РАССМОТРЕНО на заседании педагогического совета МКОУ «ЦДК» протокол № ____ от « __» _________________ 2024г. УТВЕРЖДАЮ директор МКОУ «ЦДК» ____________ Лосяков С. В. приказ № от « » 2024г. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «Развитие речи детей трех лет» Составитель: Путято татьяна Николаевна, учитель-логопед высшая квалификационная категория Емельяново, 2024 Пояснительная записка. Актуальность и перспективность программы. Рост социальной неопределенности, нарастающая скорость социально- экономических изменений, расширяющиеся границы информационного общества, спектр информационно-коммуникационных технологий порождает новую социальную ситуацию развития ребенка, несущую определенные риски в развитии детей. Отмечается рост группы детей, характеризующихся ускоренным развитием, а также детей: с проблемными вариантами развития; детей растущих в условиях социально-экономического, педагогического, медико-биологического и психологического риска, что приводит к нарастанию различий в динамике развития детей, в степени их способностей. Повсеместно встречается неблагоприятная тенденция к обеднению и ограничению общения детей с другими детьми, что приводит к росту явлений социальной изоляции, низкому уровню коммуникативной компетентности детей, низкой мотивации общения и сотрудничества с другими детьми. В следствие этого отмечается задержанное речевое развитие у детей младшего дошкольного возраста. А речь традиционно рассматривается, как необходимый компонент гармонично развивающейся личности. Ни одна форма психической деятельности не протекает без прямого или косвенного участия речи. Возникновение речи существенным образом перестраивает память, восприятие и мышление, позволяя совершенствовать мыслительные операции. В непосредственной зависимости от речи находится становление эмоций, характера, личности в целом, что подтверждает наличие тесной связи между эмоциональным, когнитивным и речевым развитием на которую указывали Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн. Важнейшим достижением раннего возраста является овладение ситуативноделовым общением, переходящим в сотрудничество с взрослым. В ходе общения ребенок фиксирует взор на лице взрослого, употребляет невербальные средства общения (смотрит в лицо, эмоционально реагирует, пользуется указательным жестом и др.), а затем и вербальными средствами общения (произносит звуки, фразы, слова). В ходе взаимодействия со взрослым он повторяет за ним действия, или подражает ему, или действует по речевой инструкции. В процессе организованной взрослым, обращает внимание на предметно-игровой ситуации, сверстников и стремится к взаимодействию с ними. На втором году жизни происходит становление отдельных представлений о себе, которые постепенно складываются в первоначальный образ «Я» и проводят к появлению феномена «Я сам». Одним из важных возрастных приобретений этого периода является стремление к самостоятельности в быту: ребенок поддерживает опрятность, учится пользоваться ложкой и чашкой, самостоятельно есть. К трем годам среди важных достижений возраста отмечаются умения называть свое имя (например, «Я - Саша») и половую принадлежность («Я- мальчик», показывать жестом или называть словом свой возраст. Ребенок более свободно начинает ориентироваться в собственном теле: на вопрос «Где…?» может показывать части тела (шею, глаза, ногти, локти). Ему становятся доступны элементарные родственные связи: выделяет и называет имена близких людей (мамы, папы, бабушки, брата или сестры). Социально-коммуникативная активность проявляется в обозначении словом своего настроения и настроения другого человека: грустный или веселый, в умении согласовывать свои действия с действиями другого в игре, начинает понимать и придерживаться заданных игрой правил, воссоздаает знакомый социальный сюжет с игрушками, отражая в своем поведении опыт взаимодействия между людьми. Социальная активность 3-х летнего ребенка особенно заметна становится в бытовой самостоятельности: он принимает участие в сервировке стола, убирает за собой посуду; владеет навыками опрятности (пользуется туалетом, моет руки), одевается и раздевается (снимает и надевает некоторые предметы одежды и обуви, застегивает кнопки, липучки). Познавательное развитие в раннем возрасте тесно связано с интересом к окружающему предметному миру. Ребенок, проявляя свою активность, стремится познакомиться с возможно большим количеством предметов, вовлекая их в свою предметно-игровую деятельность. Развитие предметных действий влияет на развитие восприятия: происходит знакомство не только со способами употребления предметов, но и с их свойствами – формой, величиной, цветом, массой, материалом и т.п. В этот период у ребенка возникают простые формы наглядно-действенного мышления, самые первичные обобщения, непосредственно связанные с выделением тех или иных внешних и внутренних признаков предметов. Он находит результативныйспособ решения практической задачи в игровых или жизненных ситуациях, пробует дать верную оценку результату действий (получилось или не получилось), использует предмет-орудие для удовлетворения своих познавательных потребностей и учитывает свойство предмета–цели. К концу раннего возраста ребенок способен делать выбор предметов по образцу в соответствии с формой и величиной, а позже и с цветом. У него определяется ведущая рука и начинает формироваться согласованность действий обеих рук. В раннем возрасте интенсивно развивается речь. Освоение речи является одним из основных достижений детей второго-третьего года жизни. Она становится важнейшим средством передачи детям общественного опыта. Если к возрасту 1 года ребенок имеет в словаре 10–20 лепетных слов, то к 3-м годам его словарь насчитывает более 400 слов. На протяжении раннего возраста речь приобретает все большее значение для всего психического развития. Возникновение речи тесно связано с деятельностью общения, она появляется для целей общения и развивается в его контексте. Потребность в общении формируется при активном воздействии взрослого на ребенка. Смена форм общения также происходит при инициативном воздействии взрослого на ребенка. Он понимает и действует в соответствии со сложной речевой инструкцией, усваивает новую информацию через вербальные средства. Овладение фразовой речью с лексико-грамматическими нормами языка позволяет ребенку выражать свои потребности и желания, соблюдать социальные нормы (обращаться с просьбой, прощаться, приветствовать и др.). В речевых высказываниях «читается» его эмоциональное состояние, он может выразить свое отношение к эмоциональному состоянию других, словесно оценить свое поведение. Физическое развитие в раннем возрасте – определяет активность ребенка в пространстве. После 12 месяцев он постепенно овладевает основными движениями: ходьбой, бегом, лазанием, прыжками, метанием. Он может ходить по лестнице переменным шагом без опоры, бросать и ловить мяч обеими руками с близкого расстояния. При обучении овладевает ездой на трехколесном велосипеде, самокате. Все эти физические умения совершенствуются на протяжении раннего периода жизни и переходят в устойчивые навыки, которые обеспечивают самостоятельность ребенка в познании окружающего мира и во взаимодействии с социумом. Таким образом, в раннем детстве можно отметить активное развитие следующих психических действенного сфер: общения, мышления), речевой, познавательной двигательной и (восприятия, наглядно- эмоционально-волевой сферы; самостоятельности в быту. В Емельяновском районе дети в возрасте 2 лет остаются не охваченными детскими дошкольными образовательными организациями, соответственно не представлена помощь в развитии речи, развитии и совершенствовании коммуникативных навыков детей, что приводит к речевому дизонтогенезу, социальной дезадаптации, нарушениям интеллектуального развития. При этом комплексный подход к диагностике и коррекции речевых нарушения у детей в возрасте 2 лет может быть осуществлен в Центре диагностики и консультирования в Службе ранней помощи, как одной из современных форм психолого-педагогической и медико-социальной помощи детям, имеющим проблемы в развитии, обучении и социальной адаптации. Это и определило необходимость составления рабочей программы «Развитие речи у детей 2 лет». Данная программа составлена на основе общеобразовательной программы «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. Данная программа определяет содержание и организацию образовательного процесса в ДОУ, направлена на гармоничное развитие личности ребенка, адаптацию детей к условиям детского сада. Цель рабочей программы более узкая, в связи с этим основная программа была модифицирована: к использованию взяты разделы по развитию речи и коммуникации, реализовываться данная программа будет в условиях Центра диагностики и консультирования. Актуальность рабочей программы определяется большим количеством детей, имеющих задержку речевого развития, стойкой тенденцией к росту частоты обращений родителей таких детей, необходимостью своевременного оказания данной категории детей коррекционно-логопедической помощи, позволяющей предупредить вторичные отклонения в развитии и снизить риск дезадаптации. Научные, методологические, нормативно-правовые и методологические основания программы. Рабочая программа составлена в соответствии с: 1.Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ; 2.Письмом Минобрнауки России от 10.02.2015 № ВК-268/07 «О совершенствовании деятельности центров психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи» (вместе с «Рекомендациями Министерства образования и науки РФ органам государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере образования по совершенствованию деятельности центров психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи»); 3.Федеральным Законом «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ» № 124-ФЗ от 24.07.1998г; 4.СанПин 2.4.4.3.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей»; 5.Приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 09.11.2018г. № 196 г. «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» 6.Концепцией развития дополнительного образования детей в РФ № 1726-р от 4 сентября 2014г.»; 7.Уставом Муниципального казенного образовательного учреждения, для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи «Центр диагностики и консультирования». Практическая значимость рабочей программы. Рабочая программа направленность. имеет коррекционно-развивающую и логопедическую Помимо формирования речевой деятельности активно способствует когнитивному и эмоционально-личностному развитию. При отборе содержания основывалась на следующие принципы: 1.Принцип природосообразности, который учитывает общность развития нормально развивающихся детей и детей с общим недоразвитием речи и основывается на онтогенетическом принципе, учитывая закономерности развития детской речи в норме; 2.Принцип комплексности (тесной взаимосвязи работы специалистов педагогического и медицинского профилей) способствует более высоким темпам общего и речевого развития детей; 3.Принцип построения образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка; 4.Принцип содействия и сотрудничества детей и взрослых; 5.Принцип единства диагностики и коррекции; 6.Принцип возрастной адекватности: соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития. Цель– формирование речевой деятельности, для профилактики вторичных нарушений интеллектуального развития. Задачи: 1.Совершенствовать понимание речи; 2.Обогащать и накапливать активный и пассивный словарь; 3.Развивать мелкую моторику пальцев рук; Работа по речевому развитию ведется по следующим направлениям: восприятие и понимание русскоязычной речи, звуковая, интонационная культура речи, слуховое восприятие, речь как средство общения (положительное взаимодействие в процессе общения, выражение просьбы, вопроса, пожелания, поддержание диалога), готовность к обучению грамоте, развитие речи в ходе знакомства с сюжетами русских сказок, детской художественной литературой. Адресность программы: Программа «Развитие речи у детей 3 лет» предназначена для детей, у которых речь малоразборчива, непонятна для окружающих и представлена короткими лепетными фразами. Продолжительность программы. Программа предусматривает проведение 34 занятия. Форма реализации программы – групповые детско-родительские занятия. Продолжительность занятия от 15 до 20 минут, т.к. нервная система ребенка в возрасте от 2 до 3 лет отличается недостаточной подвижностью нервных процессов, внимание непроизвольное. Продолжительность занятия от 15 минут до 20 минут обусловлена слабой включенностью некоторых детей в образовательный процесс (не возможность усадить за стульчик, отказ от занятия). Групповое занятие проводиться не реже 2 раз в неделю. На занятиях логопед работает и с детьми, и с родителями, просит фиксировать весь ход занятия, обучает их способам и методам развития речи у детей. От родителей требуется повторять дома задания, копировать действия педагога и их последовательность. Форма реализации программы – групповые детско-родительские занятия. Общее время ведения программы 34занятия. Требования к результату усвоения программы: При условии успешной реализации данной программы будет наблюдаться положительная динамика в накоплении и обогащении словарного запаса, развитии понимания речи, активизация речевой деятельности, развитии связной речи и речевого подражания. Дети смогут: без затруднений выполнять инструкции; знавать и правильно показывать предметы и игрушки; понимать значения слов и обобщающего значения слова; произносить двухсловные предложения; правильно держать карандаш и уметь им пользоваться; выражать желания с помощью простых просьб и предложений. Возраст 2 – 3 года Задачи обучения и воспитания. Восприятие и понимание русскоязычной речи: развивать слуховое восприятие и слуховое внимание посредством игровых занятий с различными звучащими предметами. Звуковая, интонационная культура речи, слуховое восприятие: создавать предпосылки к развитию активной речи. Речь как средство общения (положительное взаимодействие в процессе общения, выражение просьбы, вопроса, пожелания, поддержание диалога): учить называть себя по имени и обращаться к детям в группе по имени; побуждать детей произносить простые фразы в действиях с игрушками, произносить простые просьбы в режимных моментах; учить положительно взаимодействовать со сверстниками, выполнять совместные действия по речевой инструкции: передавать игрушку другому ребенку; продолжать учить соотносить слова с предметами по определенным темам (игрушки, посуда, птицы, животные, одежда, обувь); учить понимать слова, обозначающие действия, в играх с предметами, подвижных и музыкальных играх; учить понимать слова, обозначающие свойства и качества предметов (мячик большой, красный, круглый); учить озвучивать действия с предметом. учить произносить слова с различной интонацией, вежливо обращаться к взрослому и детям; учить выражать свои пожелания и просьбы, задавать вопросы, отвечать на вопросы в процессе режимных моментов и в свободной деятельности. Система оценки достижения планируемых результатов. Освоение адаптированных дополнительных общеразвивающих программ сопровождается проведением текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся, осуществляется в форме – психолого-педагогической диагностики, с применением методов, установленных учебными планами: наблюдение; беседа; анализ продуктов деятельности; мониторинг. Ориентиры развития к концу третьего года жизни Дети могут научиться: различать звучание разных предметов; понимать обращенную к ним речь; произносить простую фразу, состоящую из 2-3 слов; различать слова, обозначающие свойства и качества, назначения предметов. Учебно-тематический план: № Название разделов и тем Коли п/ чест п во заня тий I Диагностика речевого развития 4 1. Диагностика 1 2. Диагностика 1 3. Диагностика 1 4. Диагностика 1 II Совершенствование понимания речи 10 1. Имена (своё и близких людей) 1 2. Овощи 1 3. Фрукты 1 4. Осень 1 5. Природа осенью 1 6. Игрушки 1 7. Слова, обозначающие окружающих людей в 1 соответствии с их возрастом и полом («девочка», «мальчик», «бабушка», «дедушка», «тётя», «дядя») 8. Слова обозначающие предметы, находящиеся в 1 комнате 9. Слова обозначающие предметы, находящиеся в 1 саду, во дворе, на улице. 10. Слова обозначающие предметы, находящиеся на 1 улице. III 7 Формирование звуковой культуры речи 1. Формирование звуковой культуры речи, 1 ритмические рисунки сопряженно, отраженно 2. Гласные звуки 1 3. Согласные звуки раннего генеза 1 4. Слоговые ряды 1 5 Слоговые ряды с общим согласным 1 6. Слоговые ряды с общим гласным 1 7. Текущий контроль 1 Развитие экспрессивного словаря 1. Теплая одежда 2. Обувь 3. Признаки осени 4. Предлоги 5. Посуда 6. Птичий двор 7. Домашние животные и их детеныши 8. Дикие животные 9. Животные и их детеныши 10. Кто где живет? 11. Промежуточная аттестация 12. некоторых признаков предметов: цвет (красный, IV 17 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Дата проведения Планируем Фактиче ая ская 03.09 05.09 10.09 12.09 17.09 19.09 24.09 26.09 01.10 03.10 08.10 10.10 15.10 17.10 22.10 24.10 29.10 31.10 05.11 07.11 12.11 14.11 19.11 21.11 26.11 28.11 03.12 05.12 10.12 12.12 17.12 19.12 24.12 синий, желтый, зеленый 13. размер (большой, маленький), Итого: 1 34 26.12 Список литературы: 1. Архипова Е.Ф. Логопедическая работа с детьми раннего возраста: Учеб. Пособие. – М.: АСТ: Астрель, 2007. 2. Аскарина Н.М., Кистяковская М.Ю., Ладыгина Н.Р., Эйгес Н.Р. Развитие и воспитание ребенка от рождения до трех лет. – М., 1969. 3. Винарская Е.Н. Раннее речевое развитие ребенка: Актуальные проблемы дефектологии. – М., 1992. 4. Гвоздев А.Н. Вопросы изучения детской речи. – М.: Изд-во АПН РСФСР,1961. 5. Громова О.Е., Соломатина Г.Н. Логопедическое обследование детей 2-4 лет. Методическое пособие. – М.: ТЦ Сера, 2004. 6. Ефименкова Л.Н. Формирование речи у дошкольников. – М., 1981. 7. Жукова Н.С. Отклонения в развитии детской речи.- М., 1994. 8. Жукова Н.С. Преодоление недоразвития речи у детей: Учеб.-метод.пособие. — М.: Соц.полит, журн., 1994. 9. Земцова О.Н. Умные книжки. Развиваем речь у детей 1-2 лет. ООО «Издательская группа «Азбука-аттикус»». 2015 10. Земцова О.Н. Умные книжки. Послушный карандаш. ООО «Издательская группа «Азбука-аттикус»». 2015 11. Земцова О.Н. Умные книжки. Знакомство с окружающим миром у детей 1-2 лет. ООО «Издательская группа «Азбука-аттикус»». 2015 12. Кольцова М.М. Ребенок учится говорить. – М., 1979. 13. Леонтьев А.А. Психолингвистические единицы и порождение речевого высказывания. М., 1969. 14. Логопедия: Учеб. Для студ. дефектол. фак. пед. высш. учеб. Заведений. /Под ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. 15. Лубовский В.И. Основные проблемы ранней диагностики и ранней коррекции нарушений развития //Дефектология.1994. № 2 16. Новиковская О. Альбом по развитию речи для самых маленьких. АСТ.: Москва. 17. Нищева Н.В. Программа коррекционно-развивающей работы в логопедической группе детского сада для детей с общим недоразвитием речи (с 4-7 лет). – СПб.: ДЕТСТВО – ПРЕСС, 2006 18. Нищева Н.В. Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи. – СПб., 2005 19. Основы логопедической работы с детьми: Учебное пособие для логопедов, воспитателей детских садов, учителей начальных классов, студентов педагогических училищ / Под общ. ред. д.п.н., проф. Г.В. Чиркиной. – 2-е изд., испр. – М.: АРКТИ, 2003. 20. Розенгарб - Пупко Г.И. Формирование речи у детей раннего возраста.- М., . 1963. 21. Янушко Е. Помогите малышу заговорить! Развитие речи детей 1,5-3 лет. – М.: Теренинф, 2009. Муниципальное казенное образовательное учреждение для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи «Центр диагностики и консультирования» Мониторинг текущего контроля успеваемости 2024-2025 учебный год. ФИО специалиста: Путято Т.Н. Должность специалиста: учитель - логопед Возраст обучающегося (обучающихся): 2 год Название программы: «Развитие речи детей 2 лет» Дата заполнения: 12.11.2024 Оцениваемые параметры ФИ обучающегося (обучающихся) Результат освоения программы Гласные звуки Согласные звуки раннего генеза Воспроизведение звукоподражаний Совершенствовани е понимания речи, умение вслушиваться в обращенную речь педагога Слова обозначающие предметы и игрушки по инструкции логопеда Слова обозначающие части тела Слова обобщающего значения Уровень освоения программы: Совершен ствование понимани я речи Примечание фиксация результатов: Результат освоения программы Владеет (+) Уровень освоения программы Высокий уровень Частично владеет (×) Средний уровень Не владеет (−) Низкий уровень ФИО специалиста _____________________ Муниципальное казенное образовательное учреждение для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи «Центр диагностики и консультирования» Мониторинг промежуточной аттестации 2024-2025 учебный год. ФИО специалиста: Путято Т.Н. Должность специалиста: учитель - логопед Возраст обучающегося (обучающихся): 2лет Название программы: «Развитие речи детей 2лет» Дата заполнения: 19.12.24 Оцениваемые параметры ФИ обучающегося (обучающихся) Результат освоения программы Развитие экспресси вного словаря Говорит до 300 слов Строит короткие предложения из 2-3 слов Говорит не менее 12 слов Говорит не менее 30-40 слов Комбинирует слова Строит короткие предложения из 2-3 слов Пытается строить сложные предложения Произносит слоги сочетания, соотнося их с конкретным лицом, действием, предметом Уровень программы: Осознанно использует слова мама папа освоения Примечание фиксация результатов: Результат освоения программы Программа освоена (+) Частично освоена (×) Не освоена (−) Уровень освоения программы Высокий – полностью освоил программный курс Средний – не полностью освоил программный курс Низкий – не освоил программный курс Уровень обученности обучающегося (результат промежуточной аттестации): Результат освоения программы Уровень освоения программы Программа освоена Высокий – полностью освоил программный курс Программа частично Средний - не полностью освоил освоена программный курс Программа не Низкий не освоил освоена программный курс Всего обучающихся ФИО специалиста _____________________ Количество обучающихся Процент освоения программы