Рассмотрено на заседании методического совета МКОУ «ЦДК» протокол № 2 от « 13 » сентября 2024 г. УТВЕРЖДАЮ: директор МКОУ «ЦДК» __________ Лосяков С.В. приказ № 17 от « 13 » сентября 2024 г. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «Психолого-педагогическое сопровождение ребенка 2 лет с задержкой психического развития» Составитель Осанина Евгения Сергеевна, педагог-психолог 1 квалификационной категории Емельяново, 2024 Актуальность и перспективность Предлагаемая программа является психолого-педагогической коррекционно-развивающей программой дополнительного образования и разработана для ребенка-инвалида с ОВЗ с задержкой психического развития и синдромом Дауна. Для ребенка характерно недостаточное понимание речи, бедный (практически отсутствует) словарный запас, низкая концентрация внимания, быстрая утомляемость, недостаточный уровень сформированности общей и мелкой моторики, замедленный темп становления познавательной деятельности, задержка речевого и сенсорного развития, нарушение зрительного восприятия, несоответствие физического и интеллектуального развития данному возрасту. Программа направлена на решение проблем повышения эффективности организации психолого-педагогической помощи детям с ОВЗ в условиях Центров психологопедагогической, медицинской и социальной помощи и организаций, осуществляющих образовательную деятельность. Организация психологического сопровождения далее, в условиях ППМС-центра, будет зависеть от сложности структуры дефекта, специфики нарушений и потенциала ребенка. Индивидуально ориентированные рекомендации служат основой для разработки программы психологического сопровождения ребенка. Научные, методологические, нормативно-правовые и методические основания программы. Разработанная программа опирается на следующие законодательные и правовые документы и составлена в соответствии с: 1. Конвенцией ООН о правах ребенка; 2. Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12. 2012 года № 273-ФЗ; 3. Письмом Минобрнауки России от 10.02.2015 № ВК-268/07 «О совершенствовании деятельности центров психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи» (вместе с «Рекомендациями Министерства образования и науки РФ органам государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере образования по совершенствованию деятельности центров психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи»); 4. Федеральным Законом «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ» № 124-ФЗ (с изм. на13.07.2015г.); 5. СанПин 2.4.4.3.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей»; 6. Приказом Министерства просвещения РФ от 9.11.2018г. № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» (с изменениями от 30.09.2020); 7. Уставом Муниципального казенного образовательного учреждения, для детей нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи «Центр диагностики и консультирования». Данная программа построена на основе возрастного и культурно-исторического подходов к пониманию закономерностей развития психики и личности ребенка, исходя из следующих идей: - психика ребенка обладает качественно другими характеристиками, чем психика взрослого человека, и лишь в процессе онтогенетического развития она начинает обладать характеристиками взрослого; - психика имеет свою логику развития: более поздние структуры возникают в филогенезе и онтогенезе в результате качественного преобразования более ранних структур; - психическое развитие на каждом возрастном этапе подчиняется определенным возрастным закономерностям, а также имеет свою специфику, отличную от другого возраста; - психика человека - феномен культурного происхождения; - активность, инициативность и субъектность - важнейшие условия полноценного развития ребенка; - состояние развития никогда не определяется только его актуальным уровнем, необходимо учитывать и созревающие функции или зону ближайшего развития, причем последней отводится главная роль в процессе обучения, т.к. сегодняшняя зона ближайшего развития завтра станет для ребенка уровнем его актуального развития; - среда является источником развития ребенка; - одно и то же воздействие по-разному сказывается на детях разного возраста в силу различных возрастных особенностей; - обучение является движущей силой развития ребенка, или "обучение ведет за собой развитие", но лишь такое обучение, которое связано с зоной ближайшего развития ребенка. Кроме того, теоретической базой программы также стали: - идея Л.С. Выготского, А.Р. Лурия об основных закономерностях психического развития "аномального" ребенка; - идея Л.С. Выготского о первичном и вторичном дефекте; - идея триединства теории, диагностики и коррекции, сформулированная М.М. Семаго; - идея М.Р. Битяновой о необходимости психологического сопровождения развития ребенка. Термин "сопровождение", по М. Битяновой, подразумевает: - систематическое отслеживание психолого-педагогического статуса ребенка, динамики его психического развития в процессе обучения; - создание социально-психологических условий для развития личности каждого ребенка, успешности его обучения (базовый образовательный компонент); - создание специальных социально-психологических условий для сопровождения и помощи в обучении и развитии детей с особыми образовательными потребностями (в рамках специального образовательного компонента). Идея психологического сопровождения состоит в том, что необходимо проектировать образовательную среду, исходя из общегуманистических представлений, о необходимости максимального раскрытия возможностей и личностного потенциала ребенка с учетом возрастных нормативов развития, основных новообразований возраста как критериев адекватности образовательных воздействий в логике собственного развития ребенка, приоритетности его развития, целей и ценностей. Практическая направленность. В данной программе представлены технологии организации психологического сопровождения ребенка с проблемами в развитии, трудностями в обучении и социальной адаптации как в условиях ППМС-центра, так и в реальных условиях, непосредственно по месту его пребывания. Необходимость разработки данной программы обусловлена, с одной стороны, увеличением числа детей с ограниченными возможностями здоровья, нуждающихся в ППМС-помощи, и, с другой стороны, дефицитом эффективных коррекционно-развивающих программ, направленных на обеспечение психологического сопровождения данной категории детей в реальных условиях их обучения и воспитания с учетом их психофизиологических и индивидуально-типологических особенностей. Рабочая программа имеет коррекционно-развивающую направленность, способствует когнитивному и эмоционально-личностному развитию. Параллельно предполагается работа по совершенствованию мелкой и общей моторики. Цель и задачи Целью программы является определение путей и направлений развивающей и коррекционной работы в отношении ребенка с ОВЗ в условиях ППМС-центра. Для достижения поставленной цели решаются следующие задачи: - выявление актуального и ближайшего уровней развития ребенка; - проектирование коррекционно-развивающей программы (исходя из результатов психодиагностического исследования); - отслеживание динамики развития ребенка в условиях ППМС-центра, корректировка программы; - проектирование индивидуально-ориентированных рекомендаций для организации дальнейшего психологического сопровождения ребенка в реальных условиях его обучения и воспитания; - снижение эмоционального дискомфорта, - формирование готовности к общению со взрослым, - развитие потребности в сотрудничестве, - развитие коммуникативных навыков, - развитие психических процессов. Адресат Адресатом программы является ребенок-инвалид с ОВЗ с задержкой психического развития с синдромом Дауна и его родители. Продолжительность программы Продолжительность программы составляет 4 месяца со 2 сентября 2024 г. по 27 декабря 2024 г. Учебная программа рассчитана на 34 занятия, 2 раза в неделю. Занятия проводятся в индивидуальной форме, продолжительность занятий составляет 20-30 минут. Требования к результату усвоения программы При условии успешной реализации программы у Ребенка будет отмечаться положительная динамика психического развития, а именно: - стабилизируется эмоциональное состояние Ребенка, снизится уровень тревожности; - снизится количество конфликтов, разрешаемых "силовым" способом, повысится стремление выражать свои потребности в доступной для общения форме; - повысится познавательный интерес и готовность к взаимодействию со взрослыми; - повысится уровень развития психических процессов (внимания, памяти, мышления, пространственных и временных представлений), создающих основу для успешного обучения Ребенка в школе. Система оценки достижения планируемых результатов Освоение адаптированных дополнительных общеразвивающих программ сопровождается проведением текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся, осуществляется в форме – психолого-педагогической диагностики, с применением методов, установленных учебными планами: наблюдение; беседа; анализ продуктов деятельности; мониторинг. Календарно-тематический план № Название разделов и тем п/п Количество часов Дата проведения планируемая фактическая I Диагностика познавательной сферы 1 Диагностика 1 02.09 2 Диагностика 1 04.09 3 4 Диагностика Диагностика 1 1 09.09 11.09 II Введение 1 Вводное адаптационное 1 16.09 занятие III Формирование элементарных математических представлений Величина Величины предметов. 2 «Большой» Величины предметов. 2 «Маленький» Закрепление раздела 1 «Величина» IV Сенсорное развитие 18.09 23.09 25.09 30.09 02.10 1 Цвет. «Красный» 2 2 Цвет. «Желтый» 2 3 Цвет. «Синий» 2 4 Цвет. «Зеленый» 2 5 07.10 09.10 14.10 16.10 21.10 23.10 28.10 30.10 02.11 Закрепление темы 1 «Цвет» VОзнакомление с предметным окружением 1 2 3 Игрушки 1 Машинка 2 2 Текущий контроль 1 3 Кукла 2 4 Пирамидка 2 06.11 11.11 13.11 15.11 20.11 25.11 27.11 5 6 7 8 Матрешка (2хсоставная) Мяч 2 Промежуточная аттестация Кубики 1 Закрепление темы «Игрушки» Итого: 2 2 9 1 34 02.12 04.12 09.12 11.12 16.12 18.12 23.12 25.12 Список используемой литературы: 1. Е. Данилова «Уроки для самых маленьких». Москва «Росмэн- Пресс», 2007. 2. Е.А.Екжанова, Стребелева Е.А «Коррекционно-педагогическая помощь детям раннего и дошкольного возраста».Санкт-Петербург, изд. «КАРО» 2008. 3. И. И. МамайчукПсихокоррекционные технологии для детей с проблемами в развитии. СПб.,2003. 4. И.С. Погудина. Умные игры, упражнения, коррекционно-развивающие конспекты занятий для детей дошкольного возраста. Санкт-Петербург «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2013 5. Учебно-методический комплекс по разработке и реализации специальной индивидуальной программы развития.[Электронный ресурс]: http://умксипр.рф/ Муниципальное казенное образовательное учреждение для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи «Центр диагностики и консультирования» Мониторинг текущего контроля успеваемости 2024-2025 учебный год. ФИО специалиста: Осанина Е.С. Должность специалиста: педагог-психолог Возраст обучающегося: 2 года Название программы: «Психолого-педагогическое сопровождение ребенка 2 лет с задержкой психического развития» Дата заполнения: 13.11.2024 Результат освоения программы Различает размеры предметов (большой – маленький). Величина Формирование элементарных математических представлений Оцениваемые параметры Сортирует предметы по размеру. Сортирует предметы по цвету. (Красный, желтый) Цвет Сенсорное развитие Соотносит предметы по цвету. (Красный, желтый) Различает цвет предметов по слову. (Красный, желтый) Уровень освоения программы: Примечание фиксация результатов: Результат освоения программы Владеет (+) Уровень освоения программы Высокий уровень Частично владеет (×) Средний уровень Не владеет (−) Низкий уровень Осанина Е.С.__________________ Муниципальное казенное образовательное учреждение для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи «Центр диагностики и консультирования» Мониторинг промежуточной аттестации 2024-2025 учебный год. ФИО специалиста: Осанина Е.С. Должность специалиста: педагог-психолог Возраст обучающегося: 2 года Название программы: «Психолого-педагогическое сопровождение ребенка 2 лет с задержкой психического развития» Дата заполнения: 16.12.2024 Результат освоения программы Цвет Величина Различает размеры предметов (большой – маленький). Сортирует предметы по размеру. Соотносит предметы (Основные цвета) по цвету. Сортирует предметы (Основные цвета) по цвету. Различает цвет предметов по слову. (Основные цвета) Различает игрушки и совершает специфические действия с ними. Игрушки Ознакомление с предметным окружением Сенсорное развитие Формирование элементарных математических представлений Оцениваемые параметры Может найти игрушку среди других. Уровень освоения программы: Примечание фиксация результатов: Результат освоения программы Программа освоена (+) Частично освоена (×) Не освоена (−) Уровень освоения программы Высокий – полностью освоил программный курс Средний – не полностью освоил программный курс Низкий – не освоил программный курс Уровень обученности обучающегося (результат промежуточной аттестации): Результат освоения Уровень освоения программы Количество Процент программы обучающихся освоения программы Программа освоена Высокий – полностью освоил программный курс Программа частично Средний - не полностью освоил освоена программный курс Программа не Низкий не освоил освоена программный курс Всего обучающихся Осанина Е.С. _____________________