным признакам времени года в играх с использованием дидактических пособий,
называть словом время года и признаки времени года, наблюдать на прогулках за
изменениями в природе, фиксировать наблюдения и впечатления в продуктивных видах
деятельности (рисовании, лепке, аппликации).
Адресат
Адресатом программы является ребенок «группы риска» среднего дошкольного возраста (4
лет) и его родители.
Продолжительность программы
Продолжительность программы составляет 4 месяца со 2 сентября 2024 г. по 27 декабря 2024
г. Учебная программа рассчитана на 34 занятия, 2 раза в неделю. Занятия проводятся в
индивидуальной форме, продолжительность занятий составляет 20 – 30 минут.
Требования к результату усвоения программы
При условии успешной реализации данной программы будет наблюдаться положительная
динамика в развитии познавательных способностей ребенка среднего дошкольного возраста,
ребенок сможет:
 группировать предметы по одному-двум внешним признакам (размер, форма, цвет);
 строить из объемных деталей конструктора по показу и образцу, обозначать ведущий
признак предмета словом;
 пересчитывать предметы, называть итоговое число (в пределах 5-и);
 соотносить количество пальцев на руке, подбирать цифру, с заданным количеством
предметов (1-5);
 осуществлять простые графические действия с пишущим предметом (проводить
различные линии по образцу, штриховать контуры предметов и т.п.);
 проводить графические линии по слуховому сигналу, сопровождать графическое
действие произнесением звуков (звукоподражание);
 воспроизводить предметно-игровые действия по сюжету знакомой сказки;
 различать времена года по характерным признакам (зима-лето), подбирать к ним
иллюстрации, воспроизводить признаки в рисунке;
Система оценки достижения планируемых результатов
Освоение адаптированных дополнительных общеразвивающих программ сопровождается
проведением текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся,
осуществляется в форме – психолого-педагогической диагностики, с применением методов,
установленных учебными планами:
наблюдение;
беседа;
анализ продуктов деятельности;
мониторинг.

Календарно-тематический план
№
п/п

Название разделов Количество
и тем
часов

Дата проведения

планируемая

фактическая

I Диагностика познавательной сферы
1

Диагностика

1

02.09

2

Диагностика

1

04.09

3

Диагностика

1

09.09

4

Диагностика

1

11.09

II Введение
1

Вводное
1
16.09
адаптационное
занятие
IIIФормирование элементарных математических представлений
Количество

1
2
3
4
5
6
7
8
9
10

Изучение понятий
«Один – много»
Равенство
множеств
Сравнение
множеств
Количественный
состав числа 0
Количественный
состав 1
Количественный
состав числа 2
Количественный
состав числа 3
Количественный
состав числа 4
Количественный
состав числа 5
Закрепление
раздела
«Количество»

1

18.09

1

23.09

1

25.09

1

30.09

1

02.10

1

07.10

1

09.10

1

14.10

1

16.10

1

21.10

Форма
1
2
3

Геометрические
фигуры. «Круг»
Геометрические
фигуры. «Квадрат»
Геометрические
фигуры.

1

23.10

1

28.10

1

30.10

«Треугольник»
4

Закрепление
раздела «Форма»

1

02.11

IV Формирование пространственных и временных представлений
1

2
3
4
5

Пространственное
положение
предметов.
«Сверху - снизу»
Текущий контроль

1

06.11

1

11.11

Времена года и их
1
13.11
признаки. «Зима»
Времена года и их
1
15.11
признаки. «Весна»
Времена года и их
1
20.11
признаки. «Лето»
Времена года и их
1
25.11
признаки. «Осень»
V Ознакомление с предметным окружением
1

27.11

1

02.12

1

04.12

4

Домашние
животные,
их
детеныши
Дикие животные,
их детеныши
Домашние птицы,
их детеныши
Насекомые

1

09.12

5

Рыбы

1

11.12

6

1

16.12

7

Промежуточная
аттестация
Овощи

1

18.12

8

Фрукты

1

23.12

9

Продукты питания

1

25.12

1

2
3

Итого:

34

Список используемой литературы:
1. Е. Данилова «Уроки для самых маленьких». Москва «Росмэн- Пресс», 2007.
2. Е.А.Екжанова, Стребелева Е.А «Коррекционно-педагогическая помощь детям раннего и
дошкольного возраста».Санкт-Петербург, изд. «КАРО» 2008.
3. И. И. МамайчукПсихокоррекционные технологии для детей с проблемами в развитии. СПб.,2003.
4. И.С. Погудина. Умные игры, упражнения, коррекционно-развивающие конспекты
занятий для детей дошкольного возраста. Санкт-Петербург «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2013
5. Учебно-методический комплекс по разработке и реализации специальной
индивидуальной программы развития.[Электронный ресурс]: http://умксипр.рф/

Муниципальное казенное образовательное учреждение для детей,
нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи
«Центр диагностики и консультирования»
Мониторинг текущего контроля успеваемости
2024-2025 учебный год.
ФИО специалиста: Осанина Е.С.
Должность специалиста: педагог-психолог
Возраст обучающегося: 4 года
Название программы: «Развитие познавательной сферы ребенка 4 лет»
Дата заполнения: 11.11.2024
Оцениваемые параметры
Результат
программы
Формирование
элементарных
математических
представлений

освоения

Различает понятия «Одинмного»
Количество

Форма
Формирование
пространственных
и
временных Пространственные
представлений
представления
Уровень освоения программы:

Сравнивает
предметов
Считает до 5

множества

Знает
количественный
состав числа 5
Выделяет из множества от 0
до 5 предметов
Различает
форму
предметов(круг,
квадрат,
треугольник)
Сортирует предметы по
форме.
Может
определить
пространственное
положение предметов сверху
- снизу

Примечание фиксация результатов:
Результат освоения программы
Владеет (+)

Уровень освоения программы
Высокий уровень

Частично владеет (×)

Средний уровень

Не владеет (−)

Низкий уровень

Осанина Е.С._________________

Муниципальное казенное образовательное учреждение для детей,
нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи
«Центр диагностики и консультирования»
Мониторинг промежуточной аттестации
2024-2025 учебный год.
ФИО специалиста: Осанина Е.С.
Должность специалиста: педагог-психолог
Возраст обучающегося: 4 года
Название программы: «Развитие познавательной сферы ребенка 4 лет»
Дата заполнения: 16.12.2024
Оцениваемые параметры

Результат
программы
Различает понятия «Одинмного»

Формирование
элементарных
математических
представлений

Количество

Форма
Формирование
пространственных
и
временных
представлений

Пространственные
представления
Временные
представления

Ознакомление
предметным
окружением

с

Уровень освоения программы:

Сравнивает
предметов
Считает до 5

множества

Знает
количественный
состав числа 5
Выделяет из множества от 0
до 5 предметов
Различает
форму
предметов(круг,
квадрат,
треугольник,)
Сортирует предметы по
форме.
Может
определить
пространственное
положение предметов сверху
- снизу
Знает признаки времен года
Знает
последовательность
времен года
Называет
(узнает)
домашних животных
Называет
детенышей
домашних животных
Называет (узнает)
диких
животных
Называет детенышей диких
животных
Называет (узнает) домашних
птиц
Называет
(узнает)
детенышей домашних птиц
Узнает
на
картинном
материале насекомых
Проводит
обобщения,
классифицирует предметы
по группам

освоения

Примечание фиксация результатов:
Результат освоения программы
Программа освоена (+)
Частично освоена (×)
Не освоена (−)

Уровень освоения программы
Высокий – полностью освоил программный
курс
Средний
–
не
полностью
освоил
программный курс
Низкий – не освоил программный курс

Уровень обученности обучающегося (результат промежуточной аттестации):
Результат освоения
Уровень освоения программы
Количество
Процент
программы
обучающихся
освоения
программы
Программа освоена
Высокий – полностью освоил
программный курс
Программа частично Средний - не полностью освоил
освоена
программный курс
Программа
не Низкий
не
освоил
освоена
программный курс
Всего обучающихся

Осанина Е.С. _____________________


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».