«Развитие познавательной сферы детей 6 лет»

РАССМОТРЕНО на заседании
педагогического совета МКОУ «ЦДК»
протокол № 2
от «13» сентября 2024г.

УТВЕРЖДАЮ
директор МКОУ «ЦДК»
____________ Лосяков С.В.
приказ №17 от «13» сентября 2024г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
«Развитие познавательной сферы детей 6 лет»
Составитель Канаева Татьяна Викторовна,
педагог-психолог

Емельяново, 2024

Пояснительная записка
Актуальность и перспективность программы.
Накопление ребенком самостоятельно и под руководством взрослых необходимого
социального опыта способствует раскрытию возрастного потенциала дошкольника, успешной
подготовке к обучению в школе, а позднее - к взрослой жизни. К концу дошкольного возраста
ребёнок представляет собой личность. Он отдаёт себе отчёт в том, какое место ему предстоит
занять в ближайшем будущем (он пойдёт учиться в школу), он открывает для себя новое
место в социальном пространстве человеческих отношений. К этому периоду он уже многое
достиг в межличностных отношениях: он ориентируется в семейно-родственных отношениях
и умеет занять желаемое и соответствующее своему социальному статусу место среди родных
и близких. Он умеет строить отношения со взрослыми и сверстниками: имеет навыки
самообладания, умеет подчинить себя обстоятельствам, быть непреклонным в своих
желаниях. Он уже понимает, что оценка его поступков и мотивов определяется не столько его
собственным отношением к самому себе, но прежде всего тем, как его поступки выглядят в
глазах окружающих людей. У него уже достаточно развиты рефлексивные способности. В
этом возрасте существенным достижением в развитии личности ребёнка выступает
преобладание мотива «я должен» над мотивом «я хочу».
В сюжетно-ролевых играх дети подготовительной к школе группы начинают осваивать
сложные взаимодействия людей, отражающие характерные значимые жизненные ситуации,
например, свадьбу, рождение ребенка, болезнь, трудоустройство. Игровые действия детей
становятся более сложными, обретают особый смысл, который не всегда открывается
взрослому. Игровое пространство усложняется. В нем может быть несколько центров, каждый
из которых поддерживает свою сюжетную линию. При этом дети способны отслеживать
поведение партнеров по всему игровому пространству и менять свое поведение в зависимости
от места в нем. Так, ребенок уже обращается к продавцу не просто как покупатель, а как
покупатель-мама или покупатель-шофер. Исполнение роли акцентируется не только самой
ролью, но и тем, в какой части игрового пространства эта роль воспроизводится. Образы из
окружающей жизни и литературных произведений, передаваемые детьми в изобразительной
деятельности, становятся сложнее. Рисунки приобретают более детализированный характер,
обогащается их цветовая гамма. Более явными становятся различия между рисунками
мальчиков и девочек. Мальчики охотно изображают технику, космос, военные действия и т.п.
Девочки обычно рисуют женские образы: принцесс, балерин, моделей. Часто встречаются и
бытовые сюжеты: мама и дочка, комната. Изображение человека становится еще более
детализированным и пропорциональным. Появляются пальцы на руках, глаза, рот, нос, брови,
подбородок. Одежда может быть украшена различными деталями.

При правильном педагогическом подходе у детей формируются художественнотворческие способности в изобразительной деятельности. Дети подготовительной к школе
группы в значительной степени освоили конструирование из строительного материала. Они
свободно владеют обобщенными способами анализа, как изображений, так и построек; не
только анализируют конструктивные основные особенности различных деталей, но и
определяют их форму на основе сходства со знакомыми им объемными предметами.
Свободные постройки становятся симметричными и пропорциональными, их строительство
осуществляется на основе зрительной ориентировки. Дети быстро и правильно подбирают
необходимый материал. Они достаточно точно представляют себе последовательность, в
которой будет осуществляться постройка, и материал, который понадобится для ее
выполнения; способны выполнять различные по степени сложности постройки, как по
собственному замыслу, так и по условиям.
В этом возрасте дети уже могут освоить сложные формы сложения из листа бумаги и
придумывать собственные, но этому их нужно специально обучать. Данный вид деятельности
не просто доступен детям — он важен для углубления их пространственных представлений.
Усложняется конструирование из природного материала. Дошкольникам уже доступны
целостные композиции по предварительному замыслу, которые могут передавать сложные
отношения, включать фигуры людей и животных.
У детей продолжает развиваться восприятие, однако они не всегда могут одновременно
учитывать несколько различных признаков. Развивается образное мышление, однако
воспроизведение метрических отношений затруднено. Это легко проверить, предложив детям
воспроизвести на листе бумаги образец, на котором нарисованы девять точек, расположенных
не на одной прямой. Как правило, дети не воспроизводят метрические отношения между
точками: при наложении рисунков друг на друга точки детского рисунка не совпадают с
точками образца. Продолжают развиваться навыки обобщения и рассуждения, но они в
значительной степени еще ограничиваются наглядными признаками ситуации. Продолжает
развиваться внимание дошкольников, оно становится произвольным. В некоторых видах
деятельности время произвольного сосредоточения достигает 30 минут.
В подготовительной к школе группе завершается дошкольный возраст. Его основные
достижения связаны с освоением мира вещей как предметов человеческой культуры;
освоением форм позитивного общения с людьми; развитием половой идентификации,
формированием позиции школьника.
К концу дошкольного возраста ребенок обладает высоким уровнем познавательного и
личностного развития, что позволяет ему в дальнейшем успешно учиться в школе.
Проблему подготовки детей к обучению в школе разрабатывали педагоги и мыслители
во все времена (Я.А. Коменский, К.Д.Ушинский, В.Ф. Одоевский, Л.Н. Толстой, А.С.
Симонович и др.). Интерес к ней не ослабевает и до сих пор, как у ученых, так и у практиков.

Групповая рабочая программа составлена на основе программы Е.В. Колесниковой
«Математические ступеньки» для детей 5-7 лет, программы «Коррекционно-развивающее
обучение и воспитание» Е.А. Екжанова, Е.А. Стребелева, М. «Просвещение» 2005г. Новизна
содержания состоит в том, что разработана практическая часть программы, которая
направлена на развитие внимания, мышления, памяти и, конечно, мелкой моторики мышц
руки ребёнка. Причём программа не ограничивает творчество педагога. Она лишь помогает
поставить правильные цели, задачи, предлагает пути решения проблемы, а разработка
конкретного занятия – это привилегия каждого педагога.

Научные, методологические, нормативно-правовые и методические
основания программы.
Разработанная программа опирается на следующие законодательные и правовые документы:
-

Конвенция ООН о правах ребенка;

-

Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 13.07.2015) «Об образовании в
Российской Федерации»;

-

Федеральный закон об основных гарантиях прав ребенка РФ (с изм. на13.07.2015г.);

-

Письмо

Министерства

образования

и

науки

Российской

Федерации

от 10 февраля 2015 г. № ВК-268/07. «О совершенствовании деятельности центров
психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи».
-

Приказ Министерства просвещения РФ от 9.11.2018г. № 196 «Об утверждении по
дополнительным общеобразовательным программам» (с изменениями от 30.09.2020)

-

Этический кодекс психолога.

Методологической основой данной программы явились:
-

концепция культурно-исторического развития психики Л.С. Выготского;

-

теория

психического

развития

ребенка

и

концепции

умственного

развития

дошкольников, разработанной Л.А. Венгером.
-

теория поэтапного формирования умственных действий П.Я. Гальперина.

Ключевыми для нас стали следующие теоретические идеи:
-

идеи развивающего обучения Д.Б.Эльконина и В.В.Давыдова;

-

идеи с учетом возрастных особенностей и зон ближайшего развития Л.С.Выготский,
Д.Б.Эльконин;

-

идея поэтапного формирования действий П.Я.Гальперин, Н.Ф.Талызина.

-

Практическая направленность программы.
Развивающая рабочая программа является программой дополнительного образования. Данная
программа составлена на основе нескольких программ других авторов:

1.Программа Е.В. Колесниковой «Математические ступеньки» для детей 5-7 лет
2.Грамотейка. Интеллектуальное развитие детей 6-7 лет. Земцова О. Н.
При отборе содержания и его организации мы опирались на следующие принципы:
- принцип научности;
- принцип системности;
- принцип доступности;
- принцип наглядности;
-принцип единства диагностики и коррекции.

Цель программы.
Цель данной развивающей программы направлена на развитие познавательных процессов для
комплексной подготовке ребенка к обучению в школе.

Задачи программы.
Задачи программы:
- развивать познавательные процессы: память, внимание, мышление, воображение,
восприятие;
- развивать коммуникативные навыки;
- развивать творческие способности дошкольников;
- развивать мелкую моторику рук, координацию действий;
- формировать количественные представления;
- научить выражать свои мысли и чувства;
- помочь сформировать чёткие представления о школе и формах школьного поведения.
Адресность программы.
Целевые ориентиры развития в подготовительной к школе группе
Социально-коммуникативное развитие.
После 6 лет ребенок продуктивно сотрудничает, понимает и принимает инструкцию,
удерживает цель задания, планирует свои действия и оценивает их результат. Его общение
трансформируется из внеситуативно-познавательной формы во внеситуативно-личностную.
В этот возрастной период ребенок проявляет способность к общению со сверстниками,
готовность к адекватным межличностным отношениям; инициативу и самостоятельность в
игре и общении; умеет выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности.
Как правило такое развитие касается межличностных отношений в среде сверстников, когда
необходимо учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам, радоваться
успехам, адекватно проявлять эмпатию и другие нравственные чувства (взаимопомощь и

отзывчивость); подчиняться общим правилам и социальным нормам в разных ситуациях.
В процессе совершенствования игровой деятельности развиваются умения включаться
в сюжет игры, действовать по правилам, соблюдать очередность в настольно-печатных и
подвижных играх, проявляя волевые качества; улучшается регуляция и контроль деятельности
и поведения.
У ребенка появляется стойкий интерес и основные умения в изобразительной
деятельности, конструировании из разного материала. В продуктивных видах деятельности
используются знания, полученные в ходе прогулок и наблюдений, знакомства с
художественной литературой, картинным материалом, народным творчеством.
В процессе разных видов деятельности у ребенка формируется положительное
отношение к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе. Появляются умения
обладать чувством собственного достоинства, стремление к самостоятельности, проявления
относительной независимости от взрослого.
В этом возрасте у ребенка полностью сформированы навыки самообслуживания и
представления о здоровом образе жизни, умения соблюдать правила безопасного поведения и
личной гигиены.
Познавательное развитие.
В старшем дошкольном возрасте продолжает развиваться внимание: оно становится
более произвольным, совершенствуется и восприятие.
Овладевая навыками восприятия свойств и отношений предметов, ребенок седьмого
года жизни приобретает представления о пространстве, у него развивается пространственная
ориентировка на основе воспринятых ранее пространственных свойств и отношений
предметов, которые он может обозначить словом. Изменяется и восприятие отдельных
предметов. Оно становится более целостным, четким и в то же время дифференцированным:
дошкольник не только хорошо знает общие очертания предмета, но и умеет выделить его
существенные части, правильно представлять себе их форму, соотношение по величине,
пространственное

расположение.

Это

дает

ему

возможность

безошибочно

решать

познавательные задачи: складывать разрезные картинки (кубики), узнавать целое по части,
дорисовывать предметы, собирать их из готовых форм и т. д. Кроме того, развитие целостного
восприятия становится основой возникновения и развития навыка предметного рисунка. В
этот возрастной период совершенствуется оперирование образами-представлениями об
окружающей действительности, появляется возможность оперировать количественными
представлениями, решать простые устные задачи на сложение и вычитание в пределах 6-и.
На основе образного мышления начинает формироваться словесно-логическое
мышление, которое дает возможность решения более широкого круга задач, усвоения новых
знаний. Ребенок понимает временную последовательность, может описать явления природы в
форме рассказа, нарисовать образ близкого человека с характерными деталями.

Речевое развитие.
К 7 году жизни у дошкольника развивается связная речь, совершенствуется ее звуковая
сторона, грамматический строй и лексика: ребенок стремится к речевому общению, участвует
в диалоге. В детских высказываниях отражаются как расширяющийся словарь, так и характер
обобщений, формирующихся в этом возрасте. Активно употребляются обобщающие
существительные, синонимы, антонимы, прилагательные и т. д. В результате правильно
организованной образовательной работы у детей развиваются диалогическая и некоторые
виды монологической речи. Развивается регулирующая функция речи, которая имеет большое
значение в организации деятельности и поведения детей.
Физическое развитие.
На седьмом году жизни у дошкольника сформированы представления о принципах
здорового образа жизни; общие физические навыки в движениях; появляется способность
выполнять сложные двигательные акты; улучшается техника выполнения движений,
совершенствуются двигательные качества. Сформирована пространственная организация
движений, слухо-зрительно-моторная координация и чувства ритма.
В подготовительной к школе группе завершается дошкольный возраст.
К концу дошкольного возраста ребенок обладает высоким уровнем познавательного и
личностного развития, что позволяет ему в дальнейшем успешно учиться в школе. Его
основные достижения связаны с освоением мира вещей как предметов человеческой
культуры;

освоением

форм

позитивного

общения

с

людьми;

развитием

половой

идентификации, формированием социальной позиции школьника.

Продолжительность программы.
Форма работы – групповая. На занятия отводится 30-40 мин, 2 раза в неделю. Программа
рассчитана на 34 занятия. Срок реализации – I полугодие учебного года (сентябрь-декабрь
2024 ) Структура занятий:
1. Вводная часть (знакомство: упражнения – приветствия, игры – разминки).
2. Основная часть (задания, игры на развитие познавательных процессов: восприятия,
памяти, внимания, воображения, развитие мелкой моторики, координацию движения,
сформировать количественные представления).
3. Заключительная часть (ритуал прощания, рефлексия занятия).
Требования к результату усвоения программы.
Дети могут научиться:
 группировать предметы по заданным признакам (внешнему признаку, назначению,
материалу и т.п.);

 выделять

заданное количество

на слух,

называть итоговое число,

показать

соответствующую цифру;
 изобразить графически знакомую цифру;
 составить простую задачу в пределе 1-7 с опорой на счетный материал, иллюстрацию;
 ориентироваться на альбомных и тетрадных листах;
 различать слова, слоги, слова – короткие –длинные, отхлопывать заданное количество
слов в словах, выкладывать условные обозначения в соответствии с заданными
образцами;
 различать звуки речи и бытовые шумы, звуки речи: гласные-согласные звуки, звонкиеглухие;
 определять позицию звука в слове (начало-середина-конец);
 различать простые предложения, составлять предложения по картинке, по своим
действиям, составлять схему предложения;
 определять последовательность и количество слов в предложении;
 подбирать картинку к прочитанному литературному тексту, сказки;
 раскладывать последовательно серию сюжетных картинок, рассказать по картинкам
последовательно действия героев по сюжету;
 определять в реальности и по иллюстрациям времена года, назвать основные признаки
времени (действия людей, изменения в природе и в жизни диких животных);
 отображать изобразительными средствами признаки конкретного времени года (в
лепке, рисунке, аппликации);
 определять время суток, в речи озвучить свои действия и действия сверстников в
соответствии со временем суток (режим дня);
 ориентироваться на циферблате часов, знать части часов (стрелки, цифры, назначение),
определить ровное время по часам (9,12, 3, 6).

Система оценки достижений планируемых результатов.
Освоение
адаптированных
дополнительных
общеразвивающих
программ
сопровождается проведением текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации
обучающихся, осуществляется в форме – психолого-педагогической диагностики, с
применением методов, установленных учебными планами: наблюдение, беседа, анализ
продуктов деятельности, мониторинг.

Список литературы
1.Агапова И. А., Давыдова М.А. Комплексная подготовка детей к школе. Книга для детей и
взрослых. – М.; 2003.
2.Айзман М.И. и др. Подготовка ребенка к школе.- Томск, 1994.
3.Венгер Л.А., Венгер А.Л. Готов ли ваш ребенок к школе? - М.; 1994.
4.Гуткина Н.И. Новая программа развития детей старшего дошкольного возраста и подготовки
их к школе. /Психолог в детском саду. 2007. - №4 .
5.Косина Е. Гимнастика для пальчиков. Развиваем моторику. – М.; 2004.
6.Клецова Т.Л. Программа по развитию внимания для детей старшего дошкольного возраста. –
Тюмень, 2005.
7.Мухина В.С. Возрастная психология. – М.; 2000.
8.Севостьянова Е.О. Хочу все знать! Развитие интеллекта детей 5-7 лет: Индивидуальные
занятия, игры, упражнения. – М.; 2005.

Календарно-тематический план
Цель программы: цель развивающей программы – направлена на развитие познавательных процессов по комплексной подготовке ребенка к
обучению в школе.
Категория обучающихся: дети в возрасте 6 лет.
Сроки обучения: 34 занятия, первая половина учебного года (сентябрь-декабрь 2024г).
Режим занятий: 2 раза в неделю, продолжительность занятия не более 30- 40 минут, форма работы – групповая.
№

I

Название разделов и тем

Количество
занятий

Дата проведения
планируемая фактическая

Диагностика познавательной сферы

1.1.

диагностика

1

3.09

1.2.

диагностика

1

06.09

1.3.

диагностика

1

10.09

1.4.

диагностика

1

13.09

II

Элементарные математические представления

19

1.

Пространственные представления

4

1.1.

Пространственное положение предметов

1

17.09

1

20.09

справа , слева, между.
1.2.

Пространственные отношения: Внутри-снаружи,
впереди -сзади.

1.3.

Пространственные отношения: длиннее, короче.
Сравнение длины.

1

24.09

1.4.

Знакомство с пространственными фигурами.

1

27.09

2.

Временные представления

4

2.1.

Последовательность времен года и сезонные изменения

1

01.10

2.2.

Чередование месяцев в году

1

04.10

2.3.

Дни недели и их последовательность

1

08.10

2.4.

Части суток.

1

11.10

3.

Количественные представления

11

3.1.

Число 2

1

15.10

3.2.

Число 3

1

18.10

3.3.

Число 4

1

22.10

3.4.

Число 5

1

25.10

3.5.

Число 6

1

29.10

3.6.

Число 7

1

01.11

3.7.

Число 8

1

05.11

3.8.

Число 9

1

08.11

3.9.

Число 10

1

12.11

3.10

Текущий контроль

1

15.11

Счетные операции в пределах 10.

1

Целостная картина мира

11

1.

Предметное и социальное окружение

6

1.1.

Человек. Строение.

1

22.11

1.2.

Эмоции.

1

26.11

1.3.

Профессии: врач, учитель, строитель, повар, пожарник

1

29.11

1.4.

Рабочие инструменты

1

03.12

1.5.

Музыкальные инструменты.

1

06.12

1.6.

Спортивные принадлежности

1

10.12

2.

Ознакомление с природой

5

2.1.

Животные России

1

13.12

2.2.

Растения России.

1

17.12

2.3.

Промежуточная аттестация

1

20.12

2.4.

Обитатели морей и океанов

1

24.12

1

27.12

3.11.
III

2.5.

Неживая природа

19.11

Приложение 1
Муниципальное казенное образовательное учреждение для детей,
нуждающихся в психолого-педагогической и
медико-социальной помощи
«Центр диагностики и консультирования»
Мониторинг текущего контроля успеваемости
2024-2025 учебный год.
.
ФИО специалиста: Канаева Татьяна Викторовна
Должность специалиста: педагог-психолог
Возраст обучающихся в группе дети 6 лет
Название программы: «Развитие познавательной сферы для детей 6 лет»
Дата заполнения:

Результат освоения программы

Элементарные
математические

Определяет
пространственное

Кравцов Денис

Серебряков Михаил

Серебряков Артем

Крапивина Виктория

Доброхотов Платон

Елгиев Ренат

Ощепкова виктория

Алексеев Никита

Платонова Анастасия

Назарова Ярослава

Тешабоев Никита

Резвых Леонид

Калинкина Василиса

Ф.И. обучающегося

Ершова Мирослава

Оцениваемые параметры

представления

положение
предметов справа ,
слева, между.
Определяет
пространственные
отношения:
Внутри-снаружи,
впереди -сзади.
Определяет
пространственные
отношения:
длиннее, короче.
Сравнение длины.
Знает
пространственные
фигуры.
Знает
последовательность
времен года и
сезонные
изменения
Знает чередование
месяцев в году
Знает дни недели и
их
последовательность
Знает части суток
Знает число 2
Знает число 3
Знает число 4

Знает число 5
Знает число 6
Знает число 7
Знает число 8
Знает число 9
Знает число 10
Уровень освоения программой

Канаева Т.В._______________

Результат освоения программы

Уровень освоения программы

Владеет (+)

Высокий уровень

Частично владеет (×)

Средний уровень

Не владеет (−)

Низкий уровень

Приложение 2
Муниципальное казенное образовательное учреждение для детей,
нуждающихся в психолого-педагогической и
медико-социальной помощи
«Центр диагностики и консультирования»
Мониторинг промежуточной аттестации
2024-2025 учебный год.

.
ФИО специалиста: Канаева Татьяна Викторовна
Должность специалиста: педагог-психолог
Возраст обучающихся в группе дети 6 лет
Название программы: «Развитие познавательной сферы для детей 6 лет»
Дата заполнения:

Результат освоения программы
Элементарные
математические
представления

Определяет
пространственное
положение
предметов справа ,

Кравцов Денис

Серебряков Михаил

Серебряков Артем

Крапивина Виктория

Доброхотов Платон

Елгиев Ренат

Ощепкова Виктория

Алексеев Никита

Платонова Анастасия

Назарова Ярослава

Тешабоев Никита

Резвых Леонид

Калинкина Василиса

Ф.И. обучающегося

Ершова Мирослава

Оцениваемые параметры

слева, между.
Определяет
пространственные
отношения:
Внутри-снаружи,
впереди -сзади.
Определяет
пространственные
отношения:
длиннее, короче.
Сравнение длины.
Знает
пространственные
фигуры.
Знает
последовательность
времен года и
сезонные изменения
Знает чередование
месяцев в году
Знает дни недели и
их
последовательность
Знает части суток
Знает число 2
Знает число 3
Знает число 4
Знает число 5
Знает число 6
Знает число 7
Знает число 8

Знает число 9
Знает число 10
Знает профессии:
врач, учитель,
строитель, повар,
пожарник
Знает рабочие
инструменты
Знает музыкальные
инструменты
Знает спортивные
принадлежности
Целостная
картина мира

Знает животных.
Знает растения

Уровень освоения программой

Результат освоения программы
Программа освоена (+)
Частично освоена (×)
Не освоена (−)

Уровень освоения программы
Высокий – полностью освоил программный
курс
Средний – не полностью освоил программный
курс
Низкий – не освоил программный курс

Уровень обученности обучающегося (результат промежуточной аттестации):
Результат освоения
программы

Уровень освоения программы

Программа освоена

Высокий – полностью освоил
программный курс
Программа частично Средний - не полностью освоил
освоена
программный курс
Программа
не Низкий - не освоил программный
освоена
курс
Всего обучающихся
Канаева Т.В.

______________________

Количество
обучающихся

Процент освоения
программы


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».