МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДАНИЕ ДЛЯ ДЕТЕЙ, НУЖДАЮЩИХСЯ В ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ И МЕДИКО-СОЦИАЛЬНОЙ ПОМОЩИ «ЦЕНТР ДИАГНОСТИКИ И КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ» «РАССМОТРЕНО» на заседании педагогического совета МКОУ «ЦДК» протокол № 1 от «30» августа 2021г. «УТВЕРЖДАЮ» Директор МКОУ «ЦДК» С.В. Лосяков ______________ «31» августа 2021г. ПОЛОЖЕНИЕ о Службе ранней помощи 1. Общие положения 1.1. Отдел (служба ранней помощи, далее – «Служба») является структурным подразделением муниципального казенного образовательного учреждения для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи «Центр диагностики и консультирования» (далее МКОУ «ЦДК»). 1.2. Служба ранней помощи создается для детей в возрасте от 0 месяцев до 4 лет с выявленными нарушениями развития (риском нарушения), детей «группы риска». 1.3. Деятельность Службы ранней помощи осуществляется в рамках межведомственного подхода, включающего методы и технологии медикосоциальной и психолого-педагогической помощи детям младенческого и раннего возраста с выявленными нарушениями развития (риском нарушения) и их семьям, находящимся в кризисных ситуациях. 1.4. Служба ранней помощи в своей деятельности руководствуется: - Конвенцией ООН о правах ребёнка; - Конституцией Российской Федерации ст. 43; - Федеральным законом от 24.07.1998г № 127-ФЗ «Об основных гарантиях права ребёнка в Российской Федерации»; -Законом Российской Федерации от 29.12.2012г. № 273-ФЗ «Об образовании»; - Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 4 июля 2014 г. № 41 г. Москва "Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей""; - методическими рекомендациями “О совершенствовании деятельности центров психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи” Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 10 февраля 2015г. № ВК-268/07; - рекомендациями Министерства образования и науки Российской Федерации № ВК – 15/07 от 13.01.2016; - Уставом МКОУ “ЦДК”. 1.5. Служба формируется из числа сотрудников МКОУ “ЦДК” различных специальностей в целях оказания комплексной помощи семьям, воспитывающим детей с ограниченными возможностями здоровья. В состав службы входят: руководитель структурного подразделения, педагог-психолог, учитель-логопед (специалист по ранней коммуникации), социальный педагог. Другие необходимые специалисты могут привлекаться для работы по договору. 1.6. Общее руководство деятельностью отдела (службы) осуществляется директором МКОУ “ЦДК”. Текущее руководство деятельностью Службы осуществляет руководитель отдела (службы), назначаемый на должность директором МКОУ “ЦДК” и подчиняющийся непосредственно директору МКОУ “ЦДК”. 2. Цели и задачи Службы 2.1. Целью деятельности Службы является – оказание методической, диагностической, консультативной помощи семье, имеющей ребенка с выявленными нарушениями развития (риском нарушения), подбор адекватных способов взаимодействия с ребенком, его воспитания и обучения, коррекции нарушений в развитии. 2.2. Задачи: - проведение психолого-педагогического обследования детей с нарушениями развития, риском нарушения, детей раннего возраста и их семей; - оказание комплексной коррекционно-развивающей помощи детям с нарушениями развития (риском нарушения) и психолого-педагогической поддержки их семьям; - осуществление работы по адаптации, социализации и интеграции детей с нарушениями развития (риском нарушения); - включение родителей (законных представителей) в процесс воспитания и обучения ребенка; - обучение родителей (законных представителей) методам игрового взаимодействия с детьми, имеющими нарушения развития (риском нарушения); - определение дальнейшего образовательного маршрута ребенка. 2.3. Принципы Службы ранней помощи: - межведомственное взаимодействие по компетенции органов управления и учреждений различных ведомств, от деятельности которых зависит полнота и развитие системы ранней помощи, исключающее дублирование функций, в том числе взаимодействие с общественными организациями, профессиональными сообществами, неправительственными организациями; - доступность ранней помощи (территориальная, по времени обслуживания); - открытость и прозрачность ранней помощи для потребителей и общества в целом; - непрерывность и длительность ранней помощи с предоставлением необходимых услуг в режиме сопровождения ребёнка и семьи до их завершения; - обеспечение преемственности в сопровождении ребёнка и семьи. 2.4. Направления деятельности Службы ранней помощи: - диагностическое направление, в рамках которого осуществляется деятельность по обследованию ребёнка, выявлению его особенностей развития и потребностей в ранней помощи, а также изучение потребностей и ресурсов семьи, - коррекционно – развивающее направление обеспечивает: помощь в выборе индивидуального образовательного маршрута на базе межведомственного взаимодействия, разработку и реализацию коррекционно – развивающих программ в работе с детьми раннего возраста, - консультативное направление предполагает реализацию специальных программ обучения родителей и включение их в коррекционно – педагогический процесс. 3. Основные критерии отнесения ребёнка к категории нуждающихся в ранней помощи: - возраст ребёнка в диапазоне значений от рождения до 4 лет; - наличие интеллектуальных, сенсорных, эмоциональных, двигательных, речевых недостатков развития, их сочетаний или риска их возникновений; - наличие потребности в специальном комплексном сопровождении; - семьи, осуществляющие воспитание и уход за детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми группы риска раннего возраста. 4. Категории детей, нуждающихся в ранней помощи: - дети раннего возраста; - дети с нарушениями двигательного развития; -дети с расстройством аутистического спектра; - дети с нарушением интеллектуального развития; - дети с нарушениями предречевого и раннего речевого развития; -дети со сложными (множественными) недостатками развития; -дети с хроническими соматическими заболеваниями; - дети с высокой степенью педагогической запущенности «группы риска»; - дети, воспитывающиеся в неблагоприятной социальной среде, организациях для детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; - дети из семей беженцев, вынужденных переселенцев, а также пострадавшие от стихийных бедствий и техногенных катастроф и другие. 5. Организация деятельности Службы Служба самостоятельно разрабатывает годовой план работы и расписание занятий, утверждаемые директором МКОУ «ЦДК». Содержание работы определяется программой. Технологии и методы работы специалистов Службы определяются самостоятельно исходя из особенностей психофизического развития, индивидуальных возможностей и состояния здоровья ребенка. Первичное диагностическое обследование ребенка проводится специалистами Службы на основании заявления родителей (законных представителей) ребенка, по направлению психолого-медико-педагогических комиссий (далее ПМПК), учреждений образования, здравоохранения, социальной защиты, органов опеки и попечительства, других организаций при согласии родителей (законных представителей) ребенка. Обследование ребенка без согласия родителей (законных представителей) не допускается (за исключением оговоренных законом случаев). Последовательность процесса сопровождения: оказание помощи семье начинается с момента ее обращения в Службу. Секретать (регистратор) записывает семью на первичный прием к специалистам; осуществляется первичный прием специалистом, выясняется, нуждается ли ребенок и его семья в программе раннего вмешательства. Собираются первичные данные о ребенке и его семье, оцениваются потребности семьи и ребенка, проводится первичная оценка развития ребенка, его двигательное, коммуникативное, познавательное, эмоциональное развитие, особенности взаимодействия матери и ребенка. Если у ребенка все благополучно, то специалисты консультируют семью по заявленной проблеме, вопросам развития ребенка, информируют о программах службы, предлагают развивающие занятия с ребенком со специалистами и семья продолжает самостоятельно, без помощи специалистов Службы, воспитывать ребенка. Если у ребенка в данный момент времени все относительно благополучно, но имеются биологический или социальный риск появления нарушения развития, то специалисты предлагают семье участие в программе сопровождения, которая может осуществляться на основе различных услуг (консультирования семьи в рамках «Игротеки развития», динамическое наблюдение, развивающие занятия и т.д.) Если у родителей и специалистов возникает беспокойство в связи с тем, что результаты диагностического обследования говорят об отставании ребенка в развитии или у ребенка тяжелый медицинский диагноз или уже есть нарушения развития, то принимается решение о начале сотрудничества семьи со специалистами службы для оказания помощи им и ребенку. Проводится углубленная междисциплинарная оценка специалистами психолого-педагогического консилиума Центра. Ее проводят для каждой семьи после первичного приема или после периодической оценки, если у специалистов или семьи появилось беспокойство по поводу развития ребенка. Если вновь направленный ребенок уже имеет диагностированное отставание или инвалидность, все равно специалисты проводят междисциплинарную оценку. Для каждого ребенка, который нуждается в услугах раннего вмешательства, составляется программа. Реализация программы предусматривает разработку стратегии помощи семье, включает определение услуг, которыми будет пользоваться семья для достижения запланированных результатов. Служба осуществляет услуги, которые предоставляются семье в индивидуальной и групповой форме (индивидуальные, групповые занятия, предоставление семье необходимой информации, консультирование, рекомендации, обучение родителей навыкам ухода за ребенком в домашних условиях, подбором и адаптацией вспомогательных средств по уходу за ребенком, домашние визиты). Оценка эффективности программы и ее дальнейшее развитие. Система оценивания результатов занятий с детьми выстраивается на основе мониторинга текущего контроля успеваемости и мониторинга промежуточной аттестации. Мониторинг проводится в следующих формах: диагностика, наблюдение и др. Проводится оценка программы, определяется эффективность поставленных задач и их результаты, дополнительные потребности у ребенка и семьи, изменения программы. Обсуждаются какие ожидаемые результаты уже достигнуты, какие новые задачи будут поставлены на следующем этапе помощи. Изменение стратегии оказания помощи (выбор услуг). Результаты мониторинга доводятся до сведения родителей (законных представителей) в устной форме. Переход детей и семьи в другие учреждения. По достижении ребенком 4 лет специалистами совместно с родителями планируется дальнейшее сопровождение перехода ребенка в другие учреждения. В случае необходимости ребенок направляется на ПМПК для определения дальнейшего образовательного маршрута. Родителям предоставляется информация об образовательных и социальных учреждениях района, края в соответствии с потребностями ребенка. С родителями проводится подготовительная работа к переходу: семье предоставляется информация об особенностях учреждения; для учреждения подготавливается информация о ребенке, его особых потребностях, предоставляются необходимые знания, проводится консультирование персонала по потребностям ребенка; по окончании подготовительного этапа ребенок начинает посещать учреждение. При поступлении ребенка в Центр на него заводится личная карта, которая ведется в течение всего времени пребывания ребенка в Центре. В карту заносятся дата обследования, результаты диагностических обследований (протоколы обследования), наименование и результативность прохождения ребенком индивидуально-ориентированной программы. Между руководителем МКОУ «ЦДК» и родителями ребенка (законными представителями) заключается договор. Основными видами работы с ребенком и его семьей являются индивидуальные и групповые занятия, консультации (включая домашние визиты), включение в «Игротеку развития», семинары, мастер-классы, гостиные для родителей (законных представителей). Занятия с детьми специалисты Службы проводят с участием родителей (законных представителей); возможно проведение интегрированного занятия с одновременным участием двух различных специалистов. Режим занятий регламентируется расписанием, утверждаемым директором Центра и составляемым с учетом соблюдения санитарно–гигиенических и психолого-педагогических требований, а также с учетом режима посещения ребенком основного образовательного учреждения. Максимальная нагрузка индивидуальных и групповых занятий с ребенком не должна превышать 6 часов в неделю. Индивидуальная и групповая работа специалистов Службы составляет 2 занятия в неделю. Продолжительность занятий определяется СанПиНами. Численный состав групп зависит от целей и задач программы и имеющихся условий, соответствующих требованиям к помещениям для организации основных видов деятельности. Наполняемость групп быть не более 12-14 человек. Результативность проводимой коррекционно-развивающей работы определяется на основе мониторинга промежуточной аттестации, по итогам которого: - дети, достигшие положительных результатов, завершают занятия в Службе; - дети, не достигшие положительных результатов, продолжают занятия в Службе и по достижению 4-летнего возраста родителям рекомендуется обследование в ПМПК для определения дальнейшего образовательного маршрута. Мониторинг промежуточной аттестации проводится специалистами Службы. Специалисты Службы имеют право на выезд домой к ребенку. Распределение рабочего времени специалистов Службы ранней помощи определяется режимом получения услуг, а также нормами времени, отведенными на выполнение этих услуг, другими нормативными документами. 6. Управление и руководство Службы ранней помощи. Руководство Службой ранней помощи осуществляет начальник отдела (руководитель Службы) ранней помощи, подчиняющийся непосредственно директору Центра. 7. Ответственность и обязанность сторон: Директор Центра обязан: - представить оборудование и оснащение отдела (службы) ранней помощи; - осуществлять контроль за организацией деятельности отдела (службы) ранней помощи. Педагоги обязаны: - рассматривать вопросы и принимать решения строго в границах своей профессиональной компетентности; - применять современные обоснованные методы диагностической, развивающей, коррекционной, профилактической работы; - в решении всех вопросов исходить из интересов ребенка; - хранить профессиональную тайну, не распространять сведения, полученные в результате диагностической, консультативной и других видов работ. Педагоги несут ответственность: - за адекватность используемых диагностических, развивающих, профилактических методов и средств; - за оформление документации в установленном порядке; - за качество предоставляемых образовательных услуг. 8. Права сторон: педагоги имеют право: - самостоятельно определять приоритетные направления работы по запросам родителей (законных представителей), детей с учетом конкретных условий Центра; - самостоятельно формулировать задачи работы с детьми и родителями (законными представителями) ребенка, выбирать формы и методы реализации поставленных задач; - рекомендовать родителям (законным представителям) ребенка консультирование, обследование в ПМПК. Родители (законные представители) имеют право: - защищать права и интересы ребенка; - вносить предложения по улучшению работы с детьми; - на конфиденциальность информации о ребенке и его семье. 9. Документация Службы ранней помощи. Перечень документации Службы ранней помощи: - общее расписание работы специалистов; - личные карты детей; - журнал диагностики; - журнал консультаций; - журнал посещения занятий; - журнал учета заседаний ППк и обучающихся, прошедших ППк; - журнал направлений обучающихся на ПМПК; - журнал регистрации коллегиальных заключений ППк; - диагностическая документация (протоколы или заключения по результатам обследований); - аналитическая документация (отчеты, справки, протоколы ППк и т.д.); - отчет о деятельности Службы ранней помощи за учебный год.