Муниципальное казенное образовательное учреждение для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи «Центр диагностики и консультирования» Рассмотрена на заседании педагогического совета «ЦДК» Протокол №2 от 13.0.2024г. МКОУ Утверждаю директор МКОУ «ЦДК» _______________ Лосяков С.В. Приказ №17 от 13.09.2024г. ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ДЛЯ ДЕТЕЙ С НОДА РАННЕГО И ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА. Разработчики: Лосяков С.В директор, руководитель методического совета Быконя Е.Д, начальник отдела ранней помощи Гафарова Ю.В. пгт. Емельяново 2024 1.1. Пояснительная записка (общая характеристика программы): Направленность (профиль) программы - социально-педагогическая. Актуальность программы– В последнее время обнаруживается тенденция к увеличению количества детей с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата. Нарушения опорно-двигательного аппарата (НОДА) в детском возрасте сопровождается соматическими и психофизиологическими нарушениями. Эта группа детей полиморфна и включает различные заболевания суставов, позвоночника, мышц, нервов. Наибольшую группу составляют дети с повреждением центральной и периферической нервной системы. Проблема изучения нарушений при ДЦП является на сегодняшний день наиболее актуальной. Это, прежде всего, связано с увеличением числа детей с двигательными патологиями, в частности с детским церебральным параличом. И этим детям нужна ранняя всестороння помощь коррекционная помощь, которая еще не достаточно разработана в России. Изучением данной проблемы занимались различные специалисты педагоги, психологи и логопеды. Среди наиболее известных следует отметить: Е.М.Мастюкову, М.В.Ипполитову, Н.В.Симонову, Л.А.Данилову, И.А.Панченко, Е.Ф.Архипова и другие. Отличительные особенности программы–программа реализуется на базе районного центра МКОУ «ЦДК» Емельяновского района. Центр уникальное учреждение, которое оказывает помощь детям с ОВЗ, детям-инвалидам, детям с проблемами в развитии и «группы риска». Дети с проблемами в развитии могут получить квалифицированную помощь в центре по программам социально-педагогической направленности в соответствии с выявленными или имеющимися нарушениями в развитии. Адресат программы - примерный портрет учащегося, для которого будет актуальным обучение по данной программе – дети с ОВЗ (НОДА). Категория детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата-неоднородная по составу группа детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата объединяет детей со значительным разбросом первичных и вторичных нарушений развития. Отклонения в развитии у детей с такой патологией отличаются значительной полиморфностью и диссоциацией в степени выраженности. В зависимости от причины и времени действия вредных факторов отмечаются следующие виды патологии опорно-двигательного аппарата. По типологии двигательных нарушений, предложенной И.Ю. Левченко, О.Г. Приходько, выделяются: I. Заболевания нервной системы: детский церебральный паралич, полиомиелит. II. Врожденная патология опорно-двигательного аппарата: врожденный вывих бедра, кривошея, косолапость и другие деформации стоп, аномалии развития позвоночника (сколиоз), недоразвитие и дефекты конечностей, аномалии развития пальцев кисти, артрогрипозы. III. Приобретенные заболевания и повреждения опорно-двигательного аппарата: травматические повреждения спинного мозга, головного мозга и конечностей, полиартрит, заболевания скелета (туберкулез, опухоли костей, остеомиелит), системные заболевания скелета (хондродистрофия, рахит). В других классификациях дополнительно к перечисленным выделяется группа нарушений опорно-двигательного аппарата наследственной патологии с прогрессирующими мышечными атрофиями (миопатия Дюшена,амиотрофияВерднига-Гофмана и др.). Для организации психолого-педагогического сопровождения ребёнка с НОДА в образовательном процессе, задачами которого являются правильное распознавание наиболее актуальных проблем его развития,своевременное оказание адресной помощи и динамическая оценка её результативности, необходимо опираться на типологию, которая должна носить педагогически ориентированный характер. В настоящем стандарте предлагается типология, основанная на оценке сформированности познавательных и социальных способностей у детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата: 1 группа: дети с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата различного этиопатогенеза, передвигающиеся самостоятельно или с ортопедическими средствами, имеющие нормальное психическое развитие и разборчивую речь. Достаточное интеллектуальное развитие у этих детей часто сочетается с отсутствием уверенности в себе, с ограниченной самостоятельностью, с повышенной внушаемостью. Личностная незрелость проявляется в наивности суждений, слабой ориентированности в бытовых и практических вопросах жизни. 2 группа: дети с лёгким дефицитом познавательных и социальных способностей, передвигающиеся при помощи ортопедических средств или лишенные возможности самостоятельного передвижения, имеющие нейросенсорные нарушения в сочетании с ограничениями манипулятивной деятельности и дизартрическими расстройствами разной степени выраженности. Задержку психического развития при ДЦП чаще всего характеризует благоприятная динамика дальнейшего умственного развития детей. Они легко используют помощь взрослого при обучении, у них достаточное, но несколько замедленное усвоение нового материала. При адекватной коррекционно-педагогической работе дети часто догоняют сверстников в умственном развитии. 3 группа: дети с двигательными нарушениями разной степени выраженности с легкой степенью интеллектуальной недостаточности, осложненными нейросенсорными нарушениями, а также имеющие дизартрические нарушения и системное недоразвитие речи. У детей с умственной отсталостью нарушения психических функций чаще носят тотальный характер. На первый план выступает недостаточность высших форм познавательной деятельности —абстрактно-логического мышления и высших, прежде всего гностических, функций. При сниженном интеллекте особенности развития личности характеризуются низким познавательным интересом, недостаточной критичностью. В этих случаях менее выражено чувство неполноценности, но отмечается безразличие, слабость волевых усилий и мотивации. 4 группа: дети имеют тяжёлые опорно-двигательные нарушения неврологического генеза и, как следствие, полную или почти полную зависимость от посторонней помощи в передвижении, самообслуживании и предметной деятельности. Большинство детей этой группы не могут самостоятельно удерживать своё тело в сидячем положении. Спастичность конечностей часто осложнена гиперкинезами. Процесс общения затруднен в связи с несформированностью языковых средств и речемоторных функций порождения экспрессивной речи. Степень умственной отсталости колеблется от выраженной до глубокой. Дети данной группы с менее выраженным интеллектуальным недоразвитием имеют предпосылки для формирования представлений, умений и навыков, значимых для социальной адаптации детей. Так, у большинства детей проявляется интерес к общению и взаимодействию, что позволяет обучать детей пользоваться невербальными средствами коммуникации (жесты, мимика, графические изображения и др.); наличие отдельных двигательных действий (захват, удержание предмета, контролируемые движения шеи и др.), создаёт предпосылки для обучения детей выполнению доступных операций самообслуживания и предметно-практической деятельности. Объем программы - общее количество учебных часов запланированных на период обучения, необходимых для освоения программы – 432. Форма обучения - очная. Методы обучения организации занятий: Словесные методы: устное изложение, беседа, объяснение. Наглядные методы: показ иллюстраций, показ педагогом приемов исполнения, наблюдение, работа по образцу. Практические методы: тренировочные упражнения. Тип занятия: используемые в работе диагностический, комбинированный, практический, тренировочный. Формы проведения занятий: практическое занятие, беседа, выставка, занятие-игра, игра сюжетно-ролевая, консультация, мастер-класс, наблюдение, праздник. Срок освоения программы определяется содержанием программы – полгода. Режим занятий - занятия проводятся 2 раза в неделю, продолжительность занятий определяется от 10 до 30 минут в соответствии с санитарными нормами учитывающие возраст ребенка. Продолжительность занятий: Возраст детей Продолжительность занятий 0-3 года До 10 минут 3-4 года Не более 15 минут 4-5 лет Не более 20 минут 5-6 лет Не более 25 минут 6-7 лет Не более 30 минут 1.2. Цель и задачи программы: Целью реализации адаптированной основной образовательной программы дошкольного образования (далее – АОП) является обеспечение условий для дошкольного образования, определяемых общими и особыми потребностями ребёнка раннего и дошкольного возраста с нарушениями опорно-двигательного аппарата (далее - дети с НОДА), индивидуальными особенностями его развития и состояния здоровья. Цель Программы достигается через решение следующих задач: - реализация адаптированной дополнительной образовательной программы; - коррекция недостатков психофизического развития детей с НОДА; - охрана психического детей с НОДА, в том числе их эмоционального благополучия; - обеспечение равных возможностей для полноценного развития ребенка с НОДА в период дошкольного детства независимо от места проживания, пола, нации, языка, социального статуса; - создание благоприятных условий развития в соответствии с их возрастными, психофизическими и индивидуальными особенностями, развитие способностей и творческого потенциала каждого ребенка с НОДА как субъекта отношений с другими детьми, взрослыми и миром; - формирование общей культуры личности детей с НОДА, развитие их социальных, нравственных, интеллектуальных качеств, формирование предпосылок учебной деятельности; - формирование социокультурной среды, соответствующей психофизическим и индивидуальным особенностям детей с НОДА; - оказание помощи родителям детей с НОДА, консультирования по вопросам развития и обучения. 1.3. Содержание программы: Пояснительная записка к учебному плану АДОП социально - педагогической направленности для детей с НОДА раннего и дошкольного возрастаМКОУ «ЦДК» на 2021/22 учебный год I 1.3.1. Учебный план муниципального казённого образовательного учреждения для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи Центр диагностики и консультирования Емельяновского района Красноярского края (далее Учебный план МКОУ «ЦДК») является локальным нормативным актом МКОУ «ЦДК», устанавливающим перечень образовательных областей и объём учебного времени, отводимого на проведение непосредственно образовательной деятельности, определяющим формы реализации и содержание дополнительных развивающих программ на 2021-2022 учебный год. 1.3.2. Учебный план является составной частью дополнительной образовательной программы социально – педагогической направленности по речевому развитию детей раннего возраста МКОУ «ЦДК». 1.3.3. Учебный план разработан в соответствии с: Федеральным законом от 29.12.2012г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (ред. от 21.07.2014г.) Приказом Минобрнауки России от 09.11.2018 №196 Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам. Санитарно-эпидемиологическими требованиями к учреждениям дополнительного образования детей СанПиН 2.4.4.3172-14; локальными актами МКОУ «ЦДК». 1.3.4. Учебный план МКОУ «ЦДК» соответствует Уставу МКОУ «ЦДК» и гарантирует ребенку получение комплекса дополнительных образовательных услуг. 1.3.5. Учебный план устанавливает перечень курсов социально-педагогической направленности, срок реализации, количество часов по программе по возрастам, общее количество часов в неделю, количество часов в полугодиях, в год, формы текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации. Образовательный процесс регламентируется годовым планом работы МКОУ «ЦДК», расписанием занятий. 1.3.6. Учебный план обеспечивает развитие личности детей раннего и дошкольного возраста в различных видах общения и деятельности с учетом их возрастных, индивидуальных психологических и физиологических особенностей. 1.3.7. Объем нагрузки определен в соответствии Санитарно-эпидемиологическими требованиями к учреждениям дополнительного образования детей СанПиН 2.4.4.3172-14; Продолжительность занятий: Возраст детей 0-3 года 3-4 года 4-5 лет 5-6 лет 6-7 лет Продолжительность занятий До 10 минут Не более 15 минут Не более 20 минут Не более 25 минут Не более 30 минут 1.3.8. В середине занятия проводятся физкультурные минутки. 1.3.9. Учебный план предусматривает работу в режиме 5-дневной рабочей недели (кроме субботы и воскресенья), с 8.00 часов до 17.00 часов 1.3.10. Обучение ведётся на русском языке, по очной форме обучения. 1.3.11. Начало и окончание учебного года, продолжительность обучения, сроки проведения текущего контроля успеваемости и сроки промежуточной аттестации устанавливается в соответствии с годовым календарным учебным графиком МКОУ «ЦДК». 1.3.12. В соответствии с годовым календарным учебным графиком МКОУ «ЦДК» продолжительность учебного года составляет 36 недель, включая промежуточную аттестацию и текущий контроль. Начало учебного года – 02.09.2024 года; окончание учебного года – 30.05.2025 года. Продолжительность учебного года – 36 недель. Диагностическое обследование 02.09.2024 – 13.09.2024, 2-е полугодие - 09.01.25 – 22.01.25. Начало занятий по годовым программам и программам на первое полугодие с 16.09. 2024. Начало занятий по программам второго полугодия с 23.01.2025. Продолжительность обучения: по программам первого полугодия – 17 недель, по программам второго полугодия - 19 недель. Окончание занятий по программам первого полугодия – 27.12.24, по программам второго полугодия - 27.05.25 Текущий контроль с целью оценки качества усвоения содержания компонентов части программы проводится в сроки с 11-15 ноября 2024 года, 10 -14 марта 2025 года Промежуточная аттестация реализации программ (оценка индивидуального развития обучающихся) с целью оценки качества освоения обучающимися содержания всего объёма программы проводится 16-20 декабря 2024 года, и с 12-16 мая 2025 года. 1.3.13. Форма занятий – индивидуальная. Комплектование детей на индивидуальные занятия осуществляется в сентябре и в январе. Срок пребывания обучающихся соответствует продолжительности рабочих программ. 1.3.14. Зачисление обучающихся производится приказом директора МКОУ «ЦДК». 1.3.15. Форма промежуточной аттестации обучающихся: в форме – психологопедагогичекой диагностики, с применением методов, установленных учебными планами: наблюдение; беседа; анализ продуктов деятельности; мониторинг. Психологоиндивид педагогическое уальная сопровождение ребенка 3 лет с нарушением опорнодвигательногоаппарата * * 2 * * * 34/38 2/72 Срок реализации ДОП Позна ватель ное развит ие количество занятий I. Количество занятий в неделю /год Всего занятий в полугодии Учебный план к АДОП социально - педагогической направленности для детей с НОДА раннего и дошкольного возраста МКОУ «ЦДК» на 2024/25 учебный год № Образо Название курса Форма Количество занятий в неделю по Форма/методы Форма/мето вательн возрастам текущего ды п/п ая занятия контроля промежуточ 1 2 3 4 5 лет 6 лет успеваемости ной область года год года года аттестации 6/432 психологопедагогическа я диагностика/ наблюдение; беседа; анализ продуктов деятельности; мониторинг. психологопедагогиче ская диагностик а/ наблюдени е; беседа; анализ продуктов деятельност и; мониторинг. 1.4. Планируемые результаты Целевые ориентиры раннего возраста: - ребенок интересуется окружающими предметами и активно действует с ними; эмоционально вовлечен в действия с игрушками и другими предметами, стремится проявлять настойчивость в достижении результата своих действий; - использует специфические, культурно фиксированные предметные действия, знает назначение бытовых предметов (ложки, расчески, карандаша и пр.) и умеет пользоваться ими, -владеет простейшими навыками самообслуживания; стремится проявлять самостоятельность в бытовом и игровом поведении; - владеет активной речью, включенной в общение; может обращаться с вопросами и просьбами, понимает речь взрослых; знает названия окружающих предметов и игрушек, - стремится к общению со взрослыми и активно подражает им в движениях и действиях; появляются игры, в которых ребенок воспроизводит действия взрослого; проявляет интерес к сверстникам; наблюдает за их действиями и подражает им; - проявляет интерес к стихам, песням и сказкам, рассматриванию картинки, стремится двигаться под музыку; эмоционально откликается на различные произведения культуры и искусства; - у ребенка развита мелкая моторика (игры в «Геометрик», мозаики, собирание бусы и др.), ограничено развитие крупной моторики (применение прыжков , лазание ,перешагивание) . Целевые ориентиры дошкольного возраста: Целевые ориентиры дошкольного возраста К четырем с половиной годам ребенок: - способен к устойчивому эмоциональному контакту со взрослым и сверстниками; - проявляет речевую активность, способность взаимодействовать с окружающими, желание общаться с помощью слова, стремится к расширению понимания речи; - понимает названия предметов, действий, признаков, встречающихся в повседневной речи; - пополняет активный словарный запас с последующим включением его в простые фразы; - понимает и выполняет словесные инструкции, выраженные различными по степени сложности синтаксическими конструкциями; - различает лексические значения слов и грамматических форм слова; - называет действия, предметы, изображенные на картинке, выполненные персонажами сказок или другими объектами; - участвует в элементарном диалоге (отвечает на вопросы после прочтения сказки, используя слова, простые предложения, состоящие из двух-трех слов, которые могут добавляться жестами); - рассказывает двустишья и простые потешки; - использует для передачи сообщения слова, простые предложения, состоящие из двух-трех слов, которые могут добавляться жестами; - произносит простые по артикуляции звуки; - воспроизводит звукослоговую структуру двухсложных слов, состоящих из открытых, закрытых слогов, с ударением на гласном звуке; - выполняет отдельные ролевые действия, носящие условный характер, участвует в разыгрывании сюжета: цепочки двух-трех действий (воображаемую ситуацию удерживает взрослый); - соблюдает в игре элементарные правила; - осуществляет перенос, сформированных ранее игровых действий в различные игры; - проявляет интерес к действиям других детей, может им подражать; - замечает несоответствие поведения других детей требованиям взрослого; - может заниматься, не отвлекаясь в течение трех-пяти минут; - выражает интерес и проявляет внимание к различным эмоциональным состояниям человека; - показывает по словесной инструкции и может назвать два-четыре основных цвета и дветри формы; - выбирает из трех предметов разной величины «самый большой» («самый маленький»); - усваивает сведения о мире людей и рукотворных материалах; - считает с соблюдением принципа «один к одному» (в доступных пределах счета), обозначает итог счета; - знает реальные явления и их изображения: контрастные времена года (лето и зима) и части суток (день и ночь); - эмоционально положительно относится к изобразительной деятельности, ее процессу и результатам; - владеет некоторыми операционально-техническими сторонами изобразительной деятельности с учетом ограничения манипулятивной функции; - планирует основные этапы предстоящей работы с помощью взрослого; - прислушивается к звучанию погремушки, колокольчика, неваляшки или другого звучащего предмета; узнает и различает голоса детей, звуки различных музыкальных инструментов; - с помощью взрослого выполняет музыкально-ритмические движения и действия на шумовых музыкальных инструментах; - выражает стремление осваивать различные виды движения (бег, лазанье, перешагивание и пр.); - обладает навыками элементарной ориентировки в пространстве; - реагирует на сигнал и действует в соответствии с ним; - стремится принимать активное участие в подвижных играх; - использует предметы домашнего обихода, личной гигиены, выполняет орудийные действия с предметами бытового назначения с незначительной помощью взрослого; - с помощью взрослого стремится поддерживать опрятность во внешнем виде, выполняет основные культурно-гигиенические действия, ориентируясь на образец и словесные просьбы взрослого. Целевые ориентиры освоения Программы детьми среднего дошкольного возраста с НОДА К шести годам ребенок: - проявляет мотивацию к занятиям, попытки планировать (с помощью взрослого) деятельность для достижения какой-либо (конкретной) цели; - понимает и употребляет слова, обозначающие названия предметов, действий, признаков, состояний, свойств, качеств; - использует слова в соответствии с коммуникативной ситуацией; - различает словообразовательные модели и грамматические формы слов в импрессивной речи; - использует в речи простейшие виды сложносочиненных предложений с сочинительными союзами; - пересказывает (с помощью взрослого) небольшую сказку, рассказ, с помощью взрослого рассказывает по картинке, пересказывает небольшие произведения; - составляет описательный рассказ по вопросам (с помощью взрослого), ориентируясь на игрушки, картинки, из личного опыта; - различает на слух ненарушенные и нарушенные в произношении звуки; - владеет простыми формами фонематического анализа; использует различные виды интонационных конструкций; - выполняет взаимосвязанные ролевые действия, изображающие социальные функции людей, понимает и называет свою роль; - использует в ходе игры различные натуральные предметы, их модели, предметызаместители; - передает в сюжетно-ролевых и театрализованных играх различные виды социальных отношений; - стремится к самостоятельности, проявляет относительную независимость от взрослого; - проявляет доброжелательное отношение к детям, взрослым, оказывает помощь в процессе деятельности, благодарит за помощь; - занимается доступным продуктивным видом деятельности, не отвлекаясь, в течение некоторого времени (15–20 минут); - устанавливает причинно-следственные связи между условиями жизни, внешними и функциональными свойствами в животном и растительном мире на основе наблюдений и практического экспериментирования; - осуществляет «пошаговое» планирование с последующим словесным отчетом о последовательности действий сначала с помощью взрослого, к концу периода обучения, самостоятельно; - имеет представления о независимости количества элементов множества от пространственного расположения предметов, составляющих множество, и их качественных признаков, осуществляет элементарные счетные действия с множествами предметов на основе слухового, тактильного и зрительного восприятия; - имеет представления о времени на основе наиболее характерных признаков (по наблюдениям в природе, по изображениям на картинках); узнает и называет реальные явления и их изображения: времена года и части суток; - владеет ситуативной речью в общении с другими детьми и со взрослыми, элементарными коммуникативными умениями, взаимодействует с окружающими взрослыми и сверстниками, используя речевые и неречевые средства общения; - может самостоятельно получать новую информацию (задает вопросы, экспериментирует); - обладает значительно возросшим объемом понимания речи извукопроизносительными возможностями, активным словарным запасом с последующим включением его в простые фразы; - в речи употребляет все части речи, проявляя словотворчество; - сочиняет небольшую сказку или историю по теме, рассказывает о своих впечатлениях, высказывается по содержанию литературных произведений (с помощью взрослого и самостоятельно); - изображает предметы с деталями, появляются элементы сюжета, композиции, замысел опережает изображение; - положительно эмоционально относится к изобразительной деятельности, ее процессу и результатам, знает материалы и средства, используемые в процессе изобразительной деятельности, их свойства; - знает основные цвета и их оттенки; - сотрудничает с другими детьми в процессе выполнения коллективных работ; - внимательно слушает музыку, понимает и интерпретирует выразительные средства музыки, проявляя желание самостоятельно заниматься музыкальной деятельностью; - выполняет двигательные цепочки из трех-пяти элементов; - выполняет общеразвивающие упражнения с учетом особенностей двигательного развития; - элементарно описывает по вопросам взрослого свое самочувствие, может привлечь его внимание в случае плохого самочувствия, боли и т. п. Целевые ориентиры на этапе завершения освоения Программы К семи годам ребенок: - обладает сформированной мотивацией к школьному обучению; - усваивает значения новых слов на основе знаний о предметах и явлениях окружающего мира; - употребляет слова, обозначающие личностные характеристики, с эмотивным значением, многозначные; - умеет подбирать слова с противоположным и сходным значением; - умеет осмысливать образные выражения и объяснять смысл поговорок (при необходимости прибегает к помощи взрослого); - правильно употребляет грамматические формы слова; продуктивные и непродуктивные словообразовательные модели; - составляет различные виды описательных рассказов, текстов (описание, повествование, с элементами рассуждения) с соблюдением цельности и связности высказывания, составляет творческие рассказы; - осуществляет слуховую и слухопроизносительную дифференциацию звуков по всем дифференциальным признакам; - владеет простыми формами фонематического анализа, способен осуществлять сложные формы фонематического анализа (с постепенным переводом речевых умений во внутренний план), осуществляет операции фонематического синтеза; - осознает слоговое строение слова, осуществляет слоговой анализ и синтез слов (двухсложных с открытыми, закрытыми слогами, трехсложных с открытыми слогами, односложных); - правильно произносит звуки (в соответствии с онтогенезом); - владеет доступными видами продуктивной деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности; - выбирает род занятий, участников по совместной деятельности, избирательно и устойчиво взаимодействует с детьми; - участвует в коллективном создании замысла в игре и на занятиях; - передает как можно более точное сообщение другому, проявляя внимание к собеседнику; - регулирует свое поведение в соответствии с усвоенными нормами и правилами, проявляет кооперативные умения в процессе игры, соблюдая отношения партнерства, взаимопомощи, взаимной поддержки; - отстаивает усвоенные нормы и правила перед ровесниками и взрослыми, стремится к самостоятельности, проявляет относительную независимость от взрослого; - использует в играх знания, полученные в ходе экскурсий, наблюдений, знакомства с художественной литературой, картинным материалом, народным творчеством, историческими 2. Комплекс организационно-педагогических условий: Муниципальное казенное образовательное учреждение для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи «Центр диагностики и консультирования» 663020 пгт. Емельяново, ул. Декабристов, 15 п.1 E-mail: cdk_emel@mail Рассмотрен на заседании Утверждаю директор МКОУ «ЦДК» С.В. Лосяков педагогического совета МКОУ «ЦДК» Протокол №____ от ____ .____ .2024г Приказ от . .2024г. № ____ Годовой календарный учебный график МКОУ «ЦДК» 2024-2025 учебный год № Этапы образовательного п/п процесса 1 Начало учебного года 2 Окончание учебного года 3 4 Продолжительность учебного года Диагностическое обследование 5 Начало занятий 6 Окончание занятий 7 Психолого-педагогическая и логопедическая диагностика будущих первоклассников «Скоро в школу» Текущий контроль успеваемости Промежуточная аттестация 8 9 10 11 12 13 Сроки 02.09.2024г. 30.05.2025г. 36 недель программы 1 – го полугодия 02.09.2024 – 13.09.2024 16.09.2024 программы 2 – го полугодия 09.01.25 – 22.01.25 23.01.2025 27.12.2024 27.05.2025 28-30.05.2025 11-15 ноября 10-14 марта 2024 года 2025 года 16-20 декабря 12-16 мая 2025 года 2024 года Праздничные и выходные дни 04.11.24, 30.12.2024, 31.12.2024, 01.01.25 – 08.01.25, 01.05.25, 02.05.25, 08.05.25, 09.05.25. Перенос праздничных и 04.11.2024 на 02.11.2024 по расписанию выходных дней понедельника 01.05.2025 на 22.05.2025 по расписанию четверга 02.05.2025 на 23.05.2025 по расписанию пятницы 08.05.2025 на 26.05.2025 по расписанию четверга 09.05.2025 на 27.05.2025 по расписанию пятницы Режим работы учреждения 08.00 – 17.00. Обед - 12.00 – 13.00 Пятидневная рабочая неделя (понедельник - пятница) Суббота, воскресенье – выходной Количество коррекционно-развивающих, компенсирующих занятий с обучающимися, логопедическая помощь обучающимся - за 1-ое полугодие – 34 занятия (17 недель x 2 занятия в неделю) 14 Количество коррекционно-развивающих, компенсирующих занятий с обучающимися, логопедическая помощь обучающимся - за 2-ое полугодие – 38 занятий (19 недель x 2 занятия в неделю) Организация работы в летний 02.06.2025 - 29.08.2025 согласно плану период работы 2.2. Условия реализации программы–Дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата представлены следующими категориями: - дети с церебральным параличом (ДЦП); - с последствиями полиомиелита в восстановительной или резидуальной стадии - с миопатией; - с врожденными и приобретенными недоразвитиями и деформациями опорнодвигательного аппарата. По степени тяжести нарушений двигательных функций и по сформированности двигательных навыков дети разделяются на три группы. В первую группу входят дети с тяжелыми нарушениями. У некоторых из них не сформированы ходьба, захват и удержание предметов, навыки самообслуживания; другие с трудом передвигаются с помощью ортопедических приспособлений, навыки самообслуживания у них сформированы частично. Во вторую группу входят дети, имеющие среднюю степень выраженности двигательных нарушений. Большая часть этих детей может самостоятельно передвигаться, хотя и на ограниченное расстояние. Они владеют навыками самообслуживания, которые недостаточно автоматизированы. Третью группу составляют дети, имеющие легкие двигательные нарушения, - они передвигаются самостоятельно, владеют навыками самообслуживания, однако некоторые движения выполняют неправильно. Помимо двигательных расстройств, у детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата могут отмечаться недостатки интеллектуального развития - задержка психического развития; или умственная отсталость разной степени выраженности. Самую многочисленную группу среди детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата составляют дети с детским церебральным параличом (ДЦП). При ДЦП, как правило, сочетаются двигательные расстройства, речевые нарушения и задержка формирования отдельных психических функций. Двигательные нарушения при ДЦП выражаются в поражении верхних и нижних конечностей (нарушение мышечного тонуса, патологические рефлексы, наличие насильственных движений, нарушение равновесия и координации, недостатки мелкой моторики). Из-за трудностей передвижения у детей нарушается формирование пространственных представлений, проявляющиеся в трудностях при рисовании, письме, в понимании и использовании предлогов над, под, изпод, приставок подъехал, въехал, выехал, наречий ближе, дальше; формирования схемы тела. У детей с ДЦП часто выявляется: - задержка формирования навыков; - сочетание интеллектуальной недостаточности с личностной и эмоциональной незрелостью; - задержанное формирование понятийного, обобщенного мышления из-за речевой недостаточности и бедности практического опыта; - малый объем знаний и представлений об окружающем мире. Их внимание характеризуется неустойчивостью, повышенной отвлекаемостью, недостаточной концентрированностью на объекте. Недостатки памяти ведут к медленному накоплению знаний и умений по учебным дисциплинам. У большинства учащихся отмечаются нарушения умственной работоспособности. Нарушение умственной работоспособности является главным препятствием продуктивного обучения. Отмеченные нарушения психической деятельности затрудняют усвоение этими детьми программного материала, овладение трудовыми умениями и навыками. Особенности учебной деятельности учащихся с двигательными нарушениями в значительной степени также определяются различными нарушениями речи. Характерными проявлениями речевых расстройств являются разнообразные нарушения звукопроизносительной стороны речи. Другой особенностью устной речи таких детей является своеобразие развития лексико-грамматической стороны речи. Их словарный запас ограничен: в устной речи дети пользуются в основном короткими, шаблонными, стереотипными фразами, а иногда предпочитают общаться отдельными словами. Все вышеназванные особенности развития и трудности обучения необходимо учитывать при материально-техническом обеспечении образовательной деятельности. Для организации учебного процесса, реализующего дополнительное образование детей с НОДА, создаются специальные условия: -материально-техничекие; - индивидуализация обучения (реализуется по рекомендациям ПМПК и консилиума, который проводит психолого-медико-педагогическое обследование детей с целью выявления их особых образовательных потребностей и прописывает специальные условия, в которых нуждается ребенок); - использование современных педагогических технологий, в том числе информационных, компьютерных для оптимизации занятий, повышение их эффективности и доступности; - предоставление необходимых технических средств с учетом индивидуальных особенностей ученика с НОДА. - обеспечение особой пространственной и временной организации образовательной среды; - предоставление различных видов дозированной помощи; - наглядно-действенный характер содержания обучения и упрощение системы учебнопознавательных задач, решаемых в процессе образования; - специальная помощь в развитии возможностей вербальной и невербальной коммуникации; - адаптация предлагаемого ребенку текстового материала (увеличение шрифта, обозначение цветом и т.п.); - возможность перерывов во время занятий для проведения необходимых профилактических процедур; - соблюдение максимально допустимого уровня нагрузок; - соблюдение комфортного режима образования, в том числе ортопедического режима; - создание благоприятной ситуации для развития возможностей ребенка справляться с тревогой, усталостью, пресыщением и перевозбуждением; - обеспечение обстановки сенсорного и эмоционального комфорта (внимательное отношение, ровный и теплый тон голоса педагога). Кабинет психолога имеет стул-парту для детей с ДЦП. Кабинеты имеют соответствующее методическое и дидактическое обеспечение, Специалистами разрабатываются программы по коррекции ОДА, применяются методы и приемы по работе с детьми с ОДА. 2.3. Формы аттестации – освоение адаптированных дополнительных общеразвивающих программ сопровождается проведением текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся, осуществляется в форме – психологопедагогической диагностики, с применением методов, установленных учебными планами: наблюдение; беседа; анализ продуктов деятельности; мониторинг. Текущий контроль –это оценка качества усвоения содержания компонентов какой-либо части (темы) конкретного учебного предмета, курса (модуля), в процесс ее изучения обучающимися по результатам проверок. Проводится педагогом данной учебной дисциплины, курса, модуля. Промежуточная аттестация - процедура, проводимая с целью оценки качества освоения обучающимися содержания всего объема одной дисциплины, курса, модуля, после завершения его изучения. Проводится педагогом данной учебной дисциплины, курса, модуля. Целью текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации является изучение достижения обучающимися планируемых итоговых результатов освоения программ на основе возможных достижений обучающихся. Задачи: определение динамики уровня обученности в определенной образовательной области; выявление пробелов в изученных темах и составление планов их коррекции; использование полученных показателей для проектирования и реализации образовательных маршрутов обучающихся. Текущий контроль успеваемости и промежуточнаяаттестация предусматривает сбор, обработку и анализ информации о результатах освоения образовательных программ 2 раза в год, (текущий контроль успеваемости 1 раз в год), промежуточная аттестация 1 раз в год) организуется и проводится специалистами Центра, непосредственно отвечающие за реализацию образовательных программ в соответствии с годовым календарным учебным графиком. Используемые методы не должны приводить к переутомлению обучающихся и не должны нарушать ход образовательного процесса. Материалы текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации дают объективную оценку усвоения обучающимися материала программы (программного материала) и отражаются в таблицах Приложение №1, 2. Максимальный уровень обученности воспитанников, освоения ими учебного плана программы оценивается согласно таблице: Мониторинг текущего контроля успеваемости (критерии). Результат освоения программы Владеет (+) Частично освоена (*) Не владеет (-) Уровень освоения программы Высокий уровень Средний уровень Низкий уровень Мониторинг промежуточной аттестации (критерии). Результат освоения программы Программа освоена (+) Частично освоена (*) Не освоена (-) Уровень освоения программы Высокий – полностью освоил программный курс. Средний - не полностью освоил программный курс Низкий - не освоил программный курс. Уровень обученности обучающегося (результат промежуточной аттестации): Результат освоения программы Уровень освоения программы Программа освоена Высокий – полностью программный курс Программа освоена Средний - не полностью освоил программный курс частично Программа не освоена Количество обучающихся Процент освоения программы освоил Низкий - не освоил программный курс Всего обучающихся 2.4. Методические материалы–для реализации программы специалисты в работе с детьми применяют: Современные образовательныетехнологии: разноуровневое обучение; технология использования в обучении игровых методов; информационно-коммуникационные технологии; здоровьесберегающие технологии. Методическая литература, лекционные материалы. Диагностические методики обследования детей раннего и дошкольного возраста. Дидактический материал (виды дидактических материалов). Для обеспечения наглядности и доступности изучаемого материала педагогив работе с детьми на занятиях использует наглядные пособия следующих видов: естественный и натуральный (гербарии, образцы материалов, живые объекты, игрушки животных, людей, машины т.п.); объемный (действующие модели машин, механизмов, макеты и муляжи растений и их плодов, образцы изделий); схематический или символический (рисунки, развертки, шаблоны и т.п.); картинный и картинно-динамический (картины, иллюстрации, слайды, фотоматериалы и др.); звуковой (аудиозаписи); дидактические пособия (карточки, рабочие тетради, раздаточный материал, вопросы и задания для устного или письменного опроса, практические задания, упражнения и др.); игрушки. 2.5. Рабочие программы (модули) курсов, дисциплин, которые входят в состав программы: 1. «Психолого-педагогическое сопровождение ребенка 4 лет с нарушением опорнодвигательного-аппарата» 2. «Психолого-педагогическое сопровождение ребенка 5 лет с нарушением опорнодвигательного-аппарата» 3. «Психолого-педагогическое сопровождение ребенка 7 лет с нарушением опорнодвигательного-аппарата» 4. «Психолого-педагогическое сопровождение ребенка 2 лет с нарушением опорнодвигательного-аппарата» 5. «Психолого-педагогическое сопровождение ребенка 2 лет с нарушением опорнодвигательного-аппарата 3. Список литературы 1. Архипова Е. Ф. Коррекционная работа с детьми с церебральным параличом. - М.: Педагогика, 1989. - 253 с. 2. Астапов В.М. Введение в дефектологию с основами нейро- и патопсихологии. - М.: Медицина, 1990. - 413 с. 3. Бадалян Л. О. Невропатология. - М.: Медицина, 2000. - 692 с. 4. Бадалян Л.О. Детская неврология. -- М.: ООО «МЕДпресс», 1998. - 461с. 5. Бадалян Л.О., Журба Л.Т., Тимонина О.В. Детские церебральные параличи. -- К.: Здоровья, 1988. - 267с. 6. Борякова Н.Ю., Соболева А.В., Ткачева В.В.. Практикум по коррекционноразвивающим занятиям. - М.: Сфера, 1994. - 253с. 7. Братусь Б.С. Аномалии личности. - М.: Академия, 1998. - 528с. 8. Василенко Н.А. Психопатологическая характеристика учащихся с церебральным параличом. // Дефектология. - 1980. - №1. - С.45-52. 9. Венгер Л. А. Овладение опосредствованным решением познавательных задач и развитие когнитивных способностей ребенка // Вопросы психологии. - 1983. - № 2. - С. 43 50. 10. Венгер Л. А. Развитие общих познавательных способностей как предмет психологического исследования // Развитие познавательных способностей в процессе дошкольного воспитания / Под ред. Л. А. Венгера. М.: Просвещение, - 1986. - 276 с. 11. Власова Т.А. Особенности психофизического развития учащихся специальных школ для детей с нарушением ОДА. - М.: Просвещение. -1985. - 245с. 12. Генезис сенсорных способностей / под ред. Л. А. Венгера. М.: Просвещение. - 1976. 324 с. 13. Данилова Л. А. Методы коррекции речевого и психического развития у детей с церебральным параличом. - Л. - 1977. - 365 с. 14. Диагностика умственного развития дошкольников / под ред. Л. А. Венгера, В. В. Ходмовской., - М., - 1978. - 276 с. 15. Заика Е.В. Игры для развития внутреннего плана действий школьников. // Вопросы психологии. - 1994 - № 6 - С.26-31 16. Запорожец А. В., Венгер Л. А., Зинченко В. П., Рузская А. Г. Воcприятие и действие. М.: Просвещение - 1967 - 425с. 17. Ипполитова М.В. К вопросу о преодолении пространственно-временных нарушений с ДЦП. // Специальная школа. - 1967 - №3. - С.14-18 18. Катаева А.А., Стребелева Е.А.. Дидактические игры и упражнения в обучении умственно отсталых дошкольников. - М.: Дефектология - 1994. - с.45 19. Ковалев В.В. Психиатрия детского возраста. - М.: Медицина - 1975. - с.567 20. Коррекционная педагогика. / под ред. Б.П. Пузанова. - М.: Сфера - 1998. - с.356 21. Коррекционная педагогика: Основы обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии. Учебное пособие для студентов средних педагогических учебных заведений / Б.П.Пузанов, В.И.Селиверстов, С.Н.Шаховская, Ю.А.Костенкова / под ред. Б.П.Пузанова. 3-е изд., доп. -- М.: Издательский центр «Академия». - 2001. -- 160с. 22. Крайг Г. Психология развития. - СПб.: Питер. - 2000 - 670с. Приложение №1 Муниципальное казенное образовательное учреждение для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи «Центр диагностики и консультирования» Мониторинг текущего контроля успеваемости 2021-2022 учебный год. ФИО специалиста: Должность специалиста: Возраст обучающегося (обучающихся): Название программы: Дата заполнения: Оцениваемые параметры ФИ обучающегося (обучающихся) Иванов К. Петров Ж. Результат освоения программы + - + - + - + - + - Уровень освоения программы: + - + - Высокий Низкий уровень уровень Примечание фиксация результатов: Результат освоения программы Уровень освоения программы Владеет (+) Высокий уровень Частично владеет (×) Средний уровень Не владеет (−) Низкий уровень ФИО специалиста _____________________ Приложение №2 Муниципальное казенное образовательное учреждение для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи «Центр диагностики и консультирования» Мониторинг промежуточной аттестации 2021-2022 учебный год. ФИО специалиста: Должность специалиста: Возраст ребенка (детей): Название программы: Дата заполнения: Оцениваемые параметры ФИ обучающегося (обучающихся) Иванов К. Петров Ж. Результат освоения программы Уровень освоения программы: + - + - + - + - + - + - + - Высокий Низкий уровень уровень Примечание фиксация результатов: Результат освоения программы Уровень освоения программы Программа освоена (+) Высокий – полностью программный курс освоил Частично освоена (×) Средний – не программный курс освоил Не освоена (−) Низкий – не освоил программный курс полностью Уровень обученности обучающегося (результат промежуточной аттестации): Результат освоения программы Программа освоена Уровень освоения программы Высокий – полностью освоил программный курс Программа частично Средний - не полностью освоил освоена программный курс Программа освоена не Низкий - не освоил программный курс Количество обучающихся Процент освоения программы Всего обучающихся ФИО специалиста _____________________