Коррекция лексико-грамматической стороны речи для ребенка 5 лет с ТНР (ОНР II уровень)

РАССМОТРЕНО на заседании
педагогического совета МКОУ «ЦДК»
протокол № __2__
от « 13__» сентября_ 2024г.

УТВЕРЖДАЮ
директор МКОУ «ЦДК»
____________ Лосяков С. В.
приказ № 17 от «13» сентября 2024г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
«Коррекция лексико-грамматической стороны речи»
для ребенка 5 лет с ТНР (ОНР II уровень)

составитель Гафарова Юлия Владимировна, учитель-логопед
высшая квалификационная категория

Емельяново, 2024

Пояснительная записка.
Актуальность и перспективность программы.
Рост социальной неопределенности, нарастающая скорость социальноэкономических изменений, расширяющиеся границы информационного общества, спектр
информационно-коммуникационных технологий порождает новую социальную ситуацию
развития ребенка, несущую определенные риски в развитии детей. Отмечается рост
группы детей, характеризующихся ускоренным развитием, а также детей: с проблемными
вариантами развития; детей, растущих в условиях социально-экономического,
педагогического, медико-биологического и психологического риска, что приводит к
нарастанию различий в динамике развития детей, в степени их способностей.
Повсеместно встречается неблагоприятная тенденция к обеднению и ограничению
общения детей с другими детьми, что приводит к росту явлений социальной изоляции,
низкому уровню коммуникативной компетентности детей, низкой мотивации общения и
сотрудничества с другими детьми. В следствие этого отмечается задержанное речевое
развитие у детей младшего дошкольного возраста. Речь традиционно рассматривается, как
необходимый компонент гармонично развивающейся личности. Ни одна форма
психической деятельности не протекает без прямого или косвенного участия речи.
Возникновение речи существенным образом перестраивает память, восприятие и
мышление, позволяя совершенствовать мыслительные операции. В непосредственной
зависимости от речи находится становление эмоций, характера, личности в целом, что
подтверждает наличие тесной связи между эмоциональным, когнитивным и речевым
развитием на которую указывали Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, А.Н. Леонтьев, С.Л.
Рубинштейн.
Неотделимостью речи от других аспектов развития объясняется ее признание
одним из главных показателей психического развития ребенка. Все психические процессы
у ребенка - воспитание, память, внимание, воображение, мышление, целенаправленное
поведение – развиваются с прямым участием речи (Л.С. Выготский, А.Р. Лурия, А.В.
Запорожец). Все достижения и проблемы растущего человека отражаются в речи,
развитие которой определяется рядом факторов. К ним относятся: сохранность
нейрофизиологических механизмов, богатое языковое и социальное окружение,
организованная соответствующим образом предметная среда, а также выраженное
желание взаимодействовать с другими людьми. Дефицитарность или отсутствие этих
условий приводят к речевому дизонтогенезу.
В последние годы в МКОУ «ЦДК» Емельяновского района увеличилось
количество обращений родителей детей, имеющих нарушения речевого развития, а
именно детей, речь представлена звукосочетаниями и слогами, отдельными словами при
этом остается сохранным интеллект. Данное недоразвитие речи принято относить к
общему недоразвитию речи II уровня.
В последние десятилетия интенсивно разрабатывались теоретические и
методические аспекты проблемы общего недоразвития речи, представлены в работах Р.Е.
Левиной, Е.М. Мастюковой, Т.Б. Филичевой, Г.В. Чиркиной и др. Но несмотря на
постоянный интерес к данной проблеме, потребность практики в разработке практических
и методических аспектов коррекционной помощи продолжает возрастать. Анализ
логопедической практики свидетельствует о важности уточнения условий и содержания
коррекционно-логопедической работы, отбора результативных методов, приемов и
средств формирования речевой деятельности.
Комплексный подход к диагностике и коррекции речевого нарушения может быть
осуществлен в Центре диагностики и консультирования, как в одной из современных
форм психолого-педагогической и медико-социальной помощи детям, имеющим
проблемы в развитии, обучении и социальной адаптации.
Это и определило необходимость составления рабочей программы Коррекция
лексико-грамматической стороны речи» для ребенка 5 лет с ТНР (ОНР II уровень). Данная
рабочая программа является модификацией программы Г.В. Чиркиной «Программа

коррекционного обучения и воспитания детей с общим недоразвитием речи». Программа
данного автора предполагает преемственность в работе логопеда и воспитателя
логопедической группы, достижением по завершению прохождения занятий по данной
программе становится норма речевого развития, также данная программа предполагает
четкую организацию пребывания детей в детском саду. В связи с этим программа была
модифицирована: сокращено количество часов, цель программы стала более узкой,
предполагает переход от одного уровня речевого развития к следующему,
реализовываться данная программа будет в условиях Центра диагностики и
консультирования.
Актуальность рабочей программы определяется стойкой тенденцией к росту
частоты обращений родителей детей с ОНР II уровня в МКОУ «ЦДК», необходимостью
своевременного оказания этим детям коррекционно-логопедической помощи,
позволяющей предупредить вторичные отклонения в развитии и снизить риск
дезадаптации.
Научные, методологические, нормативно-правовые и методологические
основания программы.
Теоретической и методологической основой программы являются: положение Л.С.
Выготского о ведущей роли обучения и воспитания в психическом развитии ребенка;
учение Р.В. Левиной о трех уровнях речевого развития детей и психолого-педагогическом
подходе в системе специального обучения; исследования закономерностей развития
детской речи в условиях ее нарушения, проведенные Т.Б. Филичевой и Г.В. Чиркиной.
Рабочая программа составлена в соответствии с:
1. Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012
года № 273-ФЗ;
2. Письмом Минобрнауки России от 10.02.2015 № ВК-268/07 «О совершенствовании
деятельности центров психолого-педагогической, медицинской и социальной
помощи» (вместе с «Рекомендациями Министерства образования и науки РФ органам
государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере образования по
совершенствованию деятельности центров психолого-педагогической, медицинской и
социальной помощи»);
3. Федеральным Законом «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ» № 124-ФЗ от
24.07.1998г;
4. СанПин 2.4.4.3.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству,
содержанию и организации режима работы образовательных организаций
дополнительного образования детей»;
5. Приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 09.11.2018г. № 196 г.
«Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»
6. Концепцией развития дополнительного образования детей в РФ № 1726-р от 4
сентября 2014г.»;
7. Уставом Муниципального казенного образовательного учреждения, для детей,
нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи «Центр
диагностики и консультирования».
Коррекционно-педагогический процесс для ребенка с нарушениями речи
организуется в соответствии с его возрастными потребностями и индивидуальнотипологическими особенностями развития, объединяющей характеристикой которых
является наличие специфических нарушений речи, обусловленных несформированностью
или недоразвитием психологических или физиологических механизмов речи на ранних
этапах онтогенеза, при наличии нормального слуха и сохранного интеллекта.
Практическая направленность программы.
Рабочая программа имеет коррекционно-развивающую направленность. Помимо
формирования речевой деятельности активно способствует когнитивному и
эмоционально-личностному развитию.

При отборе содержания основывалась на следующие принципы:
1. Принцип природосообразности, который учитывает общность развития
нормально развивающихся детей и детей с общим недоразвитием речи и
основывается на онтогенетическом принципе, учитывая закономерности
развития детской речи в норме;
2. Принцип комплексности (тесной взаимосвязи работы специалистов
педагогического и медицинского профилей) способствует более высоким
темпам общего и речевого развития детей;
3. Принцип построения образовательной деятельности на основе
индивидуальных особенностей каждого ребенка;
4. Принцип содействия и сотрудничества детей и взрослых;
5. Принцип единства диагностики и коррекции;
6. Принцип возрастной адекватности: соответствие условий, требований,
методов возрасту и особенностям развития.
Цель – коррекция лексико-грамматической стороны речи, для профилактики
вторичных нарушений интеллектуального развития.
Задачи:
1. Развитие понимания речи;
2. Активизация речевой деятельности и развитие лексико-грамматических
средств языка;
3. Развитие произносительной стороны речи;
4. Развитие самостоятельной фразовой речи.
Адресность программы:
Программа предназначена ребенку, у которого речь представлена слогами,
словами, звукосочетаниями, в речи отсутствуют предлоги, прилагательные, в
дизонтогенезе речевого развития выступает стойкое и длительное отсутствие речевого
подражания, инертность в овладении ребенком новыми для него словами. По данной
программе невозможна коррекция речи у детей с ОНР речи третьего уровня речевого
развития.
Продолжительность программы.
C 2 по 13 сентября проводится диагностика речевого развития, выявляются
особенности
звукопроизносительной,
лексико-грамматической
и
фонетикофонематической сторон речи, с 14 сентября по 27 декабря проводятся занятия, с 11 по 15
ноября проводится текущий контроль успеваемости, с 16 по 20 декабря проводится
промежуточная аттестация. Форма реализации программы – индивидуальная. Программа
предусматривает проведение 34 занятий. Продолжительность занятия 20 минут.
Требования к результату усвоения программы:
При условии успешной реализации данной программы будет наблюдаться
положительная динамика в накоплении и обогащении словарного запаса, развитии
понимания речи и активной подражательной речевой деятельности; развитии
произносительной стороны речи; на достаточном уровне будут сформированы общие
речевые навыки.
Ребенок сможет:
 Соотносить предметы с их качественными признаками и функциональным
назначением;
 Узнавать по словесному описанию знакомые предметы;
 Понимать простые грамматические категории: единственного и
множественного числа существительных;
 Фонетически правильно оформлять согласные звуки раннего генеза;
 Воспроизводить отраженно и самостоятельно ритмико-интонационную
структуру двух- и трехсложных слов;
 Общаться используя в речи словосочетания и простые не распространенные
предложения.

Требования к фонетической правильности высказывания не предъявляются, но
обращается внимание на грамматическое оформление высказывания.
Система оценки достижения планируемых результатов.
Освоение адаптированных дополнительных общеразвивающих программ
сопровождается проведением текущего контроля успеваемости и промежуточной
аттестации обучающихся, осуществляется в форме – психолого-педагогической
диагностики, с применением методов, установленных учебными планами:
наблюдение;
беседа;
анализ продуктов деятельности;
мониторинг.

Учебно-тематический план:
№
п/
п

I
1.
2.
3.
4.
II
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
III
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
IV
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.

Название разделов и тем

Коли
чест
во
заня
тий
Диагностика речевого развития
4
Диагностика
1
Диагностика
1
Диагностика
1
Диагностика
1
Формирование общих речевых навыков
8
Речевое диафрагмальное нижнереберное дыхание
1
Длительный плавный ротовой выдох
1
Речевое подражание на базе гласных звуков 1
«у,а,о,и», их слияний
Протягивание гласных звуков с различной 1
громкостью по подражанию и по инструкции
Сила и динамика голоса
1
Элементарные артикуляторные навыки
1
Статические артикуляционные упражнения
1
Динамические артикуляционные упражнения
1
Развитие понимания речи
7
Умение вслушиваться в обращенную речь
1
Название предметов
1
Название признаков предметов
1
Название действий
1
Обобщающее значение слова
1
Подготовка к овладению диалогической речи
1
Подготовка к овладению монологической речи
1
Активизация речевой деятельности и развитие 15
лексико-грамматических средств языка
Называние слов односложной слоговой структуры
1
Текущий контроль успеваемости
1
Называние слов двухсложной слоговой структуры
1
Образование существительных с уменьшительно- 1
ласкательных суффиксом -ик
Образование существительных с уменьшительно- 1
ласкательных суффиксом -к
Единственное число имени существительного с 1
прилагательным
Множественное число имени существительного с 1
прилагательным
Дифференциация названия предметов по категории 1
одушевленности/неодушевленности
Качественные
прилагательные
(большой, 1
маленький)
Качественные прилагательные (вкусный, сладкий)
1
Качественные прилагательные (высокий, низкий)
1
Промежуточная аттестация
1
Притяжательные прилагательные мужского и 1

Дата проведения
Планируем Фактиче
ая
ская

02.09
05.09
09.09
12.09
16.09
19.09
23.09
26.09
30.09
03.10
07.10
10.10
14.10
17.10
21.10
24.10
28.10
31.10
02.11

07.11
11.11
14.11
18.11
21.11
25.11
28.11
02.12
05.12
09.12
12.12
16.12
19.12

женского рода
14. Согласование притяжательных прилагательных с 1
существительными
15. Составление простых предложений
1
Итого:
34

23.12
26.12

Список литературы:
1. Архипова Е.Ф. Логопедическая работа с детьми раннего возраста: Учеб. Пособие. – М.:
АСТ: Астрель, 2007.
2. Аскарина Н.М., Кистяковская М.Ю., Ладыгина Н.Р., Эйгес Н.Р. Развитие и воспитание
ребенка от рождения до трех лет. – М., 1969.
3. Г.А. Быстрова, Э.А. Сизова, Т.А. Шуйская. Логосказки. СПб. Каро.2001.
4. Винарская Е.Н. Раннее речевое развитие ребенка: Актуальные проблемы дефектологии. –
М., 1992.
5. Васильева С.А. Рабочая тетрадь по развитию речи дошкольников. Москва 2007
6. Гвоздев А.Н. Вопросы изучения детской речи. – М.: Изд-во АПН РСФСР,1961.
7. Громова О.Е., Соломатина Г.Н. Логопедическое обследование детей 2-4 лет.
Методическое пособие. – М.: ТЦ Сера, 2004.
8. Ефименкова Л.Н. Формирование речи у дошкольников. – М., 1981.
9. Жукова Н.С. Отклонения в развитии детской речи.- М., 1994.
10. Жукова Н.С. Преодоление недоразвития речи у детей: Учеб.-метод.пособие. — М.: Соц.полит, журн., 1994.
11. Зееман М. Расстройства речи в детском возрасте (пер. с чешского) / Под ред. и с предисл.
В.К.Трутнева и С.С. Ляпидевского. М., 1962.
12. Кольцова М.М. Ребенок учится говорить. – М., 1979.
13. Козырева О.А., Н.Б. Дубешко. Формирование лексико-грамматических средств языка и
развитие связной речи. М.: ВЛАДОС. 2005.
14. Крупенчук О.И.. Научите меня говорить правильно. Пособие по логопедии для детей и
родителей. Изд. дом ЛИТЕРА.2001.
15. Коноваленко В.В., С.В. Коноваленко. Развитие связной речи. Фронтальные
логопедические
занятия по лексико-семантической теме «Весна» в подготовительной
группе для детей с ОНР. Москва, 2001.
16. Коноваленко В.В., С.В. Коноваленко. Развитие связной речи. Фронтальные
логопедические занятия по лексико-семантической теме «Зима» в подготовительной
группе для детей с ОНР. Москва, 2001.
17. Коноваленко В.В., С.В. Коноваленко. Развитие связной речи. Фронтальные
логопедические занятия по лексико-семантической теме «Осень» в подготовительной
группе для детей с ОНР. Москва, 2001.
18. Коноваленко В.В., С.В. Коноваленко. Развитие связной речи. Фронтальные
логопедические занятия по лексико-семантической теме «Человек: я, моя семья, мой дом,
моя страна» в подготовительной группе для детей с ОНР. Москва, 2001.
19. Лалаева Р.И., Серебрякова Н.В. Формирование лексики и грамматического строя у
дошкольников с общим недоразвитием речи. — СПб Союз, 2001
20. Лалаева Р.И., Серебрякова Н.В. Коррекция общего недоразвития речи у дошкольников
(формирование лексики и грамматического строя). –СПб.: СОЮЗ, 1999.
21. Леонтьев А.А. Психолингвистические единицы и порождение речевого высказывания. М., 1969.
22. Логопедия: Учеб. Для студ. дефектол. фак. пед. высш. учеб. Заведений. /Под ред. Л.С.
Волковой, С.Н. Шаховской. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Гуманит. изд. центр
ВЛАДОС, 2003.
23. Лубовский В.И. Основные проблемы ранней диагностики и ранней коррекции нарушений
развития //Дефектология.1994. № 2
24. Лямина Г.М. Особенности развития речи детей дошкольного возраста. – М., 1992.
25. Нищева Н.В. Программа коррекционно-развивающей работы в логопедической группе
детского сада для детей с общим недоразвитием речи (с 4-7 лет). – СПб.: ДЕТСТВО –
ПРЕСС, 2006
26. Нищева Н.В. Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с общим
недоразвитием речи. – СПб., 2005
27. Нарушение речи у дошкольников. //Под. ред. Р.А. Белова-Давыдова,- М., 1997.

28. Основы логопедической работы с детьми: Учебное пособие для логопедов, воспитателей
детских садов, учителей начальных классов, студентов педагогических училищ / Под общ.
ред. д.п.н., проф. Г.В. Чиркиной. – 2-е изд., испр. – М.: АРКТИ, 2003.
29. Розенгарб - Пупко Г.И. Формирование речи у детей раннего возраста.- М., . 1963.
30. Самсонов Ф.А., Крапухин А.В. Наследственный фактор в патологии речи// Речевые
расстройства у детей и методы их устранения: сб. научных трудов. - М.: МГПИ, 1978
31. Ткаченко Т.А.. Логопедическая тетрадь. Формирование лексико-грамматических
представлений. СПб., «ДЕТСТВО-ПРЕСС» 1998.
32. Ткаченко Т.А.. Логопедическая тетрадь. Формирование и развитие связной речи. СПб.,
«ДЕТСТВО-ПРЕСС» 1998.
33. Ткаченко Т.А.. Обучение детей творческому рассказыванию по картинам. – М.: Гуманит.
изд. центр ВЛАДОС, 2002.
34. Теремкова Н.Э.. Логопедические домашние задания для детей с ОНР. Альбом 1.
35. Теремкова Н.Э.. Логопедические домашние задания для детей с ОНР. Альбом 2.
36. Теремкова Н.Э.. Логопедические домашние задания для детей с ОНР. Альбом 3.
37. Филичева Т.Б.., А.Р. Соболева. Развитие речи дошкольника. Екатеринбург: Изд. «АРГО».
1996.
38. Филичева Т.Б., Чиркина Г. В., Туманова Т.В // Коррекционное обучение и воспитание
детей с общим недоразвитием речи. - М., 2009.
39. Шишкина Н.А. Мои первые слова. – М., 2015.
40. Шохор-Троцкая М. Как будет говорить ваш ребенок, зависит от вас // Наука и жизнь,
2006, №8, с.39-43

Муниципальное казенное образовательное учреждение для детей,
нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи
«Центр диагностики и консультирования»
Мониторинг текущего контроля успеваемости
2024-2025 учебный год.
ФИО специалиста: Гафарова Ю.В.
Должность специалиста: учитель-логопед
Возраст обучающегося: 5 лет
Название программы: «Коррекция лексико-грамматической стороны речи» для ребенка 5
лет с ТНР (ОНР II уровень)
Дата заполнения: _11__.11.2024г.
Оцениваемые параметры

Тешабоев Никита
Результат
освоения
программы

Развитие
понимания речи

Вслушивается в обращенную речь
Называет предметы
Называет признаки предметов
Называет действия
Знает обобщающее значение слов
Овладел диалогической речью
Овладел монологической речью
Активизация
Называние слов односложной слоговой структуры
речевой
Называние слов двухсложной слоговой структуры
деятельности и
Называние слов трехсложной слоговой структуры
развитие
Образование существительных с уменьшительнолексиколаскательных суффиксом –ик, -к
грамматических
Единственное и множественное число имен
средств языка
существительного с прилагательным
Дифференциация названия предметов по категории
одушевленности/неодушевленности
Качественные прилагательные
Притяжательные прилагательные мужского и
женского рода
Согласование притяжательных прилагательных с
существительными
Составление простых предложений
Развитие
Произносит короткие двустишия
самостоятельной Ведет диалог
фразовой речи
Умеет выслушать вопрос, понять содержание
Отвечает на заданный вопрос
Уровень усвоения программы:
Примечание фиксация результатов:
Результат освоения программы
Владеет (+)

Уровень освоения программы
Высокий уровень

Частично владеет (×)

Средний уровень

Не владеет (−)

Низкий уровень

Гафарова Ю.В. _____________________

Муниципальное казенное образовательное учреждение для детей,
нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи
«Центр диагностики и консультирования»
Мониторинг промежуточной аттестации
2024-2025 учебный год.
ФИО специалиста: Гафарова Ю.В.
Должность специалиста: учитель-логопед
Возраст обучающегося: 5 лет
Название программы: «Коррекция лексико-грамматической стороны» для ребенка 5 лет с
ТНР (ОНР II уровень)
Дата заполнения: ___16_.12.2024г.
Оцениваемые параметры

Тешабоев Никита
Результат освоения
программы

Формирование
общих речевых
навыков
Коррекция
звукопроизнос
ительной
стороны речи

Лексикограмматически
й строй речи

Говорит понятно (не только для близких, но и для
посторонних людей)
Отчетливо произносит слова, разделяет их в речи
Правильно произносит звуки раннего генеза
Правильно произносит звук С
Правильно произносит звук Сь
Правильно произносит звук З
Правильно произносит звук Зь
Правильно произносит звук Ц
Правильно произносит звук Ш
Правильно произносит звук Ж
Правильно произносит звук Ч
Правильно произносит звук Щ
Правильно произносит звук Ль
Способен логично продолжить начатый рассказ
Задает вопросы (в т.ч. почему?)
Понимает заданные вопросы и отвечает на них
Строит сложные предложения
Правильно употребляет имена прилагательные и
местоимения
Правильно употребляет множественное число
Пытается объяснить наблюдаемые явления и
события
Использует в речи вежливые обращения,
различные интонации, мимику соответственно
содержанию
Правильно использует слова-обобщения (фрукты,
овощи деревья, птицы, посуда, мебель)
Описывает положение предметов по отношению
к себе («передо мной на тумбочке»)
Правильно согласовывает слова в предложениях,
использует предлоги
Свободно использует все части речи
Устанавливает связь между историями и

Фонематическо
е восприятие

собственным опытом («Я тоже видел…», «И у
нас было»)
Пересказывает сказки, истории, рассказы
Заучивает стихи и читает их перед зрителями
(другими детьми и взрослыми)
Узнает первый звук в слове

Подбирает к буквам соответствующие слова
Уровень усвоения программы:
Примечание фиксация результатов:
Результат освоения программы
Программа освоена (+)
Частично освоена (×)
Не освоена (−)

Уровень освоения программы
Высокий – полностью освоил программный
курс
Средний
–
не
полностью
освоил
программный курс
Низкий – не освоил программный курс

Уровень обученности обучающегося (результат промежуточной аттестации):
Результат освоения
программы

Уровень освоения программы

Программа освоена

Высокий – полностью освоил
программный курс
Программа частично Средний - не полностью освоил
освоена
программный курс
Программа не освоена Низкий - не освоил программный
курс
Всего обучающихся

Гафарова Ю.В. _____________________

Количество
обучающихся

Процент освоения
программы


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».